Она не может возместить пропущенные дни поста, так как слаба
Вопрос:
Мне двадцать четыре года. Я не постилась во многие из дней рамадана, то есть по некоторым причинам я не постилась по 8 дней каждый год с 12 до 24 лет. Я много раз давала клятву Аллахом, что не буду делать этого в будущем, но не постилась. Я слаба по состоянию здоровья, и пост тяжел для меня, но в месяц рамадан я переношу пост хорошо. Я не знаю, что мне делать с теми днями, что я пропустила. Я нигде не работаю, меня обеспечивает моя семья, поэтому я не имею заработка, чтобы кормить бедняков (вместо дней поста). Возможно, вы поможете мне: получается, я должна возместить более 100 дней поста, кроме поста в месяц рамадан. Это очень тяжело мне по причине здоровья.
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых. Знайте, дорогая сестра, что Всевышний Аллах предписал Своим рабам поститься в месяц рамадан. Он сказал:
??? ???????? ????????? ??????? ?????? ?????????? ?????????? ????? ?????? ????? ????????? ???? ?????????? ??????????? ??????????
«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (сура «аль-Бакара», аят 183). Он разрешил прерывать пост только тем, у кого есть оправдание этому (во время болезни, во время путешествия и женщине во время менструации). Сказал Всевышний Аллах:
?????? ????? ???????? ???? ????? ?????? ????????? ???? ???????? ??????
«А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакара», аят 185).
Во-вторых. В своем вопросе Вы не разъяснили, какова была причина оставления поста в рамадан. Это могло быть по двум причинам:
1. Пост может быть оставлен из-за обстоятельства, которое является уважительным по Шариату и при наличии которого можно разговляться: менструации, болезнь, путешествие и др. В этом случае на Вас нет греха, так как Вы разговлялись по уважительной причине, но Вы должны были возместить пропущенные дни после, но до наступления следующего месяца рамадан.
Поэтому, Вы должны покаяться Аллаху за свои действия и возместить пропущенные обязательные дни поста. Их необязательно возмещать сразу, не прерываясь. Вы можете возмещать их постепенно и разделить их, чтобы Вам не было трудно. Также из-за откладывания возмещения поста до следующего рамадана Вы обязаны накормить за каждый пропущенный день поста одного бедняка. Если же у Вас нет материальной возможности сделать это, то Вы ничего не должны.
2. Если пост был оставлен без уважительной по Шариату причины из-за нерадивости, упущения. Человек, оставивший пост намеренно и без уважительной причины мог сделать это из-за двух обстоятельств:
А) человек не начинал поститься вообще в один или более дней в рамадан. Подобный человек совершает грех и обязан покаяться в нем, но не должен возмещать пропущенные дни поста, по мнению некоторых ученых. Так как если человек намеренно отложил поклонение, привязанное к определенному времени, и не имел на это уважительной причины, то Аллах Всевышний не примет его после, и в возмещении нет пользы. Этот человек должен покаяться в том, что он преступил границы, установленные Аллахом, покаяться искренне и увеличить совершение праведных дел.
Б) человек начал соблюдать пост в рамадан, но после прервал его намеренно и без уважительной причины. Подобный человек должен покаяться Аллаху в своем грехе и возместить пост этого дня.
Шейха Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, спросили о разговении днем в рамадан, не имея на это уважительной по Шариату причины.
Он ответил: «Разговение днем в месяц рамадан без уважительной причины является одним из больших грехов. Человек, совершивший этот поступок, считается нечестивцем (фасик). Он обязан покаяться Аллаху и возместить пост этого дня. То есть, если человек начал поститься в один из дней, но после днем без уважительной причины прервал пост, то он считается совершившим грех и обязан возместить его. Так как он начал поститься, приступил к нему, считая его обязательным, и поэтому обязан возместить этот день, как обет.
Если же он оставил пост намеренно и без уважительной причины с самого начала, то наиболее верное мнение, что он не обязан возмещать пост этого дня, так как это бесполезно, и это не будет у него принято. Правило в отношении поклонения, которое ограничено временем, гласит, что если оно будет совершено после того, как вышло время его совершения, и этому не было уважительной причины, оно не будет принято. Потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!“. Так как подобным образом человек преступает законы Аллаха, а преступление Его законов является беззаконием. А у тех, кто попрал законы Аллаха, не будет принято, так как Всевышний Аллах сказал:
????? ????????? ??????? ??????? ???????????? ???? ?????????????
„Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками“ (сура „аль-Бакара“, аят 229).
Если бы человек совершил поклонение до наступления его времени, то оно бы не было принято. Также обстоит дело и тогда, когда оно совершается после выхода его времени: оно не будет принято, если только отсрочка не была по уважительной причине» (Маджму‘ аль-фатауа аш-шейх Ибн ‘Усеймин. Т. 19. Вопрос № 45).
В-третьих. Если человек не в состоянии возместить пропущенные дни поста в рамадан из-за того, что причина, мешавшая ему поститься, не исчезнет: например, у него болезнь, от которой нет надежды излечиться, то он должен за каждый пропущенный день поста накормить бедняка. Шейха Мухаммада Салиха аль-‘Усеймина, да помилует его Аллах, спросили: «Женщина разговелась в рамадан из-за родов, и она не возместила пропущенные дни поста. Прошло уже много времени, и она не может возместить эти дни. Как быть?»
Он ответил: «Этой женщине следует покаяться Аллаху за то, что она совершила, так как запрещено откладывать возмещение пропущенных дней поста до наступления следующего рамадана, если только этому не было уважительных причин. Она должна покаяться, а после, если может поститься, даже если это будет через день, она должна поститься столько дней, сколько оставила. Если же не может, то необходимо разобраться: в случае, когда причина не исчезнет, она должна накормить за каждый день одного бедняка; в случае, когда эта причина может исчезнуть, то она должна подождать, пока причина, по которой она не может поститься исчезнет, и возместить пропущенные дни» (Там же. Т. 19. Вопрос № 361).
В-четвертых. Мусульманин должен оберегать свою веру и избегать принесения многочисленных клятв. Сказал Всевышний Аллах:
??????????? ?????????????
«Оберегайте же свои клятвы» (сура «аль-Маида», аят 89). Если же клятва была нарушена, следует искупить это. Сказал Всевышний Аллах:
?? ????????????? ??????? ??????????? ??? ????????????? ???????? ????????????? ????? ??????????? ??????????? ?????????????? ????????? ???????? ?????????? ???? ???????? ??? ??????????? ??????????? ???? ???????????? ???? ????????? ???????? ?????? ???? ?????? ????????? ???????? ????????
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней» (сура «аль-Маида», аят 89). Человек не может искупить нарушение клятвы постом, если он в состоянии накормить, одеть десятерых бедняков или освободить раба.
Подробности об искуплении клятвопреступления смотрите в ответе на вопрос № 45676.
В-пятых.
Если человек не в состоянии искупить свои действия: то есть он не может возместить дни поста, что он не соблюдал в рамадан, не может накормить бедняков вместо этого, или не может никак искупить нарушение клятвы (ни накормить или одеть десять бедняков, ни поститься), то с него снимается обязанность кормить бедняков и совершать искупительные действия. Так как в соответствии с правилом Шариата обязательные действия снимаются, если человек не может их исполнить.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек обязан искупить клятвопреступление, но не может найти то, чем накормить бедняков, и не может поститься, то обязанность совершить искупительные действия с него снимается, и он не обязан ничего совершать. Так как Всевышний Аллах сказал:
?????????? ??????? ??? ?????????????
„Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей“ (сура „ат-Тагабун“, аят 16), а также сказал:
?? ????????? ??????? ??????? ?????? ?????????
„Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей“ (сура „аль-Бакара“, аят 286).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если я велю вам что-либо, то делайте из этого, что сумеете“. Потому что правило гласит, что при невозможности совершить обязательное дело, эта обязанность снимется в пользу ее замены, если эта замена существует, или обязанность снимается вообще, если замены не существует. Если же нет возможности совершить и то, что идет в качестве замены, то это снимается с человека полностью» (Фатауа нурун ‘аля ад-дарб).
Здесь мы бы хотели указать на то, что есть существенная разница между действительной неспособностью поститься и обычной боязнью трудностей. Человек будет отвечать перед Аллахом за это, поэтому пусть он боится Аллаха и знает, что Аллах знает его тайны и то, как дело обстоит в действительности. Он знает, действительно ли это неспособность поститься или просто предлог, чтобы человек мог оставить обязанные действия по искуплению. Сказал Всевышний Аллах:
???? ???? ???????? ??? ??? ??????????? ???? ????????? ?????????? ??????? ?????????? ??? ??? ????????????? ????? ??? ??????? ????????? ????? ????? ?????? ???????
«Скажи: „Скроете ли вы то, что у вас в груди, или обнародуете, Аллах все равно знает об этом. Он знает о том, что на небесах и на земле. Аллах способен на всякую вещь“» (сура «Аль ‘Имран», аят 29).
А Аллаху ведомо лучше.
Сайт "Ислам вопрос и ответ", фатва № 171235
www.sawab.ru