Вопрос :
Халид - Ассаламу алейкум братья.Не могу остановиться на каком то чтеце курана. Слушал уроки по таджвиду на сайте ар-ру там говорится нельзя прерывать мадд!!например уалоддооооллииин!т.е. голос не изменяется во время произношения "о" и "и" а непрерывно тянет.так вот многие ведь чтецы украшают голосом, как то "играют" голосом во время их произношения!слушал сперва АлАфаси(мишари рошид), потом нашел видео в ютубе что он дружит с суфиями неправильно читает и его не желательно слушать, потом слушал Люхайдан он тоже играет голосом во время мадов.Как в этом разобраться?по какому чтецу учить коран, кто наиболее правильно читает?
Ответ.
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлах уа баракатуху.
Джазака Ллаху хейран брат во-первых за твое стремление правильно читать Книгу Всевышнего Аллаха, затем за сам вопрос.
Так как с некоторых пор стал замечать что то явление или состояние о которым ты спрашиваешь , и которое тебя беспокоит,это в действительности стало своего рода общей болезнью и стереотипом среди русскоязычных мусульман.
И если быть честным , наверное в первый раз за все время работы составления статей или ответов на те или иные темы, достаточно долго (несколько дней)никак не мог должным образом представить и составить форму ответа на этот вопрос, и это по многим причинам. Одна из которых конечно почти полная безграмотность многих мусульман, более того некоторых тех, кто называет себя или их называют требующими знаниями, об элементарных принципах этого вопроса . Вопроса правильного чтения Книги Всевышнего Аллаха,о следовании за которой мы все заявляем (!?)
И этого явления есть много проявлений. Одна из них , пожалуй самое удивительное и действительно заставляющее печалиться то, что во-первых эта тема касается одного из видов фард аъин для каждого ответственного по Шариату мусульманина желающего читать Коран.
Здесь конечно не буду подробно говорить о том какой уровень таджвида будет фард аъин, по некоторым причинам , одна из которых будет скоро упомянута с позволения Аллаха.
Однако суть в том , что все таки определенный уровень этого есть по единогласному мнению специалистов этой науки.
И к большому сожалению далеко не все мусульмане обладают этим уровнем, и говорю не о тех кто лишь причисляет себя к Исламу , однако о тех кто заявляет со всей уверенностью и городостью о своем твердом следовании праведным предшественникам в вопросах религии (!?).
Эта полная безграмотность, а во многих случаях ошибочное представление об элементарных основах этой науки и затрудняет предельным образом более подробное объяснение , или упоминание тех или иных важных моментов имеющих отношение к вопросу.
И это все на фоне того что намного легче и понятнее для многих мусульман сеичас поговоритьо том или ином вопросе такфира (!) чем о правильном чтении слов Всевышнего Аллаха!
Не хочу быть многословным и приведу слова одного из больших специалистов в области чтения Корана в наше время который предельно точно описывает наше положение….
Говорит шейх Айман Суейд:
"….. И когда появились в наше время современные изобретения , из которых также возможность записи голоса и изображения люди стали записывать на этих инструментах все что можно.
Также и Коран, с голосами очень многих чтецов.
Среди них есть специалисты , есть полуспециалисты , есть те у кого нет никакого качества. И многие из них читают в соответствие с музыкальными звуками. Так что простолюдины , которые не почуствовали и запаха таджвида, стали говорить: "Чтение такого и такого чтеца – отличное!", "Чтение другого –великолепное!", "Я люблю чтение такого то чтеца!".
И подобные этому пустые выражения, под которыми нет никакого мерила кроме страсти к музыкальности, понижению и повышению голоса , следованию музыкальным нотам ….."
См. Аль-Байян ли хукми кираати ль-Куръан биль-аль-ахан 8\9
Думаю нет нужды в комментариях и дополнениях , так как тот кто знаком с положением дел сразу узнал себя, или некоторых его знакомых "изучающих таджвид по кассетам того или иного чтеца с отличным чтением."
И поистине смешно видеть как (для примера) на некоторых страницах контакта известной своей явной протакфиристкой направленностью, где выносится беспощадный такфир всем суфиям и не только , где словарный запас не выходит за термины – кафер , куфр , нифак , минафик , зиндик и подобное этому , и вместе с этой "предельной суровостью и прямотой в следовании тому на что указал Коран в вопросах куфра и имана , в понимании всех имамов"конечно, ты находишь их восхищающихся чтением того или иного чтеца, чтение которого мягко говоря может быть предметом спора,уподобляясь этим самым полным образом тем , кому они выносят такфир в восхищении ими также красивыми голосами , чрезмерно продолжительным протягиванием звуков с использованием музыкальных нот , мотающих своими головами и кричащими от удовольствия в промежутках между аятами, а зачастую и перекрикивая чтеца!
Только здесь "салафисткий чтец" и "салафитское слушание" )
Сейчас конечно не идет речь об оценке того или иного чтеца , так как это не в моей компетенции , однако речь идет о нашем отношении к чтению книги Всевышнего Аллаха.
Также ни в коем случае не заявляю об обширных знаниях в этой области,однако с позволения Аллаха упомяну несколько основных принципов чтения Корана , которые простой мусульманин сможет взять для себя начальным мерилом , так что опираясь на него будет знать дорогу, и то что от него требуется, а также стараться остерегаться от попадания в сомнительное и запретное.
Во-первых, нет сомнения что основная проблема, более того это и есть суть проблемы заключается в ошибочном представлении что же в действительности есть "таджвид"?
Сказал имам аль-Джазари, имам чтецов.
"Таджвид – отдавание права букве в месте ее выхода, ее описании и том что может следовать за описанием."
См. Ан-Нашр фи ль-Кираат и ль-Аъшр 1\168, аль-Минах аль-Фикрия 120.
Т.е. суть таджвида это произношение буквы из ее места (глотка, рот, губы), число которых 17 в соответствие с известным мнением.
Затем придание этой букве ее необходимого описания, или нескольких, если они в ней собираются. Как например буква
?????
Выходит из начала глотки, затем эта буква из видов букв возвышенности –
?????????
Т.е. это ее описание которым описана эта буква при ее произношении, а это поднятие голоса к небу(т.е. потолку рта) при его выходе.
В противополжность буквам другой категории, букв понижения , или низких.
????????
При произношении которых голос наоборот проходит по низу.
И это конечно имеет большое влияние на звук.
В раздел описания буквы входят также ахкмы мадд (различных видов), гунна, ихва, изхар и т.д.
Некоторые ученые вводят эти положения в раздел того что следует за описанием. Но результат один и тот же.
Затем за тем или иным описанием может следовать то что оно требует, а это тафхим , в случае с буквами возвышенности например.
Т.е. особая густота голоса (если так можно выразиться условно) при произношении.
Или таркик , наоборот , мягкость в произношении , в случае с буквами пониженности.
Это всего лишь небольшой, и конечно неподробный пример. Как со стороны теории, а тем более практики.
Ведь полностью передать сущность этого невозможно словами , поэтому это все надо брать с уст специалистов.
Это и есть таджвид совсем вкратце, и профессионализм чтеца определяется именно степенью соблюдения им этих правил.
Как мы видим – красивый голос не является самой главной составляющей частью таджвида вообще.Более того , не встретил до сих кто бы из ученых сделал его составляющей частью таджвида. И это в полной противоположности тому что ошибочно полагают многие мусульмане, о том , что распевание , подобное оперным певцам и есть суть и основа правильного и "красивого чтения".
Однако конечно, если Всевышний Аллах одарил человека красивым голосом и он старается украшать им свое чтение в границах вышеупомянутых положений, то это прекрасно.
Однако правильное чтение это не ижтихад, не страсти, не забава. Это тонкое и точное мерило, которым сохраняется звук (!) Корана так как, он был ниспослан, до наших дней.
Это и есть то к чему должен стремиться чтец и слушатель. И это и есть украшение и драгоценность чтения и чтеца , как сказал имам аль-Джазари.
См. Ан-Нашр фи ль-Кираат и ль-Аъшр 1\168
И если хоть общий смысл этого стал понятен , то пусть каждый читающий эти строки спросит себя: "Знает ли он сколько мест выхода букв , не говоря уже о том какие они, и как они правильно произносятся, и как слышиться правильное произношение, не говоря уже об их описаниях , в чем это выражется , не говоря уже о том , что может следовать за тем или иным описанием , не говоре уже о многом другом для того чтобы определять,чтение этого чтеца красивое или нет?"
Очевидно что ответ ясен.
Затем пусть спросит себя сколько времени он посвятил попыткам изучения этого, а сколько пустому провождению времени, болтовне, безделию и наговоре на религию Всевышнего Аллаха в сложных вопросах, в то время как он не знает как , и не может прочитать аль-Фатиху?!
Говорит имам аль-Джазари перечисляя описания ошибочного чтения:
".. И не является таджвидом сострясание голоса, …… и не обрывание мадды, и не растягивание гунны…. ."
См. Ан-Нашр фи ль-Кираат и ль-Аъшр 1\169
Что касается "сотрясания голоса", то сказал имам ас-Суюти:
Сказал (имам ас-Сахауи) в "Джамалю ль-Кураъ":
" Из нововведений которые придумали люди в чтении Корана – музыкальные звуки….
…И также из этого того что они называют "сострясанием", когда голос чтеца дрожит как будто от холода или боли…"
См. Аль-Иткан фи улюми ль-Коран 1\296
Конечно речь идет о том , когда это делается специально.
Что касается "обрывания мадды" , то это повышение,понижение , удерживание и отпускание голоса при произношении мадды (например алифа) , так что получается несколько алифов (например).
"Растягивания гунны" означает чрезмерное ее удлинение с дополнительным движением голоса.
См. Ихкаму кираати ль-Куръан 24
Что касается мадды, то тот кто хоть немного знаком с таджвидом, он знает что есть их несколько видов , и их причины. Также они разнятся от чтения к чтению, однако в общем , какая бы мадда ни была , и нее есть предел по единогласному мнению специалистов этой науки.
Сказал шейх Мулла Аъли ль-Къори в комментариях к известному матну "аль-Джазария", после того как упомянул уровни мадды в зависимости от причины у разных чтецов:
"…И заключение в том, что нельзя протягивать (голос) больше пяти алифов по единогласному мнению (иджма). И то что делают некоторые имамы и большинство муаззинов (из протягивания больше этого), является отвратительным нововведением."
См. Аль-Минах аль-Фикрия 240
Что касается размера пяти алифов , и подобных выражений в словах старых ученых , то некоторые поняли это как 10 харакатов , отталкиваясь от того что размер алифа – два хараката. Однако из многих других слов ученых понимается что речь идет о шести харакатах, так как некоторые ученые когда говорят о пределе в мадде говорит что это три алифа.
Поэтому собирается это таким образом что три алифа означают шесть харакатов, а пять алифов – пять харакатов плюс естстественное протягивание основной буквы, и всего – шесть.
См. Аль-Уафи фи шарх аш-Шатыбия 1\87
В любом случае если человек ограничится на шести (принимая конечно во внимание причину мадды и вид чтения), то его чтение не будет под сомнением.
Это конечно предельно короткое напоминание и совет брату который спросил это вопрос и каждому кто находится в таком положении.
И здесь конечно напрашивается естественный вопрос. Кто из чтецов соответствует тем описаниям которые упомянуты выше?
Нет сомнения что они есть , хвала Аллаху. Не буду перечислять многие имена ,однако укажу как пример на того, кто нет сомнения является имамом чтецов в наше время , а это шейх Махмуд Халиль аль-Хусари.
????? ???? ??????
И хвала Аллаху, нэт переполнен его записями.
Ссылка на его сайт-
Также следует обратить внимание на то что у некоторых больших чтецов (в особенности египетских) есть записи которые делаются на различных мероприятиях , где они могут переходить границы правил таджвида, а есть студийные записи , особенно те что делались для радио. Уровень последних конечно очень высокий. Поэтому это надо принять во внимание.
Также человек не знающий теории таджвида , не сможет должным образом оценить уровень правильного чтения и как следствие – извлечь большую пользу от прослушивания..
Поэтому нужно изучать таджвид теоретически, читать Коран тем кто будет исправлять ошибки, обучать, показывать, и вместе с этим слушать специалистов в этой области, и конечно практика.
Потому что правильное использование всех необходимых правил нуждается в работе со всеми органами , которые должны быть задействованы в выдаче правильного звука.
Сказал имам аль-Джазари:
"Поистине прекрасно то что сказал Хафиз Абу Аъмр ад-Дани:
"И нет между таджвидом (т.е. его соблюдением и практикованием) и его оставлением , кроме как гимнастика челюстей."
См. Ан-Нашр фи ль-Кираат и ль-Аъшр 1\169
Затем также мы должны помнить что Коран не был ниспослан лишь для правильного чтения, однако для размышления над ним и внедрения его в жизнь, но это это уже другая тема.
Абдуллах Абу Абду р-Рахман