Есть ли конкретные причины того, почему молитвы Зухр и Аср читаются про себя, а все остальные обязательные молитвы — вслух?
Вопрос #67672:
Причины чтения молитвы вслух и про себя
Есть ли конкретные причины того, почему молитвы Зухр и Аср читаются про себя, а все остальные обязательные молитвы — вслух?
Ответ:
Вся хвала Аллаху
Во-первых: чтение молитв вслух и про себя, как это делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) является Сунной, а не обязанностью. Но лучше для верующего не противоречить Сунне Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
Сказал шейх Ибн Усеймин (да смилостивится над ним Аллах): «Чтение молитвы вслух не является обязательным, хоть это и лучше. Если человек читает про себя ту молитву, которую предписано читать вслух, то его молитва считается действительной, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет молитвы у того, кто не прочитал Мать Писания (т.е. аль-Фатиху)». И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не уточнил, должна ли она читаться вслух или про себя. Поэтому если человек прочитал то, что требуется, вслух или про себя, то он выполнил свой долг. Но лучше следовать Сунне и читать такие молитвы, как Фаджр и Джуму’а (пятничная коллективная молитва), вслух.
Если имам умышленно не произносит молитву вслух, то его молитва считается действительной, но не полной.
Если человек молится один, то он сам может выбрать между чтением вслух и про себя. При этом он должен думать о том, какое чтение сделает его более сосредоточенным и смиренным в молитве».
«Маджму Фатава Ибн Усеймин», 13/73
Во-вторых: мусульманин должен следовать приказам Аллаха вне зависимости от того, известна ли ему причина и мудрость этих приказов. Однако это не означает, что ему запрещено делать попытки постичь эту мудрость, после того как он последовал приказу и руководству от Аллаха.
В-третьих: ученых Постоянного Комитета спросили: «Почему мы читаем молитвы Зухр и Аср про себя, а Магриб и Иша — вслух?».
Они ответили: «Мы делаем это, следуя примеру Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Мы читаем вслух те молитвы, которые читал вслух он, и читаем про себя те молитвы, которые читал про себя он, потому что Аллах говорит:
?????? ????? ?????? ??? ??????? ??????? ???????? ????????
«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (Сонмы 33:21)
И сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Молитесь так, как вы видели молящимся меня». Передано в «Сахихе» аль-Бухари».
Фетвы Постоянного Комитета, 6/394,395.
Шейху Абдуль Азизу Ибн Баазу был задан вопрос: «Почему чтение вслух предписано в молитвах Магриб, Иша и Фаджр, но не в других обязательных молитвах? Есть ли для этого какие то основания?».
Он ответил: «Аллах лучше знает причину того, почему эти молитвы предписано исполнять вслух. Самая вероятная причина — и Аллаху ведомо лучше — может заключаться в том, что человек извлекает больше пользы из чтения вслух ночью и утром, потому что факторов, отвлекающих его внимание, в это время значительно меньше, чем днем».
«Маджму Фатава аш-Шейх Ибн Бааз», 11/122.
Спросили шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина (да смилостивится над ним Аллах): «Почему пятничная коллективная молитва читается вслух?»
Он ответил: «Во-первых, причина чтения вслух — и Аллаху ведомо лучше – состоит в том, чтобы объединить всех людей за имамом, потому что если люди собрались за имамом и внимательно слушают его, то их единство лучше, чем если бы каждый из них читал молитву самому себе. Чтобы воплотить эту мудрость, необходимо собрать всех людей вместе, если это возможно.
Вторая причина заключается в том, что чтение молитвы вслух является дополнением в двум хутбам. Поэтому во время пятничной молитвы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал подходящие суры: «Собрание» и «Лицемеры», потому что в первая рассказывает о пятничной молитве и призывает к ее посещению, а вторая — о лицемерии и обличении лицемеров. Или он читал суры «Всевышний» и «Покрывающие», потому что первая рассказывает о начале сотворения и божественных законах, а вторая — о Дне Воскресения, награде и наказании.
Третья причина — это проведение различия между пятничной и полуденной молитвой.
Четвертая причина — это уподобление праздничной молитве, потому что пятничная молитва — это еженедельный праздник».
«Маджму Фатава Ибн Усеймин», 16/112
Смотрите также ответ на вопрос №65877
И Аллах знает лучше