Какое положение занимает в исламе поздравление с приходом благословенного месяца рамадана?
О ПОЗДРАВЛЕНИЯХ С ПРИХОДОМ МЕСЯЦА РАМАДАН!
Отвечающий на вопрос шейх Умар ибн Абдуллах.
Преподаватель в институте города касыма Саудовская Аравия 2004г.
Вопрос:
Какое положение занимает в исламе поздравление с приходом благословенного месяца рамадана? Мы слышали, что некоторые порицают это, говоря, что это из нововведений в исламе. Желаем разъяснения?
Ответ:
Хвала Аллаху, мир и благословение рабу Его избранного посланника Мухаммада (с.а.с).
И затем: Это исследование я провёл вокруг положения о поздравление с приходам благословенного месяца рамадан. И до того, как начать эту тему хотелось бы в начале упомянуть как ислам относиться к самим поздравлениям.
И сказано о поздравлениях, что основа их это обычаи, а основа в обычаях дозволенность (мубах), пока не придёт запрет от Аллаха или Его посланника. А также на это указывает то, что сахаба поздравляли с праздниками.
Сказал шейх Абдурахман Асса`ди когда его спросили о поздравлениях, как это приведено в фетве 348(маджмуа аль камели лимуаллефатихи).
«Это положение и похожие на неё, стоит на велико-полезной основе, и то что все обычаи из слов и дел построены на разрешённости и не запрещено ни что из этого и не считается не желательным кроме как об этом сказал Аллах или передал от Него посланник (с.а.с) или в них содержаться вред со стороны шариата.
И эта основа великая, на которую указали Коран и Сунна. А также об этом говорили учёные как шейхуль ислам ибну Теймия и другие.
И это положение, о котором было спрошено, т.е. поздравление с началом рамадана и которые, похожие на это положение. То поистине люди этим поздравлениями не намериваются поклоняться. И поистине это просто обычаи, которые распространены среди людей и нет в этом опасности. И в этих поздравлениях польза, ведь в них дуа которые верующие распространяют между собой, а также смягчаются сердца друг к другу т.к. это известно кто бы ни делал другому хорошее, то он остаётся в душе другого хорошим.
А что касается ответа на поздравления, то мы считаем, что отвечать необходимо т.к. в этом хорошее дело (справедливость) и ещё если не отвечать на поздравления, то это взращивает в душе ненависть одних к другим и недружелюбие.
И потом знай, то что есть очень хорошее правило” То, что в обычаях и в дозволенности есть общее благо и польза от дел, которые любит Аллах, по причине хорошего результата и то, что за ними следует, и также что касается плохих обычаев и то, что за ними следует из зла и вреда по причине этого зла они и стали запретными, и примеров на это правило очень много». (закончились слова шейха Асса`ди)
И использовал Шейх Ассa`ди эти правила хороших обычаев таких как поздравления с началом рамадана когда ученик его шейх Абдуллах ибн `Акиль послал ему письмо в начале рамадана 1370 по хиджре, написав в этом письме поздравления с началом рамадана и ответил ему шейх Асса`ди:
“ Пришло ко мне твоё письмо под номером 9\19 и читал я его радостный, и том что в нём из поздравлений с рамаданом, и я надеюсь что Аллах сделает для нас и вас много благ, которые несёт этот месяц, и даст нам долю и награды этого месяца и также желаю от Аллаха много всяких благ и польз». Аджвибату аннафи`а 280.
А также у шейха есть упоминание в (манзума аль каваид) которые он констатировал об-этом положение. Для полного разбора смотри (аль мувафакат) имама Ашшатыби 2\212-246. И в той работе очень полное изложение об обычаях, и как смотрит на это шариат Аллаха.
И когда стало ясно то, что поздравления из раздела обычаев, то нельзя порицать это, а можно порицать только то, что порицал Аллах. И посмотрите как шёл ислам в общем с некоторыми обычаями арабов и даже побуждал к некоторым из них, и запретил другие наподобие (коленопреклонение во время приветствия (и т.д. и т.п.)
И также было бы уместно привести некоторые хадисы на эту тему.
1) Хадис от Абу Хурайры то, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: “ Идёт к вам месяц рамадан, месяц благословенный, сделал Аллах обязательным в этом месяце пост, открываются в нём двери неба и закрываются двери ада и привязываются шайтаны, и у Аллаха есть в этом месяце одна ночь, которая лучше чем тысяча месяцев и кто лишён благо в нём, то он лишенный благо всего.” Хадис передал имам Аннасаи и имам Ахмад (сказал шейх Альбани хадис достоверный).
Говорит имам ибн Раджаб в (Аттоиф 279): Посланник Аллаха (с.а.с) радовал сподвижников с приходом рамадана. И сказали Учёные - что этот хадис в основе своей о поздравлении людей с месяцем рамадан.
2) Хадис. Сказал Анас ибн Малик: “Пришёл месяц и сказал Посланник Аллаха (с.а.с.) : "Поистине этот месяц, который пришёл к вам, и в нём есть ночь, которая лучше чем тысяча месяцев, а кто лишился этой ночи, тот лишился всех благ, и не лишается всех благ кроме как лишенный" (сказал шейх Альбани хороший достоверный хадис).
Говорит ибн Кудама в (мугни 294\3). Сказал имам Ахмад:
«Не беда, если один человек скажет другому “ Да примет Аллах от нас и от вас “.
Привели люди шама (Сирия, Палестина, Иордания, Ливан) от Абу Умамы:
“Говорил ли об этом Василя ибн аль Аска “? ответил “ Да “. Значит, не порицал он, чтобы один другому сказал в это дни праздника?” Ответил “ Нет, не порицал”.
Сказали что у поздравления в праздничные дни такое положение, а что касается о наступление месяца рамадана, в котором собралось всё из поклонений, милости, умножение благ и торговли с Аллахом, то говорят что более достойно.
Но Аллах знает лучше!
И также взяли на разрешенность поздравления из истории с Ка`бом ибн Маликом когда Аллах принял его покаяние встал к нему Тальха (да будет доволен им Аллах) и начал его поздравлять. Сказал ибн аль-Кайим в (зад аль ми` ад) 3\585
“В этой истории доказательство на разрешённость поздравлять, у кого выявилось какое-то благо в религии, можно даже вставая перед ним, с рукопожатием, и это из желательной сунны. И также у кого выявилось благо житейское, тоже поздравлять его из хорошей сунны.
И хорошо ему сказать “ Поздравляю тебя с тем, что Аллах тебе дал” или наподобие этого.…
И нет сомнения в том, что приход рамадана из благ религии, и он более достойный, чтобы поздравлять с ним.
И как же если пришло от праведных предков что они спрашивали у Аллаха 6 месяцев, чтоб дал им встретить рамадан, а после окончания его также 6 месяцев, чтоб принялось от них?!
Сказал Хафиз ибн Хаджар: «И этим хадисом приводят как довод из общего положения по поводу поздравлений, в том, что пришло из благ, или кому-то Аллах проявил какую-нибудь милость тем, что освободился от бед, с тем, что можно делать сяждя щукр или кого-то утешать. Также смотри (вусуль аль амани) имама Ассуюти.
Подведение итога о поздравлениях с месяцем рамадан.
И после этого лаконичного изложения выявилось то, что эта тема насчёт поздравлений с приходом месяца рамадан очень обширная, и она указывает на то, что не запрещается поздравлять, а также нельзя порицать тех, кто этого не делает. Но Аллах знает лучше
P.S. Как то я спросил имама ибн База по поводу поздравлений с рамаданом? Он ответил: “Это благое дело “
И также я спросил шейха ибн Усаймина об этом же. Он сказал “Очень благое дело “.
И как то был спрошен шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти, об этом же положении и после долгой речи он сказал:
“Я не знаю, чтобы были определённые виды в этом положение, кроме как пришло о двух праздниках (как мы уже говорили выше). И если человек ограничится этим в том, что пришло, то это лучше, но если кого-то кто-то поздравил, то нет проблем чтоб ответить, т.к. это из раздела вернуть приветствие лучшим видом, или какой-то человек связался со своим братом по телефону или навестил его и сделал ему дуа наподобие: “Я прошу Аллаха, чтоб Он нам помог быть в подчинение Ему…” то нет в этом проблем ин ша Аллах, т.к. всё в дуа это благо, но не скажем что нужно какие-то специальные дуа или специальные поздравления (приведено из кассеты ( адаб аль исти`зан).
Я прошу Аллаха, чтоб была польза от этой работы, и если правильно-то от Аллаха, а если ошибся, то люди ошибаются.
И прошу у Аллаха прощения и каюсь Ему.
Да благословит Аллах и приветствует посланника Аллаха, его семью и его сподвижников.