Следует ли омыть тело шахида и покрыть саваном?
Вся хвала Аллаху.
Если шахид погиб в битве, то его не следует омывать и одевать в саван. Это мнение большинства ученых, по причине хадиса Джабира ибн Абдуллаха, который сказал, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) приказал захоронить мучеников Ухуда в их крови и не омывая их. (Передано Бухари 1346)
Напротив, их не следует мыть, чтобы следы их мученичества остались на них, как было передано от Пророка (мир ему и благословения Аллаха): «Клянусь Тем в Чьей длани моя душа, (если) кто-нибудь будет ранен на пути Аллаха – а Аллах знает о тех, кто получит ранение на пути Его – он обязательно явится в День Воскрешения (со своей раной) цвета крови (, от которой будет исходить) аромат мускуса». (Бухари 2803, Муслим 1876)
Абдуллах ибн Салаба передал, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Оставьте их с их кровью, получивший рану на пути Аллаха, придет в День Воскрешения с сочащейся кровью цвета крови, но запах будет подобным запаху миска»
Передано Насаи, оценен как сахих шейхом Албани в Сахих аль Джами, 3573
См. al-Mughni ma’a al-Sharh al-Kabeer, 2/333; al-Maswoo’ah al-Fiqhiyyah, 26/274
Если шахид был в состоянии полового осквернения (джунуб), то ученые разошлись во мнениях относительно того, следует ли его мыть или нет. Наиболее правильным мнением является то, что его не следует мыть, потому что нет разницы в том был он в состоянии джунуб или нет.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) не омывал тех, кто умер при Ухуде. Более того, мученичество – искупление за все.
В отношении же сообщения, в котором сказано, что Абдуллах ибн Ханзаля был омыт ангелами, даже если это сообщение достоверно, то оно не является доказательством того, что людям следует омыть шахида, потому что омовение ангелами не относится к тому, что нам видно. И правила действующие к людям не могут быть сравнены с правилами действующими к ангелам. То, что произошло с Ханзаля могло быть формой проявления уважения по отношению к нему, а не формой предписания нам.
См. al-Sharh al-Mumti’, 5/365.