Должен ли выплачивать закят уль-фитр тот, кто не постился в Рамадан по уважительной причине?
Вопрос:
Должен ли выплачивать закят уль-фитр тот, кто не постился в Рамадан по уважительной причине, например, путешественник или больной?
Ответ: Хвала Аллаху
Большинство ученых, в том числе и 4 имама, считают, что мусульманин обязан выплатить закят уль-фитр, даже если он не постился. Все единодушны в этом мнении, за исключением Саида ибн аль-Мусайба и Хасана аль-Басри, которые считали, что закят уль-фитр выплачивается только постящимися. Но правильным является мнение большинства, о чем свидетельствуют следующие доказательства:
1. Общий смысл хадиса об обязательности закята уль-фитр:
Передается от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вменил в обязанность раздавать закят уль-фитр в виде одного са’ еды. Он вменил это рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом на праздничную молитву. Аль-Бухари, 1503; Муслим, 984.
Под словом «малому» подразумеваются меленькие дети, которые не постятся.
2. Милостыня и закят предписаны для того, чтобы помочь бедным и нуждающимся и обеспечить социальную защищенность. В этом заключается смысл закят уль-фитр, который предписан малому и старому, рабу и свободному, мужчине и женщине. Аллах не установил минимального нисаба (для выплаты закят уль-фитр, как это установлено для выплаты закята) или прошествии года, после которого закят уль-фитр стал бы обязательным. Поэтому обязательность выплаты закят уль-фитр для непостящегося заложена в причине, по которой он был вменен.
3. Что касается доводов того, кто приводит в качестве доказательства (необязательности выплаты закят уль-фитр непостящимся) слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха предписал закят уль-фитр как очищение для постящихся от праздных и непристойных разговоров, а также кормление бедняков». Абу Дауд, 1609.
Они говорят: «Фраза «очищение для постящихся» означает, что закят уль-фитр обязателен только для тех, кто постится».
Ответил аль-Хафиз ибн Хаджар на подобные аргументы: «Слово «очищение» имеет общий смысл, ведь очищение требуется и от того, кто не совершал грехов, например, от очень праведных людей или человека, который принял Ислам до заката солнца». «Аль-Фатх», 3/369.
Имеется в виду, что закят уль-фитр предписан для очищения постящегося, но очищение не является условием его обязательности. Тоже самое относится к закяту, который предписан для очищения души:
???? ???? ????????????? ???????? ????????????? ?????????????? ????? ??????? ?????????? ????? ???????? ?????? ?????? ????????? ??????? ???????
«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий, Знающий» (Покаяние 9:103)
Несмотря на это, закят предписан даже малому ребенку, если он владеет достаточными средствами, хотя ребенку не требуется очищение, ведь плохие деяния ему не записываются.
Шейх Ибн Джибрин дал другой ответ: «Закят уль-фитр выплачивается за детей, несовершеннолетних (и недееспособных) и тех, кто не постился по уважительным причинам, из-за болезни или путешествия. И это служит очищением для тех, кто несет ответственность за несовершеннолетних (и недееспособных), и очищением для тех, кто не постился по уважительным причинам, принимая во внимание тот факт, что он начнет поститься как только исчезнет причина (для несоблюдения поста). То есть это очищение на будущее, до того, как человек постится или заканчивает свой пост». «Фатава аз-закят» (закят уль-фитр/2).
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатва № 81132 Перевод: www.sawab.ru