Если муфтият на основе календаря определил время аль-Иъда до того как луну увидели мусульмане других стран, или наоборот
Вопрос –
Абдулла - Ассаляму"алейкум уа рохматуЛЛАХ,у нас в стране за год вперед назначили дату начала и конца рамадана,мы не последовали этому и начали на день позже с Судией,если не совпадет дата праздничного намаза(на день позже)то можно ли совершить вместе с имамами мечети без намерения на праздничный (во избежания фитны)потом на следующий день самим совершить?джазакумАЛЛАХУ хойр.пусть Аллах прибавит ваши знания и примет ваши дела.
Ответ.
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлах уа баракатуху. Уа ияка брат.
К нам поступило уже несколько вопросов подобного рода, и в прошлые годы, если не ошибаюсь вставал этот вопрос.
Также очевидно что в ближайшем будущем он будет продолжать быть актуальным.
Поэтому с позволения Аллаха решил подготовить эту статью, в которой конечно не будет упомянуто все что можно сказать об этой теме, слова ученых разных мазхабов, их доказательства и т.д.
Так как это достаточно затруднительно в настоящее время.
В ней будет представлено мнение, которое кажется автору этой статьи более очевидным, с попыткой его раскрытия со стороны доказательств и мотивировок, для того чтобы читающий мог получить максимальную пользу с позволения Аллаха.
Однако выводы и заключения упомянутые в этой работе не предендуют на степень неоспоримой истины, или неопровержимого аргумента.
И если кто то найдет в ней что то полезное для себя, то хвала Аллаху, если нет, то никто в подобных вопросах не может обязывать другого мнением которое он считает более правильным.
Если это ясно, то хотелось для начала упомянуть несколько вступительных моментов.
1) Положение намаза ль-ъид.
Среди ученых разногласие в отношении положения (хукма) намаза аль-ъид.
Мнение которое кажется очевидным - мнение большинства ученых (так описал это мнение имам ан-Науаи), которое заключается в том, что этот намаз – сунна муаккада. Т.е. он желательный,
дополнительной,утвердительной желательностью.
Доказательство на ее законность в общем – приказ Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – выходить женщинам и девушкам либо для совершения намаза, либо для присутствия, тем у кого из них месячные.
И если это приказано женщинам, то нет сомнения что этот приказ распространяется и на мужчин. И основа в приказе – обязательность.
Так сказали некоторые ученые.
См. аш-Шарх у ль-Мумтиъ 5\84, Фатхуль Бари 2\606
Сказал имам ибн Хаджар:
"… Аргументировали этим хадисом (некоторые ученые) на обязательность намаза аль-ъид, однако эта аргментация – предмет критики.
Так как из тех кому было приказано (выходить на намаз) были те, кто в этом момент не несет шариатскую ответственность (девочки, женщины у которых месячные, по отношению к намазу).
Поэтому становится ясным что смысл этого приказа заключается в выявлении , показе внешних обрядов Ислама посредством собрания мусульман …."
См. Фатху ль- Бари 2\60
Однако в конце работы будет упомянут хадис, в котором приказ совешения молитвы не отнесен к непосредственно к женщинам.
В любом случае, доказательства внешне указывающие на обязательность этого намаза уведены на желательность этого, хадисом, в котором Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – спросили об обязательных намазах, и после того как он сообщил что их пять, спрашивающий уточнил: "Есть ли на мне что то другое (обязательное)?"
Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – ответил: "Нет."
Аль-Бухари 36 , Муслим 11.
Этот хадис по мнению группы ученых – основа в отрицании обязательности какого то вида намаза, кроме известных пяти.
См. аль-Баян 2\625 , аль-Маджмуъ 6\3
Что касается дополнительной желательности и ее подтверждения, то указывает на это постоянство Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствет – в совершении этого намаза.
См. Асна ль-Маталиб 2\199 , Мугний ль-Мухтадж 1\678
Затем вопрос о котором мы говорим может выражаться в двух формах.
1) Муфтят объявляет аль-ъид на день позже.
2) Муфтият на основе астрономических подсчетов объявляет аль-ъид на день раньше, а остальные мусульманские страны, в которых луна наблюдается продолжают пост 30 –ого.
Начнем с первого положения, так как оно более сложное.
В этом случае можно допустить что мусульманин, либо совершает намаз аль-ъид отдельно, в этот день,который он считает первое Шауаля, затем совершает с людьми намаз, с намерением доха например, как об этом будет сказано.
Либо оставляет намаз в этот день, затем восполняет его со всеми на следующий день.
Или просто совершает отдельно , и не выходит на следующий день.
Затем во всех этих случаях этот мусульманин будет либо один, либо их будет больше.
Все эти варианты постараемся разобрать с позволения Аллаха.
Что касается первого положения, то это строится на вопросе разрешения совершения намаза аль-ъид даже одному человеку, у себя дома например.
В этом вопросе разногласие, однако мнение, которое кажется очевидным – разрешение этого.
И конечно когда говорится – разрешается, это не значит желательность этого при наличии возможности совершить этот намаз, вместе с мусульманами, в его известной из сунны форме.
Доказательство на это разрешение – аналогия на остальные дополнительные намазы, которые совершаются в одиночку, и это основа в желательных молитвах. В то время как утверждение желательности джамаата для той или иной дополнительной молитвы нуждается в доказательстве.
Что касается аль-ъида, то оно есть отталкиваясь от действий Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует.
Поэтому желательность совершения этой молитвы в джамаате включает в себя разрешенность этого в одиночку.
См. аль-Умм 1\417 , аль-Баян 2\649, аль-Маджмуъ 6\30
Однако конечно совершение этого намаза в джамаате, с имамом, то это нет сомнения лучше, в соответствие с действиями Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует.
Также озаглавил имам аль-Бухари раздел – "Если человек пропустил аль-ъид, то совершает два ракаата (возмещением)."
Сказал имам ибн Хаджар в комментарии этих слов –
"Т.е. пропустил намаз с имамом. И этот заголовок включает в себя два положения.
Первое - разрешение возмещения намаза аль-ъид, если он пропустил совершение его с джамаатом, все равно было это упущение вынужденное или добровольное.
Второе – Тот что намаз возмещается в два ракаъта , в соответствие с его основой."
Фатхуль Бари 2\611.
В этом разделе имам аль-Бухари привел некоторые сообщения от сподвижников и табиинов, и из того что он привел – слова Аъта, который сказал: "Если человек пропустил аль-ъид, то возмещает его двумя ракаътами (на основе)."
Имам ибн Хаджар в комментарии привел другой вариант этого сообщения от Аъта, в котором есть добавка –" …и делает такбир (в намазе)".
Затем сказал:
"И эта добавка указывает на то что этот намаз возмещается в соответствие с его основой."
Фатхуль Бари 2\611\613
В этом разделе имама аль-Бухари конечно основная тема – вопрос разрешения возмещения намаза аль-ъид в его основной форме, и к этому вопросу ин ша Аллах будет возвращение в своем месте, однако то что нас интересует сейчас, так это то что мнение имама аль-Бухари и Аъта включает в себя также положение совершения этого намаза в одиночку в общем, так как это один из вариантов возмещения, а их слова –общие.
Также со стороны аналогии , если тот кто пропустил этот намаз добровольно может возместить его в одиничку по мнению этих имамов,то тем более это разрешается тому,кто его совершает , в нужное время,однако не может его совершить с джамаатом по уважительной причине. И этот момент предельно ясен.
Привел это для того чтобы указать на то что это мнение не только имама аш-Шафии, но и других старых ученых и табиинов.
Затем конечно возникает вопрос о форме, в которой будет совершаться этот намаз в одиночку.
Основа конечно, если этот намаз совершается в его время, заключается в том что он совершается в его обычной форме, т.е. с такбирами, чтением в слух и т.д.
Это что касается одного человека.
Если же их будет два и больше, то это уже будет джамаат, и в этом случае также разрешается им т.е. Желательно чтобы один из них провел хутбу аль-ъида. Однако с условием чтобы за этим не последовала фитна.
См. аль-Умм 1\417
Например, если несколько братьев выйдут в открытое место, совершат намаз, хутбу, в то время как все остальные люди держат пост.
Это делать нельзя, однако можно провести это у кого то дома, или в таком месте где их не будет видеть посторонний человек.
Следующий этап, который касается как отдельного мусульманина, так и нескольких.
На следющий день, все остальные мусульмане следующие за муфтиятом в этом вопросе выходят на намаз.
Если отсутствие того мусульманина, или нескольких, за ним не последует никаких проблем, то в этом случае нет нужды выходить вместе с ними.
Если за этим может последовать фитна и неясность, то можно выйти с ними и совершить двухракаъатный намаз с намерением ад-Доха например, однако всего с одним такбиром в первом ракаъте и одним во втором.
Или с повторением такбира за имамом с намерением поминания Всевышнего в общем, как об этом будет сказано в своем месте ин ша Аллах.
Основа для этого действия заключается в следующем.
Передал имам Муслим от Абу Зарра – да будет доволен им Аллах – то что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – спросил его:
"Что ты будешь делать если над тобой будут амиры которые отдаляют намаз от его времени?"
Абу Зарр - ответил: "Что же ты мне прикажешь?"
Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – сказал:
"Совершай намаз в его положенное время, и если ты застигнешь его с ними, то совершай намаз с ними, и это будет дополнительной молитвой для тебя."
См. Муслим 238
Разошлись ученые в понимании этого хадиса.
Сказали некоторые из них, как имам ан-Науаи:
"Т.е. смысл в том, что они отдаляли намаз от первого, желательного времени, а не от всего времени. Так как это то что было передано о ранних и более поздних амирах.
И никто из них не отдалял намаз полностью от его времени. Поэтому является обязательным понимать этих хадисы в соответствие с действительностью."
См. Шарх Муслим 1\648
Другие ученые не согласились с этим пониманием.
Сказал имам ибн Хаджар после того как упомянул это мнение:
"….Это противоречит действительности.
Пришло в достоверных сообщениях то что аль-Хаджадж, его амир аль-Уалид и другие полностью отдаляли намаз от его времени. И сообщения об этом известны. Из этого – то что передал Абду р-Раззак от ибн Джурейджа от Аъта , который сказал:
"Отдалил аль-Уалид намаз аль-джумуа до самого вечера. Я пришел и совершил зохр, до того как сел, затем совершил аъср в сидячем положении, а аль-Уалид все продолжает давать хутбу…."
И сделал это Аъта из страха за себя , дабы не быть убитым…."
См. Фатхуль – Бари 2\19\20
Затем имам ибн Хаджар упомянул несколько подобных сообщений.
И если действительность не только не противоречит внешнему смыслу хадисов, но и подкепляет его, значит следует понимать их в соответствие с их внешним смыслом, который указывает на то что речь идет об амирах которые полностью отдаляют намаз.
Что касается причины этого положения, то сказал имам ан-Науаи:
"В этом хадисе – побуждение на соответствие амирам (во внешних делах) в том, в чем нет греха, чтобы не происходили разногласия и фитна."
См. Шарх Муслим 1\648
Что касается вопроса греха , или совершения запретного , хоть сам человек может быть оправдан по тем или иным причинам , то как уже было сказано,речь идет все таки о тех кто совершает , делает неправильные действия , или как минимум включает и их.
Однако это не нарушает общей мотивировки – стремление к внешнему единству и избегание причин фитны и разногласия.
И этот смысл не ограничивается только на амирах и правителях, однако его можно перенести на положение когда некая авторитетная среди простых мусульман инстанция совершает что то ошибочное, однако большая часть мусульман ей следует.
И в случае вступления с ней, или с ними в явное противоречие в вопросах связаных с общими, внешними обрядами религии, как намаз, может произойти фитна и разногласие.
Ведь эта ситуация попадает под общий смысл хадиса , так в нашем случае эти люди отдаляют намаз аль-ъид от своего времени.
Также из этого хадиса извлекаются следующие положения-
Сказал имам ан-Науауи:
"В этом хадисе указание на то что нет проблем еще раз совершить аль-фаджр, аль-аъср, аль-магриб, как другие молитвы.
Потому что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- обобщил приказ о повторном совершении намаза и не разделил между намазом и другим…."
См. Шарх Муслим 1\648
Т.е. из этого следует что человек может совершить в такой ситуации даже аль-магреб, который состоит из трех ракаатов, в то время как мы знаем, что нет желательной молитвы нечетного числа кроме уитра.
Также доказывает то что повторный намаз может отличаться от первого, и все это входит в общий смысл хадиса – понимание сподвижника.
В этом же разделе имам Муслим привел от Абу ль –Аълия который спросил Абдуллах ибн ас-Самит - да будет доволен им Аллах – "Мы совершаем намаз аль-джумуа за амирами, и они отдаляют намаз (от его времени)!"
Абдуллах ибн ас-Самит сказал:
"Я спросил об этом Абу Зарра и он мне сказал":
"Я спросил об этом Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- на что он мне ответил:
"Совершайте намаз в его время, а ваш намаз с ними будет дополнительной молитвой."
Муслим 244
Как мы видим, Абдуллах ибн ас-Самит понял из этого общего хадиса что аль-джумуа входит в него также.
А ведь очевидно что тот кто совершает аль-джумуа один (а это ясно из этой ситуации), он будет совершать его как зохр, четыре ракаата, про себя.
Затем будет читать с амирами, в дневное время, или как минимум до магреба, два ракаата за теми кто читает его вслух, и это будет дополнительной молитвой для него.
В то время как основа в дневных молитвах – чтение про себя.
В нашем случае также, основа в молитве ад-духа, или дневной молитве в общем – чтение про себя, в то время как он будет совершать этот намаз (аль-ъид) за тем кто читает его вслух.
И на разрешение этого есть и другие доказательства, но упомянутого очевидно достаточно.
Также, другие общие доказательства на разрешение иногда совершать обычный дополнительный намаз в джамаате , указывают на эту основу.
Как например хадис который передал имам аль-Бухари, Муслим и др.
От Анаса ибн Малика – да будет доволен им Аллах – то что его бабушка приготовила еду и пригласила Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует -.
И после того как он поел, он совершил с ними (Анас , еще один мальчик и бабушка) молитву.
См. аль-Бухари 380
Сказал имам ибн Хаджар:
"В этом хадисе разрешение на совершение дополнительного намаза дома в джамаате…"
См. Фатху ль-Бари 2\636
И указал имам ибн Хаджар, и имам ан-Науауи на что это было в дневное время.
См. Фатху ль-Бари 2\636, Муслим 5\164
Сказал имам ан-Науауи:
"… Что касается остальных дополнительных молитв, как ратиба, ад-доха, в общие желательные молитвы, то не будет желательным совершать их джамаате, однако если совершит (иногда), то это разрешено…..
И доказательство на разрешение совершения этих молитв в джамаате – много хадисов.
Из них у аль-Бухари и Муслима от Иътбана ибн Малика – да будет доволен им Аллах - в котором упоминается что Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – пришел к нему домой днем (когда солнце поднялось высоко) , вместе с Абу Бакром – да будет доволен им Аллах – и они джамаатом совершили намаз. Передал его аль-Бухари и Муслим. Также пришли сообщения о совершании дополнительной молитвы джамаатом от ибн Аъббаса, Анаса ибн Малика, ибн Масъуда, Хузейфы – да будет доволен ими Аллах."
См. аль-Маджмуъ 4\55
Здесь у кого то может возникнуть вопрос:
Зачем говорится о том , что тот кто будет совершать намаз с остальными мусульманами на следующий день должен делать намерение на намаз ад-доха , не делать такбираты намаза аль-ъид, в то время как это положение попадает под общий смысл хадисов об амирах отдаляющих намаз от его времени?
Ведь внешний смысл хадисов указывает на то что намаз повторятся в той же форме, в которой он был совершен в основе?
И этот повторяемый намаз описан в общем тем что он просто дополнительный намаз.
Ответ.
Нет сомнения что этот подход достаточно сильный, на него указывает внешний смысл хадиса.
Однако для меня это остается предметом поиска по следующим причинам.
Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – описал этот намаз тем что он – нафиля, т.е. общая дополнительная молитва.
Основа в молитве отсутствие лишних движений.
Поэтому такбираты в намазе аль-ъид – одна из форм исключения, и если принимать во внимание мнение о желательности поднятия рук при их совершении , а это мнение достаточно сильное, то если человек будет делать это в другом , обычном желательном намазе , то во всяком случае в шафиитском мазхабе его намаз будет недействительным , так как этих движений достаточно много.
Поэтому основа то что в нафиле, общей желательной молитве не делаются по несколько такбиров в каждом ракаате с поднятием рук при каждом такбире.
Т.е. в этом случае сталкивается общий текст хадиса, и некоторые основы.
Да, из слов шафиитских ученых, можно взять разрешение такого положения.
Так как они говорят, что если человек узнал о том что вчера ночью появилась луна Шауаля, узнал об этом за некоторое время до полудня которое достаточно для совершения хоть одного ракаата, но нет возможности совершить намаз в общем джамаате мусульман его местности с имамом, то ему следует (желательно) совершить его одному, или с тем с кем он может, чтобы намаз был совершен в свое время, затем он выходит с остальными людьми на следующий день.
Его выход на следующий день они описывают повторением (иъада) т.е. совершение повторного поклонения в его время.
И делают это исключением из общих правил, так как время аль-ъида в действительности уже вышло.
Мотивируют это тем, что аль-ъид не повторяется часто , поэтому в нем прощается то, что не прощается в других молитвах.
См. Асна ль-Маталиб 2\211, аль-Маджумуъ 5\33, Мугний ль-Мухтадж 1\689
Однако как мы видим, это строится на других основах,т.е. не основе хадисов , о которых идет речь, также доказательство этого исключения из общих правил не совсем ясно.
Кроме как если мотивировать это общей мотивировкой о том что Шариат побуждает к собранию и выявлению этого обряда, поэтому уместно даже тому кто совершил его один в свое время выйти вместе с другими людьми.
И конечно если просто взять это мнение, то тогда все проблемы решаются.
Мусульманин совершает аль-ъид один, или с группой 29-ого, потом выходит с людьми 30-ого и совершает тот же намаз.
Однако лично для меня этот момент не совсем ясен, поэтому посоветовал сделать намерение на намаз ад-доха, и не поднимать руки при такбире.
Что касается самого такбира, то нет проблем его повторять с намерением просто поминания Всевышнего, а не как такбир аль-ъид естественно, и это не портит намаз.
См. Мугний ль-Мухтадж 1\360
Конечно если дело дошло до следования мнениям, то нет сомнения что мнение шафиитских ученых более достойно этого.
Остался еще один вариант, а это если мусульманин оставит совершение намаза в день который он считает первым Шауалем, и потом , на следующий день возместит его с остальными людьми, в обычной его форме.
Это вопросе строится на следующей основе – Разрешено ли возмещение желательных молитв которые оставил человек, даже добровольно?
Основное мнение в шафиитском мазхабе – разрешенность этого, т.е. желательность.
Имам ан-Науауи упомянул достаточно много доказательств на эту основу.
См. аль-Маджмуъ 4\44\45
Одно из них - хадис который передал имам аль-Бухари ( 1233) , и Муслим (297) , в котором (вариант Муслима) , Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – занялся делегацией племени Аъдуль- Кейс , и по этой причине не совершил два ракаата сунны после зохра , затем возместил их после аъсра.
Сказал имам ан-Науауи в комментарии к этому хадису:
"В нем указание на желательность возмещения ратибы….
Также в нем указание на то что при столкновении польз и важных дел следует начинать с самого важного.
Поэтому Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – начал с разговора с этими людьми об Исламе и оставил сунну зохра до выхода ее времени…"
См. Шарх Муслима 1\834\835
Поэтому вопрос возмещения намаза аль-ъид строится на этой основе.
Также в этом разделе есть частное доказательство , хадис который передал имам Абу Дауд (1157) и другие , в котором сообщается что группа сподвижников засвидетельствовали , после полудня, о том что видели луну Шауаля прошлой ночью.
Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – приказал мусульманам оставить пост в этот день и выйти совершать аль-ъид на следующий день.
См. аль-Маджуъ 5\32
Здесь также возникает вопрос, в какой форме возмещается аль-ъид?
Основа то что возмещение повторяет основное совершение.
См. Тухвату ль-Хабиб аъля шархи ль-Хатыб 2\446, Фатху ль-Уаххаб шарх Минхадж ат-Тулляб 2\360, Асна ль-Маталиб 2\202
И было упомянуто сообщение от Аъта в этом вопросе.
Однако даже принимая во внимание эту основу, не стоит оставлять совершения намаза аль-ъид если есть возможность ее совершить хоть одному.
Так как в любом случае хукм этого намаза – сильная желательность. Кроме как если в действительности человек будет в ситуации в которой это будет затруднительно.
И уже упоминалось о словах ученых из которых понимается побуждение к совершанию этого намаза в свое время если есть такая возможность, даже одному, даже если на следующий день он будет совершать его со всеми людьми.
Поэтому пусть он оценит свое положение, потом выберет из упомянутых положений то что будет лучше для его религии и общей пользы мусульман.
Что же касается второго положения, напоминаю его, для того кто забыл-
2) Муфтият на основе астрономических подсчетов объявляет аль-ъид на день раньше, а остальные мусульманские страны, в которых луна наблюдается продолжают пост 30 –ого.
То в этом случае человек, в случае если для выхода есть основание выходит с намерением совершения ад-доха, затем на следующий день делает сам, или в группе.
И прежде чем закончить хочу еще раз обратить внимание на то что нельзя вступать ни с кем ни в какие споры и разногласия, кому то что доказывать и пререкаться. Нужно сохранять внешнее согласие и единство.
Абдуллах Абу Абду р-Рахман.