Прежде чем читатель начнет изучение Корана
Прежде чем читатель начнет изучение Корана,он должен усвоить тот факт, что это уникальная Книга, совершенно иная,чем те книги, которые человек обычно читает. В отличие отобычных книг, Коран не содержит информации, идей и аргументов,касающихся конкретных тем и изложенных в строгом порядке. Вотпочему человек, не имеющий представления о Коране, при первомзнакомстве с ним бывает озадачен, не находя там изложения егосодержания, деления на главы и разделы, отдельного рассмотренияопределенных вопросов и конкретных указаний относительно различныхаспектов жизни, приведенных в определенном порядке. Напротив, это нечтотакое, с чем он раньше не сталкивался и что не отвечает егопредставлению о книгах. Он обнаруживает, что эта книгаобсуждает верования, дает указания, касающиеся морали, устанавливаетзаконы, призывает людей к Исламу, увещевает неверующих, извлекает урокииз исторических событий, предостерегает, сообщает добрые вести, и всеэто превосходно связано между собой. Одна и та же мысль повторяется вразличной форме, и одна тема следует за другой без всякой видимойсвязи. Иногда новая тема возникает посреди другой без какой-либо явнойпричины. Повествователь и те, к кому обращена речь, изменяютсябез предупреждения. Нет никакого намека на главы и разделы. Здесьговорится об исторических событиях, но они представлены не так,
какв книгах по истории. Проблемы философии и метафизики рассматриваютсяиначе, чем в учебниках по этим предметам. О человеке и Вселеннойговорится не тем языком, которым пользуются естественные науки. Точнотак же он придерживается своего собственного метода при решениикультурных, политических, социальных и экономических проблем и подходитк принципам предписаниям права совсем не так, как это делают социологи,законоведы и юристы. Способ, которым преподается мораль, не имеетаналогий в литературе по этому вопросу.
Вот почему неподготовленный читатель бывает озадачен и сбит с толку, видя, наскольковсе это противоречит его заранее сложившимся представлениям о книгах. Унего складывается впечатление, что Коран - это книга, лишеннаякакого-либо порядка или взаимосвязи между его стихами, илипоследовательности изложения; что различные темы изложены в нембессвязно; что, хотя он имеет вид книги, но на деле не является книгойв общепринятом смысле этого слова. В результате противники Коранавыдвигают против него необычные возражения, а его современныепоследователи, отвергая сомнения и возражения, прибегают к необычнымприемам. Они либо уходят в эскапизм, либо выдвигают странныетолкования, дабы успокоить свой ум. Иногда они пытаются создатьискусственные связи между стихами, чтобы объяснить их кажущуюсянепоследовательность, а в качестве последнего средства они дажепринимают теорию, согласно которой Коран рассматривает различныевопросы без какого-либо порядка или связи. Вследствие этого стихиотрываются от контекста, и создается путаница в их содержании.
Это происходит в том случае, когдачитатель не принимает во внимание тот факт, что Коран - уникальнаякнига. В отличие от других книг, он не формулирует с самого началапредмет, который будет рассматривать, и цель, которую намереваетсядостигнуть. Его стиль и метод объяснения также полностью отличаются отобычных книг, и он не придерживается свойственного им порядка.И, прежде всего, это не книга "по религии" в том смысле, в каком этовыражение обычно понимается. Вот почему, когда читатель подходит кКорану как к заурядной книге, он бывает несколько озадачен его стилем иманерой изложения. Он обнаруживает, что во многих местах ничего неговорится о предпосылках, и не упоминаются обстоятельства, при которыхбыл ниспослан данный отрывок. В результате всего этого такой читательне в состоянии полностью извлечь пользу из бесценных сокровищ,содержащихся в Коране, хотя изредка он может обнаружить там и сямотдельные жемчужины. Жертвами подобных сомнений становятся только люди,незнакомые с отличительными чертами Корана. Они видят, что различныетемы рассеяны по всем его страницам, и им трудно понять его смысл. Иболее того, даже абсолютно ясные стихи кажутся им не соответствующимитому контексту, в котором они находятся.
Читатель может быть избавлен от всех этих трудностей, если он будет заранее предупрежден, что
Болеетого, они могут даже стать помехой. Поэтому, прежде всего ему следуетосвободить свой ум от предвзятых представлений и познакомиться сотличительными чертами Корана. Тогда и только тогда он сможет понятьего.
Чтобы глубоко понять Коран, необходимо знать природу этойКниги, ее основную идею, ее замысел и цель. Читатель также должен бытьхорошо знаком с ее стилем, терминами, которые там употребляются, иметодом ее объяснения различных вещей. Он должен также иметь в видупредпосылки и обстоятельства, при которых был ниспослан данный отрывок.
Абуль Аля Маудуди