Религиозно-правовое решение в отношении возмещения поста за умершего человека, если он нарушил пост по уважительной причине или без нее
Вопрос:
Мой отец умер, когда я была маленькой. Однажды наша мама сказала нам, что не видела, чтобы отец постился в рамадан с момента их женитьбы и до самой своей смерти (примерно 11 или 12 лет). И она не знает, постился ли он до женитьбы или нет, так как он работал дальнобойщиком.
Мой вопрос: как нам возместить те дни поста за своего отца, ведь мы не знаем даже сколько их? Мой отец прожил 60 лет.
Также у меня есть вопрос о матери: как только она достигла возраста половозрелости, она не постилась, так как не знала о значимости поста. Она жила в пустыне и начала соблюдать предписания религии только после замужества. Однако она не помнит, сколько дней она пропустила. Прошло уже 36 лет. Как ей возместить их?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Во-первых.
Если человек оставил пост из-за путешествия или болезни, от которой надеется исцелиться, то он обязан возместить дни поста. Если он умер, не возместив их, несмотря на то, что мог это сделать, то пост остался на его совести. Желательно (мустахабб), чтобы эти дни поста за него постились его близкие родственники. На это указывает хадис от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник» (аль-Бухари № 1952 и Муслим № 1147).
Если же человек умер, но не мог возместить пост ранее, например, он болел до самой своей смерти, то он ничего не должен возмещать. Как не должны возмещать от его имени пост и его родственники.
Если же кто-то оставил поста из-за проявленного упущения и без уважительной причины, то он не обязан ничего возмещать и его возмещение не будет принято. Так как он упустил время.
Подробнее об этом было в ответах на вопросы № 50067 и № 81030.
Основываясь на этом… Нам видится, что Ваш отец, будучи человеком, совершающим молитву и стремящимся совершать благое, не оставлял пост без причины. Значит, он оставлял пост из-за путешествия. И неизвестно, возмещал ли он пропущенные дни поста даже во время путешествия, зимой например, или он не делал этого. И была ли у него возможность возмещать пост в дни, когда он не уезжал, или он всегда был в пути из-за характера своей работы, и поэтому не имел возможности возместить пропущенные дни поста до самой своей смерти.
Столкнувшись со всеми этими вероятностями, скажем, что если вы не узнаете, как обстояло дело на самом деле, и будете соблюдать пост от его имени по мере возможности, то это было бы праведным делом и проявлением почтения к родителю. Награда за это будет и Вам, если пожелает Аллах. Но это не является обязательным, и Вы не обязаны узнавать, сколько лет он не постился точно. Необходимо придерживаться более вероятного. Возмещайте за него столько, сколько Вы в состоянии поститься, и чтобы это не отвлекало Вас от более важных и полезных дел. Это будет благодеянием по отношению к нему.
Пост за него могут возмещать все родственники, являющиеся наследниками ему. А если возместить пост им трудно, то пусть они кормят бедняков вместо этого. За каждый день поста кормят одного бедняка.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Его родственнику желательно возместить пост вместо него, если же он не сделает этого, то мы скажем, чтобы он кормил за каждый день бедняка. В этом проводится сравнение по аналогии с обязательным постом».
Он также сказал: «Если предположить, что у мужчины пятнадцать детей, и каждый из них продержит два дня поста вместо своего отца, в итоге получится тридцать дней, то этого будет достаточно. Если же наследников тридцать, то пусть каждый из них соблюдает пост один день, и этого тоже будет достаточно, так как в итоге получится тридцать дней. И нет различия: будут ли они все поститься в один день, или сначала будет поститься один, затем второй, а после – третий, пока не закончат тридцать дней» (Аш-шарх аль-мумти‘. Т. 6. С. 450 – 452).
Во-вторых.
В отношении поста, что оставила Ваша родительница после того, как достигла половозрелости и до того, как вышла замуж. Здесь необходимо изложить подробнее:
1. Если она оставила пост из-за пренебрежения им и не имела на это уважительной причины, то она не обязана ничего возмещать, как об этом было сказано выше.
2. Если же она оставила пост по уважительной причине: менструации, путешествия или болезни, то она обязана возместить пропущенные дни. Ей необходимо постараться подсчитать количество пропущенных дней: сколько их было наиболее вероятно.
А Аллаху ведомо лучше.
Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 174581
http://islamqa.com/ar/ref/174581
www.sawab.ru