Замуж с разрешения брата в обход мнения отца
Вопрос № 98354: «Я живу в стране, где запрещена полигамия. «Традиционный брак» (аз-заувадж аль-урфий)[1] тоже не возможен, т.е. я не могу его зарегистрировать когда-нибудь. Дело в том, что «вали» (опекун) не допускает мысли о том, чтоб позволить одной из своих дочерей выйти замуж подобным образом.
Какое может быть решение, принимая во внимание, что у меня есть жена, но мне нравится эта девушка и она согласна на такое замужество? Её младшему брату 25 лет, он тоже согласен, но он говорит, что нам надо будет сохранить в тайне это замужество».
Ответ: Хвала Аллаху!
Во-первых: Мы не понимаем, как некоторые, кому Аллах дал власть над мусульманами, смеют идти против Аллаха и Его религии. Они не просто, не довольствуются отказом от постановлений, которые были ниспосланы Аллахом, но они также идут против шариата, идут против его правил и насмехаются над ним.
Как один из примеров – это то, что они налагают запрет на то, что дозволено и отвергают это, а также распространяют запретное и поддерживают его.
Если кто-либо совершает грех и это касается только его, дело не столь опасно, как если кто-либо пропагандирует грех силами закона: если человек совершает грех – его поощряют, а кто не совершает – его наказывают. Мы просим Аллаха, чтоб Он привел в порядок дела мусульман, как правителей, так и подчиненных.
Если бы они задумались на мгновение об участи, которая их ждет в тесной могиле, в которой у них не будет подчиненных, последователей, министров, имущества, корон, еды и питья, они бы поняли эту проблему и осознали ее серьезность, и что здесь нет повода для шуток. Если бы они подумали о встрече с Господом, они бы пересмотрели выбранный путь. Если бы Аллах видел в них, хоть немного блага, Он бы направил их.
Во-вторых: Вы должны понять, что недопустимо жениться без «вали» (опекуна) этой женщины. Если у нее есть отец, тогда у брата нет никаких прав для организации её замужества. Отец теряет право на опеку, если только будет доказано, что он запрещает замужество дочери, без законных по шариату причин или потому что нет на то оснований, которые были бы допустимы в шариате.
Если он не допускает замужество как в случае, описанном вами, то он поступает правильно и это будет в соответствии с шариатом и здравым смыслом. Как вы хотите жениться на его дочери, без документов, которые регистрируются государством? Знаете ли вы об отрицательных последствиях, к которым это может привести?
Официальное засвидетельствование и регистрация брака – и других видов соглашений – это не нововведение в исламе, наоборот это относится к «аль-масалих аль-мурсаля» к пользам, которые идут в соответствии с шариатом.
«аль-Масалих аль-мурсала» – это те, пользы, которые Законодатель не предписал, но и не отменял.
Постановления по этим пользам – «аль-масалих аль-мурсаля», должны базироваться на общих принципах шариата.
Шейх аль-Ислам Ибн Теймийа (да помилует его Аллах) определяя смысл «аль-масаалих аль-мурсала» сказал: «Речь идет о случаях, когда «муджтахид» полагает, что это действие с большей вероятностью, принесет определенную пользу, и в шариате нет ничего, что запрещало бы это». См. «Маджмуат аль-Фатава» (11/342, 343).
Существует несколько преимуществ, которые дает документальное подтверждение брака:
1) Защита прав жены, например, доказательство отсрочки выплаты, части «махра», запись условий оговоренных ею, и разрешение ей пользоваться частью ее наследства (собственности) от мужа и детей.
2) Доказательство происхождения детей от нее и их отца.
3) Предотвращение того, что с ней заключат другой брачный контракт, когда она замужем за другим мужчиной.
4) Защита прав мужа, поскольку записывается «махр» полученный женой.
5) Предотвращение того, что муж жениться на более чем 4 женах.
И много других преимуществ, которые не воспрещены в шариате, а напротив в значительной степени они оговорены как условия брака, чтоб защитить права людей и хранить их от зла.
В «аль-Маусу’а аль-Фикхийа»\ В книге «Правовая энциклопедия», (6/170) говорится:
«Аллах узаконил запись и свидетельствование для защиты прав людей. Он говорит: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор». (аль-Бакара, 2:282)
Ислам предписывает письменное свидетельствование некоторых обязательств по причине их важности, например, как если дело касается брака». Конец цитаты.
Ученых Постоянного Комитета спросили: «Является ли необходимым во время замужества присутствие человека, который будет диктовать опекуну девушки, формулировку «предложения взять замуж», а мужу диктовать формулировку «выражения согласия»? Будет ли брак действителен без такого человека, если все остальные условия и необходимые положения выполняются»?
Они ответили: «Если ситуация такова, как описана в вопросе, то есть, когда сформулировано предложение и соглашение от отца и от вас, и при этом присутствуют свидетели, и девушка, упомянутая в брачном соглашении дает согласие, тогда брак считается действительным. Даже если другой человек не заключал брачный контракт между вами, поскольку это не является условием для действительности или заключения брака. Это требование правительства, чтоб люди заключали брачный контракт перед уполномоченным лицом, и тот делал запись об этом, предусмотрено, чтоб избежать беспорядка и защитить людей от легкомысленного отношения к браку, а также, чтоб защитить родословную, честь и права людей. Кроме того, чтоб избежать отказов от первоначальных соглашений в случае возникновения спора.
Подчинение властям в таком благом деле является обязанностью, потому что это помогает им должным образом управлять делами людей и служит их интересам». Шейх Ибрахим ибн Мухаммад Ааль аль-Шейх, Шейх ‘Абд аль-Раззакъ ‘Афифи, Шейх ‘Абд-Аллах ибн Гудейан, Шейх ‘АбдаЛлах ибн Муниа.
См. «Фатауа аль-Лажна аль-Да’има» (18/105, 106).
На основании этого, является допустимым тот факт, что отец этой девушки отказал вам в замужестве на ней, по причине запрета в этой стране на полигамные браки. То, что он сделал, не идет в разрез с Шариатом, и не позволительно вам жениться на ней без разрешения её отца.
Тот факт, что её брат выступает в качестве «вали» (опекуна), не имеет законной силы, если у нее есть отец, и любой брачный контракт, который заключен с ней – недействителен и не принимается!
В-третьих: Что касается традиционного брака «аз-заувадж аль-‘урфий» – он бывает двух видов:
1) Когда женщина выходит замуж тайно, без согласия ее «вали» (опекуна).
Это то, о чем думают люди, когда используется это слово. И если это так, тогда этот брак – запретный и он недействителен. Потому что согласие «вали» – это одно из условий действительности брачного соглашения.
2) Брак с согласия опекуна, но без объявления или разглашения о нем, а также официального документального засвидетельствования о нем.
Хоть этот брак и действителен, т.к. выполняются его условия, но он все же приводит ко многим негативным последствиям, и те ученные, которые изучили этот вопрос, постановили, что это определенно является недопустимым, особенно по причине отсутствия официальных, регистрирующих этот брак, документов.
В вашем случае, отец девушки не согласен на брак. Поэтому женитьба не допустима по двум причинам:
1) «Вали» не дает свое согласие.
2) Брак не будет документально засвидетельствован.
В ответе на вопрос номер 2127 вы найдете важное обобщение по условиям брака и условиям опекунства.
В ответе на вопрос 7989 вы найдете более подробную важную информацию о важности опекуна, как одного из условий действительности брака.
В ответе на вопросы 45513 и 45663 вы найдете подробное обсуждение постановления по поводу «традиционного брака».
А Аллаху об этом ведомо лучше.
[1] Термин «аз-заувадж аль-урфий», ранее применялся относительно брака, который не регистрировался в официальных государственных службах. Затем его значение стало применяться шире и использоваться в определении «секретным бракам», а так же к любому браку, который заключен не в соответствии с Шариатом, и стал распространяться среди людей, и приобрел некоторую традиционность». См. Книгу «Шарх Умдат аль-Фикх» Шейх АбдаЛлах ибн Абдул-Азиз аль-Джибрин 2\1253. От переводчика.
http://imamdag.wordpress.com