О том, что соответствует естеству
Сообщается, что пророк, , сказал:
]??????????? ?????? ?????????? ????????????????? ??????? ?????????? ??????????? ???????????? ???????? ?????????[
«Естественными являются пять (вещей): обрезание, сбривание волос с лобка, подстригание ногтей, выщипывание волос под мышками[1] и подстригание усов».[2]
Обрезанием именуется удаление крайней плоти. Это желательно делать на седьмой день после рождения, поскольку пророк, , совершил обряд обрезания аль-Хасана и аль-Хусейна, сыновей Фатимы и ‘Али, да будет доволен им Аллах, на седьмой день после рождения каждого из них.[3] Однако можно совершить обрезание и в любое иное время до наступления совершеннолетия. ‘Усайм бин Куляйб передал со слов своего отца, что в свое время его дед явился к пророку, , и сказал: «Я принял ислам», и пророк, , велел ему: «Сбрось с себя волосы неверия».[4]
Куляйб сказал:
- Другой человек передал мне, что пророк, , сказал:
] ?????? ?????? ?????? ????????? ??????????? [
«Сбрось с себя волосы неверия и соверши обрезание».[5]
Соответствует естеству также отращивание бороды и подстригание усов, так как пророк, , сказал: «Подстригайте усы[6] и отпускайте бороды».[7] Известны и другие хадисы, в которых сообщается, что пророк, , велел отращивать бороды и подстригать усы.
Указанием на удаление волос с лобка служат слова пророка, : «Естественными являются пять (вещей): обрезание, сбривание волос с лобка...» В данном случае имеются в виду волосы, которые растут вокруг половых органов и заднего прохода мужчин и женщин, достигших совершеннолетия.
Мусульманину следует выщипывать волосы под мышками, если же он не сможет делать это, пусть сбривает или удаляет их каким-нибудь другим способом.
Желательно, чтобы мусульманин подстригал ногти по мере необходимости. Желательно также начинать стричь ногти сначала на правой руке, потом на левой, потом на правой ноге, а потом на левой, так как посланник Аллаха, , предпочитал все начинать справа.
Все это мусульманин должен делать с намерением следовать примеру пророка, , чтобы получить награду за следование его сунне, поскольку дела оцениваются только по намерениям, и каждому достанется то, что он намеревался получить.
О том, что желательно делать перед сном
Сон является великой милостью, которую Аллах оказал Своим рабам, ведь в Коране сказано:
? $uZ?=y?y_ur ?/?3tB?qtR $Y?$t7?? ?
«...и предназначили сон ваш для отдыха...»[8] Сон помогает человеку придерживаться благочестия.
Желательно соблюдать определенные правила, имеющие отношение ко сну.
Так, например, после вечерней молитвы не следует откладывать сон, за исключением таких случаев, когда человеку необходимо что-либо изучить, поговорить с гостем или уделить внимание семье. Указанием на это служит хадис Абу Барзы, да будет доволен им Аллах, который передал, что пророк, , не любил спать до вечерней молитвы и разговаривать после нее.[9]
Верующему следует стараться отходить ко сну только после совершения омовения (вуду), так как пророк, , сказал аль-Бара бин ‘Азибу:
]????? ???????? ?????????? ??????????? ????????? ??????????? ????? ????????? ????? ??????? ???????????[
«Если (захочешь) лечь в постель, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, а потом ляг на правый бок...»[10]
Тому, кто захочет спать, следует улечься на правый бок и положить под голову правую руку, впоследствии же он может перевернуться на левый бок, так как пророк, , сказал аль-Бара бин ‘Азибу:
]????? ???????? ????? ????????? ???????? ??????? ??????????? ?????????[
«Когда ляжешь в постель, будучи чистым, положи под голову правую руку...»[11] Укладываясь в постель по ночам, пророк, , ложился щекой на руку, а потом говорил:
] ????????? ?????????? ??????? ?????????[
«С именем Твоим, о Аллах, я оживаю и умираю[12] /Би-сми-кя, Аллахумма, ахйа ва амут/».[13]
Мусульманину не следует засыпать на животе ни днем, ни ночью, так как пророк, , сказал:
]?????????? ???????? ?????? ????????[
«Так ложатся обитатели огня». Пророк, , также сказал:
] ??????? ???????? ??? ?????????? ??????? ????? ?????? [
«Всемогущий и Великий Аллах не любит, когда лежат в таком положении».[14]
Перед тем как лечь в постель, ее следует отряхнуть, так как пророк, , сказал:
] ????? ????? ?????????? ????? ????????? ? ???????????? ????????? ??????????? ????????? ? ????????? ??? ??????? ??? ???????? ???????? ? ????? ??????? : ????????? ????? ???????? ??????? ?????? ?????????? ? ???? ?????????? ??????? ???????????? ? ?????? ????????????? ???????????? ????? ???????? ???? ????????? ????????????? [
«Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет ее внутренней стороной своего изара, ибо он не знает, что могло оказаться (на его постели)[15] после того, (как он встал), а потом скажет: «С именем Твоим, Господь мой, я улегся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберешь душу мою, то помилуй ее, а если отпустишь, то защити ее посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов! /Би-сми-кя, Рабби, вада‘ту джанби ва би-кя арфа‘у-ху, фа ин амсакта нафси, фа-рхам-ха, ва ин арсальта-ха, фа-хфаз-ха би-ма тахфазу би-хи ‘ибада-кя-с-салихин!/»[16]
Можно также сказать: «О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело свое, и на Тебя положился по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! Я уверовал в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал /Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва фаввадту амри иляй-кя, ва альджа’ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аллахумма, аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта/».[17] И пусть эти слова будут последним, что человека скажет перед сном.
[1] Удалять волосы под мышками можно любым способом.
[2] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[3] Этот хадис приводит аль-Байхаки.
[4] То есть обрейся.
[5] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[6] Имеется в виду, что следует укорачивать волосы, чтобы они не закрывали верхнюю губу.
[7] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[8] “Весть”, 9.
[9] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[10] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[11] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[12] То есть просыпаюсь и засыпаю. Здесь возможен и другой вариант перевода: «С именем Твоим, о Аллах, я живу и умру».
[13] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[14] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[15] Имеются в виду насекомые или змеи.
[16] Этот хадис приводит аль-Бухари.