Достоинства месяца Мухаррам и поста Ашура
Каковы достоинства месяца Мухаррам и поста 'Ашура?
Альхамду Лиллях (Хвала Аллаху)
ГосподуМиров, и мир и благословения нашему Пророку Мухаммаду, Печати Пророкови Главе Посланников, и всему его семейству и сподвижникам.
Священныймесяц Аллаха Мухаррам - благословенный и важный месяц. Это - первыймесяц Хиджри-календаря и один из четырёх священных месяцев, о которыхАллах говорит (интерпретация значения):
”Поистине, числомесяцев у Аллаха - двенадцать месяцев (через год), так былопредопределено Аллахом в День, когда Он создал небеса и землю; из нихчетыре являются священными. Это - истинная религия, поэтому непричиняйте себе в этом зла ...” [аль-Тауба 9:36]
Абу Бакра(Ради-Аллаху ‘анху) сообщил, что Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам)сказал: "В году двенадцать месяцев, из которых четыре являютсясвященными, три последовательных месяца Зуль-Када, Зуль-Хиджжа иМухаррам, и Раджаб Мудар, который находится между Джумада и Шабаном”.(Передано аль-Бухаари, 2958).
Мухаррам так назван, потому что он - священный (Мухаррам) месяц, и чтобы подтвердить его святость.
СловаАллаха (интерпретация значения): "поэтому не причиняйте себе зла …”означают: не вредите себе в эти священные месяцы, потому что грех в этимесяцы хуже, чем в другие месяцы.
Передали, что Ибн ‘Аббассказал, что эта фраза (поэтому не причиняйте себе зла…) относилась ковсем месяцам, затем эти четыре были выделены и сделаны священными, такчто грех в эти месяцы более серьёзен, и благодеяния приносят большуюнаграду.
Кутада сказал в отношении этой фразы (поэтому непричиняйте себе зла…), что прегрешение во время священных месяцев болеесерьёзно и более греховно, чем прегрешение в любое другое время.Прегрешение является серьёзным вопросом в любое время, но Аллаахотягощает какой бы то ни было из Его приказов по Его желанию. Аллаахвыбрал некоторых из Его созданий. Он выбрал Посланников среди ангелов иПосланников среди человечества. Он выбрал из речи Его поминание (зикр).Он выбрал из земли мечети, из месяцев - Рамадан и священные месяцы, издней - пятницу и из ночей - Лайлат аль-Кадр, так благоговейте передтем, что Аллах повелел нам чтить. Люди понимания и мудрости чтят вещи,которые Аллах велел нам чтить. (Суммировано из Тафсира Ибн Касира,Рахима-хуллаа. Тафсир Суры Ат-Тауба, аайя 36).
Достоинство соблюдения большего количества нафиль постов во время Мухаррама.
АбуХурейра (Ради-Аллаху 'анху) сообщил: "Посланник Аллаха (Салл Аллаху'Алейхи уа Саллам) сказал: ‘Лучшим постом после Рамадана является поств месяц Аллаха Мухаррам.’” (передано Муслимом, 1982).
Фраза"месяц Аллаха”, соединяющая название месяца с именем Аллаха вграмматической структуре родительного падежа, показывает важностьмесяца. Аль-Кари сказал: "Совершенно ясное значение - весь месяцМухаррам”. Но было доказано, что Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам)никогда не постился весь месяц целиком, кроме Рамадана, так что этотхадис, вероятно, предназначен, чтобы поощрить увеличить свои посты вовремя Мухаррама, не означая, что нужно поститься в течение всегомесяца.
Передали, что Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам)обычно больше постился в Шабан. Вероятно, что достоинство Мухаррам небыло сниспослано ему до конца его жизни, прежде, чем он мог поститься втечение этого месяца. (Шарх аль-Навави ‘аля Сахиих Муслим).
Аллах выбирает любое время и места, как Он пожелает
Аль-Иззибн ‘Абд аль-Салаам (Рахима-хуллаа) сказал: "Времени и месту можно датьпривилегированный статус двумя способами - или временный, илирелигиозный/духовный. В отношении последнего потому, что Аллах даруетЕго щедрость Его рабам в то время или в тех местах, давая засовершённые дела большую награду, как например, вознаграждая в большейстепени за пост в Рамадан, нежели за пост во все другие времена, итакже в день Ашура, достоинство которого происходит из-за щедрости идоброты Аллаха к Его рабам в этот день …” (Кауа’ид аль-Ахкаам, 1/38).
ИбнАббас (Ради-Аллаху 'анху) передал: ”Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уаСаллам) прибыл в Мадиину и увидел, что евреи постились в день ‘Ашура’.Он сказал: "Что это?" Они ответили: "Это - праведный день, это день,когда Аллах спас Детей Израиля от их врагов, так что Муса постился вэтот день". Он сказал: "У нас больше прав на Мусу, чем у вас", так чтоон постился в тот день и предписал [мусульманам] поститься в тотдень"”. (Передано аль-Бухаари, 1865).
"Это - праведный день” –в сообщении, переданном Муслимом, [евреи сказали:] "Это - великий день,в который Аллах спас Мусу и его народ и утопил Фараона и его людей”.
"Мусапостился в этот день” – сообщение, переданное Муслимом, добавляет: "…вблагодарение Аллаху, поэтому мы постимся в этот день”.
Согласно сообщению, переданному аль-Бухаари: "…поэтому мы постимся в этот день, чтобы чтить его”.
Версия,рассказанная Имамом Ахмадом, добавляет: "Это - день, в который Ковчегосел на горе Джуди, поэтому Нух постился в этот день в благодарение”.
"ипредписал [мусульманам] поститься в этот день” – согласно другомусообщению, также переданному аль-Бухаари: "Он сказал своимСподвижникам: "У вас больше прав на Мусу, чем у них, поэтому поститесьв этот день”.
Практика поститься на Ашура была известна даже в дниДжахилийи, до миссии Пророка. Передано, что Аайша (Ради-Аллаху 'анхаа)сказала: "Люди Джахилийи обычно постились в этот день…”
Аль-Куртубисказал: "Возможно, у Курейшитов был обычай поститься в этот день наоснове некоего прошлого закона, как например, такового от Ибрахима, мирему”.
Также передали, что Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уаСаллам) обычно постился на Ашура в Мекке, до того, как мигрировал вМадиину. Когда он мигрировал в Мадиину, он узнал, что евреи празднуютэтот день, поэтому он спросил их, почему, и они ответили как описано ввышеуказанном хадисе. Он приказал, чтобы мусульмане отличались отевреев, которые сделали из него праздник, как рассказано в хадисе АбуМуусы (Ради-Аллаху 'анху), который передал: ”Евреи обычно делали деньАшура праздником [согласно сообщению, переданном Муслимом: день Ашурапочитался евреями, которые сделали его праздником. Согласно другомусообщению, также переданному Муслимом: жители Хайбара (евреи) обычнопраздновали его, и в этот день их женщины, как правило, надевали своидрагоценности и символы]. Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам)сказал: ”Поэтому вы [мусульмане] должны поститься в этот день.’”(Передано аль-Бухаари). Очевидно, что поводом к приказу для мусульманпоститься в этот день было желание отличаться от евреев, так чтобымусульмане постились, в то время, как евреи - нет, потому что люди непостятся в день празднования. (Суммировано из слов аль-Хафиза ибнХаджара – Рахима-хуллаа – в Фатх аль-Баари Шарх ‘аля Сахихаль-Бухаари).
Пост на Ашура был постепенным шагом в процессевведения поста как предписанной обязанности в Исламе. Пост появился втрёх формах. Когда Посланник Аллаха (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам)прибыл в Мадиину, он указал мусульманам поститься три дня каждогомесяца и в день Ашура, затем Аллах сделал пост обязательным, когда Онсказал (интерпретация значения): "… соблюдение поста предписано вам…”[аль-Бак'ара 2:183] (Ахкаам аль-Кур‘ан аль-Джассаса, часть 1).
Споста на Ашура обязанность была перенесена на пост в Рамадан, и это –одно из доказательств в области Усуль аль-Фикха, что возможно отменятьболее лёгкую обязанность в пользу более обременительной обязанности.
Дотого, как обязательность поста на Ашура была отменена, пост в этот деньбыл обязательным, как можно увидеть из ясного приказа соблюдать этотпост. Затем, позднее, это было дополнительно подтверждено, затем вновьподтверждено в виде общего приказа, обращённого к каждому, и ещё разприказав матерям не кормить грудью их младенцев во время этого поста.Передано Ибн Мас’удом, что, когда пост в Рамадан был сделанобязательным, обязанность поститься на Ашура была отменена, то естьпоститься в этот день не было больше обязательным, но всё же желательно(мустахаб).
Ибн ‘Аббас(Ради-Аллааху 'анхума) сказал: "Я никогда не видел Посланника Аллаха(Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам) столь страстно желающим поститься влюбой другой день и отдающим ему предпочтение перед любым другим днём,нежели в этот день, день Ашура, и в этот месяц, подразумевая Рамадан”.(Передано аль-Бухари, 1867).
Его сильное желание означало, что он намеревался поститься в этот день в надежде на получение награды за исполнение этого.
Пророк(Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам) сказал: "За пост на Ашура я надеюсь,что Аллах примет это как искупление за год, который был прежде”.(Передано Муслимом, 1976). Это - от щедрости Аллаха к нам: за пост втечение одного дня Он даёт нам искупление за грехи целого года. И Аллах- Хозяин Великой Щедрости.
Аль-Навави(Рахима-хуллаа) сказал: "Ашура и Тасу’а’ - два растянутых названия[гласные протянуты], как написано в книгах по арабскому языку. Нашисподвижники сказали: ”Ашура - десятый день Мухаррам, и Тасу’а’ -девятый день. Таково - наше мнение, и мнение большинства учёных. Таково- ясное значение хадисов и то, что мы понимаем из общей формулировки.Это – также то, что обычно понимается учёными языка”. (аль-Маджмуу’)
Ашура - исламское название, которое не было известно во время Джахилийи. (Кашшааф аль-К'инаа’, часть 2, Саум Мухаррам).
Ибн Кудама (Рахима-хуллаа) сказал:
"Ашура- десятый день Мухаррам. Это - мнение Саида ибн аль-Мусаййиба иаль-Хасана. Именно об этом передал Ибн ‘Аббас, сказавший: ”ПосланникАллаха (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам) приказал нам поститься на Ашура,десятый день Мухаррам”. (Передано аль-Тирмизи, сказавшим : ”Сахииххасан хадис”). Передано, что Ибн ‘Аббас сказал: ”Девятый” и сообщил чтоПророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам) обычно постился на девятый день.(Передал Муслим). Атаа сообщил, что он сказал: ”Поститесь в девятый идесятый дни и не походите на евреев”. Если понимать так, то на этомосновании мы можем сказать, что по этой причине поститься в девятый идесятый дни - мустахабб (поощряется). Это то, что сказал Ахмад, итаково мнение Исхаак'а”.
Поститься на Тасу’а’ и Ашура - мустахабб (поощряется)
‘Абд-Аллаибн ‘Аббас (Ради-Аллаху ‘анхумаа) передал: "Когда Посланник Аллаха(Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам) постился на Ашура и предписал посттакже мусульманам, они сказали: ”O Посланник Аллаха, это - день,который чтят евреи и христиане”. Посланник Аллаха (Салл Аллаху 'Алейхиуа Саллам) сказал: ”Если я доживу, чтобы увидеть следующий год, ин шааАллаа, мы будем поститься также на девятый день”. Но так случилось, чтоПосланник Аллаха (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам) скончался прежде, чемнаступил следующий год.” (Передал Муслим, 1916).
Аль-Шаафа'и иего соратники, Ахмад, Исхаа' и другие передали: "Поститься в девятый идесятый дни - мустахабб, потому что Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уаСаллам) постился в десятый день и намеревался поститься в девятый”.
Наэтом основании можно сказать, что существуют различные степени постаАшура, наименьшая из них – пост только на десятый день и лучшая – посттакже на девятый день. Чем больше поститься во время Мухаррама, темлучше.
Причина, почему поститься на Тасу’а’ - мустахабб
Аль-Навави(Рахима-хуллаа) сказал: ”Учёные - наши сподвижники и другие – упоминалинесколько причин, почему мустахабб поститься на Тасу’а’:
1. За этим стоит намерение отличаться от евреев, которые чтят только десятый день. Это мнение передано от Ибн ‘Аббаса…
2.Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура. Это сроднизапрещению поститься отдельно в пятницу, как было упомянутоаль-Кхаттааби и другими.
3. Для безопасности и чтобыудостовериться, что постятся на десятый день, в случае, если существуеткакая-то ошибка в наблюдении нарастающей луны в начале Мухаррама, идевятый день является фактически десятым”.
Самая серьёзнаяпричина – отличаться от Людей Книги. Шейх аль-Ислам Ибн Таймийя(Рахима-хуллаа) сказал: ”Пророк (Салл Аллаху 'Алейхи уа Саллам)запретил подражание Людям Книги во многих хадиисах, например, его словав отношении Ашура: "Если я доживу до следующего года, я непременно будупоститься на девятый день’”. (аль-Фатаауа аль-Кубра, часть 6, Саддаль-Дараа’и’ аль-Муфдийя иля-ль-Махаарим).
Ибн Хаджар(Ради-Аллаху ‘анху) сказал в своём комментарии к хадису "Если я доживудо следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: "То,что он подразумевал под постом на девятый день, было, вероятно, не то,что он ограничит себя тем днём, но добавил бы его к десятому, или дляверности или для того, чтобы отличаться от евреев и христиан, что болеевероятно. Это также то, что мы можем понять из некоторых сообщений,переданных Муслимом”. (Фатх, 4/245).
Шейхаль-Ислам сказал: "Пост в день Ашура - искупление за год, и не макруухпоститься только в этот день…” (аль-Фатаауа аль-Кубра, часть 5). ВТухфат аль-Мухтаадж Ибн Хаджара аль-Хайтами говорится: "Нет ничегонеправильного в посте только на Ашура.” (часть 3, Бааб Саум аль-Татау).
Пост на Ашура, даже если это - суббота или пятница
АльТахаауи (Рахима-хуллаа) сказал: ”Посланник Аллаха (Салл Аллаху 'Алейхиуа Саллам) позволил нам поститься на Ашура и убеждал нас поступатьтаким образом. Он не говорил, что, если это попадёт на субботу, то мыне должны поститься. Это – свидетельство того, что сюда включены вседни недели. По нашему представлению – и Аллах знает лучше – могло быслучиться, что, даже если это верно (что нельзя поститься по субботам),то мы не чтим этот день и воздерживаемся от пищи, напитков и половогосношения, что делают евреи. Что же касается того, кто постится всубботу, без намерения чтить её, и не поступает так, потому что евреисчитают её благословенной, в таком случае это - не макрух…” (Мушкильаль-Аза‘аар, часть 2, Бааб Саум Йаум аль-Сабт).
Автораль-Минхааджа сказал: "Предосудительно (макруух) поститься только впятницу …’. Но это уже не макрух, если вы добавляете к этому другойдень, как упомянуто на этот счёт в сахиих сообщении. Человек можетпоститься в пятницу, если это совпадает с его привычным постом, или онпостится выполняя клятву, или он восполняет обязательный пост, которыйпропустил, как было указано в сахиих сообщении”.
Аль-Шарих сказал в Тухфат аль-Мухтаадж:
""Еслиэто совпадает с его привычным постом" – т.е. если он, например,постится в чередующиеся дни, и день, в который он постится, выдаётся напятницу.
"Если он постится выполняя клятву и т.д." – это такжеотносится к посту в дни, предписанные шариа, как Ашура или Арафа.(Тухфат аль-Мухтаадж, часть 3, Бааб Саум аль-Татаууу’).
Аль-Бахуути(Рахима-хуллаа) сказал: "Макрух - преднамеренно выделять субботу дляпоста, из-за хадиса ‘Абд-Аллаа ибн Бишра, который передал от своейсестры: "Не поститесь по субботам, кроме в случае обязательных постов"(передано Ахмадом с джаййид иснаадом и аль-Хакимом, который сказал:”согласно условиям аль-Бухаари), и потому что это - день, которыйпочитают евреи, поэтому выделять его для поста означает походить на них… кроме тех случаев, когда пятница или суббота совпадают с днём, когдамусульмане обычно постятся, как например, когда это совпадает со днёмАрафа или днём Ашура, и когда человек имеет привычку поститься в этидни, в каковом случае это - не макрух, потому что привычка человекаимеет определённое значение”. (Кашшааф аль-Кинаа‘, часть 2, Бааб Саумаль-Татаууу’).
Что нужно делать, если существует путаница в определении начала месяца?
Ахмадсказал: "Если существует путаница по поводу начала месяца, нужнопоститься в течение трёх дней, чтобы быть уверенным, что пост в девятыйи десятый дни”. (аль-Мугни Ибн Кудама, часть 3 – аль-Сийаам – СийаамАшура).
Если человек не знает, когда начался Мухаррам, нохочет быть уверен, что постится на десятый день, он долженпредположить, что Зуль-Хиджжа был тридцать дней – согласно принятомуправилу – и должен поститься в девятый и десятый дни. Тот, кто хочетбыть уверен, что постится также девятого числа, должен поститься ввосьмой, девятый и десятый дни (тогда, если Зуль-Хиджжа был двадцатьдевять дней, он может быть уверен, что постился Taсу'а' и Ашура).
Ноучитывая, что пост Ашура - мустахабб, а не уааджиб, людям не предписановысматривать полумесяц новой луны Мухаррам, как они должны делать вслучае Рамадана и Шауаля.
Продолжение следует, ин шаа Аллааh
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид