Кому из бедняков лучше отдать милостыню в первую очередь? Если мы видим нескольких бедняков-инвалидов, то кому из них лучше отдать милостыню?
Вопрос #75406:
Кому из бедняков лучше отдать милостыню в первую очередь? Если мы видим нескольких бедняков-инвалидов, то кому из них лучше отдать милостыню?
Ответ:
Хвала Аллаху
Помощь нуждающимся и выплата милостыни бедным являются одним из лучших актов поклонения и послушания. Аллах говорит:
????????? ?????????? ???????????? ??????????? ???????????? ?????? ????????????? ???????? ?????????? ????? ????????? ????? ?????? ?????????? ????? ???? ???????????
«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Корова 2:274)
Чем большую нужду испытывает человек, тем желательнее милостыня, потому что удовлетворение нужд людей и помощь им являются одними из самых главных целей милостыни.
Передается от Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшее из дел — это сделать верующего счастливым, будь то покрытие его аурата, утоление его голода или удовлетворение его нужд». Привел ат-Табарани в «Аль-Муджам аль-Аусат», 5/202; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих ат-Таргиб», 2090.
Сказал шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах): «Если спросят, какая из восьми категорий больше всего заслуживает средств закята, то мы ответим, что больше всего заслуживает тот, кто находится в самой большой нужде, потому что все они подходят под описание и преимущество должно быть дано тому, кто нуждается больше всех. Обычно самую большую нужду испытывают нищие, поэтому Аллах начинает с ним и говорит:
«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Покаяние 9:60)».
См. Маджму Фатава Ибн Усеймин, 18/ вопрос №251.
Сказано в «Аль-Мавсу’а аль-Фикхийя» (23/303): «Право на выплату закята не одинаково, но имеет разграничения. Маликиты заявили, что желательно для того, кто выплачивает закят, отдавать предпочтение тому, кто испытывает наибольшие трудности, и желательно выплатить ему больше, чем другим категориям».
Если нищий или бедняк недееспособен, т.е. не может работать по причине болезни или бедствия, то необходимо выплатить ему милостыню. Аллах говорит:
???????????? ????????? ?????????? ??? ??????? ?????? ??? ?????????????? ??????? ??? ???????? ???????????? ?????????? ?????????? ???? ???????????? ??????????? ???????????? ??? ??????????? ???????? ?????????? ????? ?????????? ???? ?????? ??????? ?????? ???? ???????
«Милостыня полагается беднякам, которые задержаны на пути Аллаха или не могут передвигаться по земле. Неосведомленный считает их богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво. Какое бы добро вы ни израсходовали, Аллах знает об этом» (Корова 2:273)
Сказал Саид ибн Джубейр: «Это те, кто получили ранения, сражаясь на пути Аллаха, и заболели хроническими болезнями. Поэтому они должны получить часть богатства мусульман». См. Ад-Дур аль-Мансур, 2/89.
Критерием при выплате милостыни являются нужда и бедность. Если вам кажется, что один бедняк испытывает более острую нужду, то необходимо сначала выплатить милостыню ему.
Если вашей милостыни достаточно для двух бедняков, то разделите ее между ними. Если же ее хватает только для одного, то нет на вас греха, если вы отдадите ее только одну из них, но постарайтесь сделать это тайно, чтобы другой бедняк не почувствовал обиды и ненависти.
Спросили шейха Ибн База (да смилуется над ним Аллах): «Если человек выплачивает закят на имущество и сумма закята маленькая, например, 200 риалов, то будет лучше отдать ее одной бедной семье или разделить между несколькими семьями?».
Он ответил: «Если сумма закята маленькая, то лучше выплатить ее одной бедной семье, потому что если разделить эту маленькую сумму между несколькими семьями, то она станет ее меньше и польза от нее будет небольшой». См. Фатава Ибн Баз, 14/316.
И Аллах знает лучше