Можно ли откладывать брачный контракт (агд) на долгий период после помолвки?
Я хочу узнать, является ли харамом затягивание свадьбы?
Вся хвала Аллаху.
Нет ничего неправильного в том, чтобы задержать брачный договор, даже если помолвка будет длиться долгое время. В шариате нет указания на длительность времени между предложением жениться и подписанием брачного контракта, это больше зависит от местных обычаев и от того, насколько подготовлена каждая сторона к подписанию брачного договора. Если мужчина сделал предложение, то он может подписать брачный договор и в тот же день и через месяц и через год.
Но лучше, и мы советуем вам, не затягивать с помолвкой, если мужчина может подписать брачный договор, так как хадисы призывают к заключению брака тех, кто может позволить это. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «О, молодежь! Тот из вас кто может себе позволить, пусть женится, и кто не может, пусть постится, и это будет для него щитом» (Бухари 5065, Муслим 1400).
Опыт показывает, что долгий период помолвки открывает двери проблем для обеих сторон до того, как они начнут жить вместе. Эти проблемы часто ведут к отмене помолвки или имеют долгое влияние на психику обоих сторон.
Что мы можем посоветовать вам – спрашивающему и семье девушки – если вы договоритесь о трехлетней отсрочке, как говорится в вопросе, то не торопитесь заключать брачный договор, потому что фактически нет пользы в раннем заключении контракта, если обе стороны понимают, что мужчина является чужим (не махрамом) для своей невесты так же, как и любой другой человек, пока не будет подписан контракт, и если они будут серьезны в следовании правилам и этикету этого. Мы даем подобный совет по причине того, что мы видели много проблем, которые возникают по причине долгого периода между заключением брачного контракта и свадьбой, иногда это заканчивалось отменой свадьбы. Нет сомнения, что отмена помолвки легче для обоих сторон, чем аннулирование шариатского контракта.
Более того, другим негативным последствием долгого периода ожидания свадьбы является то, что они становятся более привязанными друг к другу и их сердца и умы сбиваются с толку, что может повлиять психологически и отвлечь их от той цели, для которой они были созданы, от получения полезного знания и совершения благих дел.
Подумайте о подтверждении этому в удивительной истории, которую рассказал нам Пророк (мир ему и благословения Аллаха) для того, чтобы научить нас, как об этом передано в Сахих Бухари (3214) и Сахих Муслима (1747) от Абу Хурайры: Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Один из пророков вышел в поход, и он сказал своим людям: Не должен сопровождать меня тот, кто заключил брачный договор, но еще не завершил женитьбу, и не должен сопровождать меня тот, кто построил дом, но не воздвиг над ним крышу, и не должен сопровождать меня тот, у кого есть беременная овца или верблюдица и ждущий, когда они родят». И это хорошо известно.
Смысл тут в том, что святой пророк исключил из важной миссии джихада тех, кто не подходил для этого из числа тех, кто только женился на женщине, и хотел завершить женитьбу (т.е. вступить в половую связь), но еще не выполнил этого желания.
Ибн Баттал передал, что аль-Мухаллаб, один из толкователей Бухари, сказал: Это указывает на то, что искушения этого мира могут сделать человека трусливым и могут привести к падению, потому что женившийся, но не вступивший в половую связь, или недавно женившийся, его сердце будет с ней, а шайтан будет отвлекать его от поклонения, и будет заставлять его колебаться. Это относится ко всем мирским удовольствиям и вещам.
Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: Основной момент в том, что человек должен быть сфокусированным на джихаде, потому что недавно женившийся, его разум будет занят женой, в отличии от того, кто довел до конца женитьбу (совершил половой акт), потому что в этом случае проблема менее остра в большинстве случаев. Это как еда до молитвы.
Но вышеприведенный совет действителен, если вы не можете жениться по серьезной причине. Но мы считаем, что откладывание свадьбы из-за обучения – не сильная причина, и мы не советуем этого.
Шейх Абдуль-Азиз ибн Бааз сказал:
Требуется торопиться с браком, и не следует мужчине или женщине откладывать свадьбу ради обучения, потому что свадьба не мешает подобному. Это даст возможность молодым людям женившись, защитить свою религиозность и мораль, и позволит потупить свой взгляд. Свадьба служит многим целям, особенно в наши дни и в нашу эпоху. Потому что откладывание является вредным для молодых мужчин и женщин, каждый юноша и девушка должны торопиться со свадьбой, если есть мужчина, который подходит женщине, если мужчина встретит подходящую женщину – в соответствии со словами Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «О, молодежь, кто из вас может жениться, пусть женится. Кто же не может, тот пусть постится, и это будет щитом для него». Сахих – согласованный хадис.
Это относится и к юношам и к девушкам; и он не ограничивает только мужчинами, напротив он включает всех – все они должны жениться. Мы просим Аллаха наставить нас всех.
Маджму Фатава уа Магалат Мутанавиа, 20/421-422.
Шейх ибн Усеймин был спрошен:
Распространилась привычка у девушек и их отцов отказывать в замужестве тому, кто сватается, чтобы она могла завершить школу или университет, или чтобы она могла преподавать несколько лет. Какое решение по этому вопросу, и что можете посоветовать тем, кто поступает так? Некоторые девушки достигают возраста тридцати лет, но не выходят замуж.
Он ответил:
Это противоречит приказу Пророка (мир ему и благословения Аллаха), потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Если придет к вам тот, чьим характером и религиозностью вы довольны, то жените (вашу дочь или родственницу под вашей опекой) на нем» (Тирмизи, 1084). И он сказал: «О, юноши! Кто из вас может позволить себе, тот пусть жениться, ведь это нужно для опускания взоров и защиты праведности».
Отказ от замужества означает потерю блага брака. Я советую мои братьям мусульманам, которые являются попечителями женщин, и моим сестрам мусульманкам не отказывать в свадьбе ради завершения обучения или ради преподавания. Женщина может поставить условием, чтобы ее муж позволил ей остаться в школе, пока она не завершит учебу, или чтобы он позволил ей продолжать работу учителем на протяжении года или двух, пока она не занята детьми. Нет ничего неправильного в этом. Более того, важность обучения женщины для получения университетского образования в сфере, в которой у нас нет нужды, является предметом дальнейшего исследования.
Мы считаем, что если женщина завершила начальную школу, и она умеет читать и писать в такой степени, что она может получить пользу от чтения Книги Аллаха и тафсиров и читать хадисы Пророка (мир ему и благословения Аллаха) и комментарии к ним, то это достаточно, если только она не хочет продолжить обучение в сфере знаний, необходимых людям, как, например, в медицине, до тех пор, пока нет харама в ее обучении и нет смешения полов и т.д.
Фатава Уляма аль-Балад аль-Харам (стр. 390)
Пусть Аллах поможет нам и вам делать то, что Он любит и что ведет к Его довольству.
И Аллаху известно лучше.