Даже если ты грешишь сам, обязан вести призыв к благу
Вопрос:
Я слышал, как один шейх рассказывал про призыв к одобряемому и запрет порицаемого (амр биль-ма’руфи ва-ннахйи) и что это является обязательным (ваджиб) для каждого мусульманина, даже если он сам грешит, он обязан призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. Этот шейх сказал, что безгрешность не является условием для этого дела, как известно из истории про Абу Михджана. Мой вопрос следующий: кто такой Абу Михджан и какова его история?
Ответ:
Хвала Аллаху… Поздравляю вас с вашим стремлением к полноте знаний и прошу Аллаха наделить нас и вас полезными знаниями и праведными делами.
Абу Михджан был одним из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и да будет Он доволен ими. Этот сахаби страдал от пристрастия к вину. Его приводили и пороли, снова приводили и снова пороли, но он знал, что эта проблема не освобождает его от обязанностей в делах своей религии и её защиты.
Так, он выступил вместе с мусульманами в поход в Кадисия, как воин, стремящийся к мученичеству на поле боя. В Кадисии он был доставлен к командующему армией амиру Сааду бин Аби Ваккасу за то, что пил вино. Саад заключил его под стражу, чтобы очистить ряды мусульман от такого человека.
Это заточение было очень тяжёлым наказанием для Абу Михджана, так как он слышал звуки сражения, ломающиеся копья и ржание боевых лошадей, и он знал, что врата Рая открыты и стремление к джихаду переполнило его. Он обратился к жене Саада бин Аби Ваккаса со словами: «Отпусти меня! Клянусь Аллахом, если я останусь жив, то вернусь и сам вложу свои ноги в эти оковы, а если я погибну, то вы избавитесь от меня!». Она сжалилась, видя его тоску к сражению, и отпустила его. Он вскочил на лошадь Саада, которую звали Аль-Балькаъ, схватил копьё и помчался в гущу сражения, рассекая вражеские ряды и разбивая их отряды. Саад, наблюдавший за полем битвы, был удивлён. Он сказал: «Это атака Аль-Балькъаа и стиль сражения Абу Михджана, но Абу Михджан в оковах!».
Когда враг был повержен, Абу Михджан вернулся и вложил свои ноги обратно в оковы. Жена Саада рассказала ему эту удивительную историю про поступок Абу Михджана, и Саад бин Аби Ваккас, да будет доволен им Аллах, был восхищен этим человеком, его рвением в служении Исламу и тоской по Джихаду. Саад сам пришёл к этому постоянно пьющему человеку, собственноручно освободил его от оков, и сказал: «Вставай! Клянусь Аллахом, я больше никогда не буду наказывать тебя за употребление вина!». Абу Михджана ответил: «Клянусь Аллахом, я больше никогда не выпью вина!».
См.: «Аль-Исаба фи Тамизи-с-Сахаба 4/173-174; Аль-Бидайа ва-н-Нихайа 9/632-633».
Islam Q&A Фатва № 26273
Перевод: www.sawab.info