Можно ли выйти замуж не спросив грешного и заблудшего отца?
??? ???? ?????? ??????
Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения Пророку Мухаммаду.
А затем:
Спросили Имама Иззуд-дина ибн Абду-Салама аш-Шафии (578-660 г.)
Вопрос: «Считается ли действительным попечительство («виляйя») грешника («фасикъа») или нет? Если таковой, опираясь на свое право попечительства, выдал замуж свою подопечную, считается ли подобный брак действительным или нет»?
Ответ: «Более правильное мнение здесь, это то, что грешность (нечестие) – «фискъ», не воспрещает право попечительства в браке, потому что праведность (справедливость) – «адаля», было установлено условием в попечительстве, для побуждения попечителей действовать в пользу попечительства (виляйят) и отстранения от этого вреда. Естественное чувство[1] попечителя, побуждает его к приобретению блага в браке и ограждения какого-либо срама (стыда) от самого себя от своей подопечной. Таким образом, естественный стимул сильнее, чем стимул требуемый шариатом[2]«. См. «Китаб аль-Фатава» стр. 44.
Сказал Имам аль-Багъави аш-Шафии в своей книге «Шарх ас-Сунна» 9\46: «Ученые разногласили по поводу грешника (нечестивца), имеет ли он право попечительства на выдачу замуж? Большинство сказало, что он имеет это право попечительства».
Сказал Шейх Саийд Сабик в своей книге «Фикъх ас-Сунна» 2\185: «Не является праведность – «адаля», условием в попечительстве, т.к. грешность (нечестие), не лишает правоспособность на выдачу замуж, кроме случая, когда нечестие переходит границы полной безнравственности. В этом случае попечителю не доверяется то, что находится под его опекой, и он лишается своего права на попечительство».
Под переходом всех границ безнравственности, следует понимать полное отсутствие у опекуна понимания того, что заключает в себе благо для его подопечной и ее религии. Когда, допустим отец, погрязший в грехе и безнравственности, препятствует своей богобоязненной, целомудренной дочери выйти замуж за достойного парня и желает выдать ее за такого же как он безнравственного человека, который погряз в грехах. В таком случае, девушка и если есть, кто-то их благоразумных родственников, должны обратиться в шариатский суд, к Имаму-кадию мечети или другим духовным авторитетам в их местности, для того, чтоб поднять вопрос о лишении такого родителя права опекунства и Имам-кадий может выдать ее замуж.
В случае отсутствия отца, право на опекунство переходит к мужчинам по отцовской линии[3]. Все это для того чтоб будущий опекун, проявил должное внимание замужеству этой девушки, выдавая её за того, кто будет хранить её религию и честь. Брак заключенный кем-то при наличии более близкого опекуна, является не действительным.
Если отец мусульманин, будь он грешник или приверженец нововведенных убеждений или практикует новшества, не выводящие его из Ислама, никто не может лишать его права на опекунство, за его грех или новшество!
Вопрос лишения права опекунства, из-за препятствия опекуна выдать замуж подопечную за достойного (равного ей) жениха, без шариатской причины, должен решаться на уровне Правителя[4], Шариатского судьи или авторитетных духовных лиц в обществе, либо, по крайней мере, авторитетных для обеих сторон (для сватающего парня и отца девушки). Лишенный права опекунства родитель, должен присутствовать при этом, для того чтоб пояснить причины своего отказа выдать дочь замуж за того или иного претендента, а судья решает по Шариату, является это уважительной в Шариате причиной или нет.
Как указывает Шейх Сайид Сабик: «Но если препятствие опекуна на замужество своей подопечной, вызвано уважительной причиной: как то, что сватающийся к ней не подходит для нее (не равен ей), либо «махр» предлагаемый им, меньше обычного, либо есть другой претендент более подходящий. Попечительство в таком случае остается закрепленным за отцом и не переходит ни к кому другому, т.к. он (отец) в этом случае не считается «несправедливо препятствующим замужеству»". 2\193.
Еще более опасным и ответственным, считается обвинение в неверии того или иного опекуна за его заблудшие взгляды. Это требует учета всех предусмотренных Шариатом процедур суда, установлением судьей довода (худжи) над обвиняемым, с учетом всех условий и устранением всех воспрещающих подобное обвинение обстоятельств.
Практикуемое у нас в Дагестане, замужество без разрешения отца мусульманина, лишь по причине того, что он не выдаст девушку за парня который «ушел в лес», или по другим причинам недоверия к жениху, является не допустимым в Шариате.
Отец мусульманин, будь он грешен или будь он практикующим новшества, является опекуном своей дочери и брак без его разрешения недействителен. Границы, переступая которые, грешник лишается права опекунства, определены Шариатом, так же как границы выводящие мусульманина из Ислама определены Шариатом. Процедура лишения так же определена и указано, кто является компетентным лицом, устанавливающим шариатское решение, и кто заменяет опекуна в этом случае. А отказ выдать замуж свою дочь за того, кто может подвергнуть опасности ее жизнь, религию, здоровье, честь и имущество, является шариатской причиной. Отец имеет полное право подыскать для своей дочери не менее достойного претендента мусульманина, который не будет своими действиями, подвергать его дочь опасности. Таким же образом в случае отсутствия отца, это право принадлежит всем попечителям девушки по отцовской линии.
А Аллаху об этом ведомо лучше. Хвала Ему бесконечная, мир и благословения нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
[1] Отцовство, братство и родство по отцовской линии.
[2] Т.е. забота отца или брата о замужестве и будущей судьбе своей дочери или сестры, стимулирует его к более тщательному подходу к её замужеству, чем забота того, кому дано право попечительства Шариатом (правитель, судья), но он не связан с подопечной, родственной связью. Пояснение переводчика.
[3] Дед по отцу, затем, братья по отцу и матери, затем братья по отцу, затем родные дяди по отцу, затем сыновья родных дядей по отцу, и только в последнюю очередь правитель. См. «аль-Икъна» Имама ащ-Щербини аш-Шафии 2\234.
[4] Одним из двух столпов, того чтоб считаться правителем, является сила. Силой в суде между людьми, является сила в Знании, сила характера, сила в исполнении постановлений, без проявления небрежности в этом… См. комментарии Шейха аль-Усеймина к книге Ибн Теймийи «ас-Сийяса аш-Шаръийя» стр. 44.
http://imamdag.wordpress.com