Нет чистого места для омовения и молитвы – следует ли отложить молитву?
Вся хвала Аллаху.
Мусульманин должен понимать важность молитвы и необходимость совершения молитвы регулярно в определенное время, выполняя все условия и столпы и необходимые части молитвы. Аллах сказал (перевод смысла):
«Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103)
Было передано, что Абдуллах ибн Масуд сказал: «Я спросил Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «Какое из дел наиболее любимо Аллахом?» Он ответил: «Молитва совершенная во время» - «А затем?» Он ответил: «Почитание родителей» - «А затем?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха» (Бухари (504), Муслим (85))
Поэтому нельзя мусульманину откладывать совершение молитвы после завершения времени.
Для получения омовения не требуется наличия чистого места. Предположим, что это является условием, тогда задающему вопрос следует брать омовение до прихода на работу и сохранять его, чтобы выполнить молитву вовремя.
Он обязан выполнять молитву в предписанное время. Не трудно найти чистое место для совершения молитвы. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «(вся) земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, он (может) молиться (на этом месте)» (Бухари 335, Муслим 521).
Шариат исключает из этого лишь определенные места, в которых молитва недействительна, как например, кладбища и отхожие места. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Вся земля является местом для совершения земного поклона, кроме кладбищ и отхожих мест» (Абу Давуд 492; оценен как сахих шейхом Албани в Сахих Абу Давуд)
Поэтому, рабочее место может быть местом для совершения молитвы, если оно чистое. Если это нелегко, тогда следует поискать в другом месте. Необходимо попросить начальника выделить угол, в котором можно совершить молитву – и это не сложно.
Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал:
«Если он добровольно откладывает молитву до тех пор, пока оставшееся время не позволяет выполнить все условия, как например, удалить нечистоту с тела, или если в состоянии полового осквернения (джунуб) и уже не хватает времени совершить полное омовение (гусль), тогда он обязан вначале очиститься, но он в этом случае является согрешившим, потому что совершает молитву после положенного времени. Ему следовало очиститься до того, как времени осталось слишком мало. И если он задержался, тогда ему следует выполнять все в правильной последовательности, даже если он совершает грех по причине этой задержки» (Шарх аль-Умда, 4/58)
Если он не может выполнить все условия для действительности молитвы – как например очищение (тахара) – тогда ему следует совершить молитву вовремя и он освобожден от этого условия. Нельзя откладывать молитву пока не выйдет время, чтобы выполнить это условия.
Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал:
«Если те, кто обязан выполнить молитву не могут выполнить всех условий (молитвы) и всего необходимого, но возможно будет выполнить это после завершения времени молитвы – в этом случае не разрешается откладывать молитву пока не выйдет время. Если это было бы разрешено, тогда один из тех, кто не может очиститься, или покрыться, или совершить поясной или земной поклон или выполнить другие условия и необходимые части мог бы отложить молитву до тех пор, пока не будет способен выполнить это, если он знает или предполагает, что он сможет выполнить это. Но это противоречит Корану, Сунне и единогласному мнению ученых. Шариат предписывает своевременное совершение молитвы, и это предписание выше любого другого условия или необходимой части молитвы, которые не возможно соблюсти. Поэтому, нельзя откладывать молитву до окончания времени по причине не возможности выполнить обязательные условия. Когда до выхода времени молитвы остается очень мало времени, и не возможно выполнить условия, тогда своевременное выполнение молитвы имеет преимущество над другими условиями.
Только в одном случае выполнение условий имеет преимущество над действием, когда действие становится обязательным к концу времени (выполнения), например, проснувшийся в конце времени (выполнения) – и для него молитва становится обязательной, после того как он проснулся и он должен выполнить условия молитвы. Это также относится и к тому, кто проснется после завершения времени молитвы»
Шарх аль-Умда, 4/347, 348.
И Аллаху известно лучше.