Если взять запрещенное имущество и инвестировать его, то дозволена ли полученная прибыль?

 

Print

Вопрос #142235:
Я заработал харамом деньги и купил машину. Теперь я сдаю эту машину другим и зарабатываю таким образом. Являются ли деньги зарабатываемые арендой этого автомобиля дозволенными или нет?
Что если заработанное потрачу сумму стоимости автомобиля на благотворительность? После этого станет ли моя прибыль дозволенной или нет?
Ответ

Вся хвала Аллаху.
Если человек приобретает харам запрещенным способом, то возможны два варианта:
1. Он заработал это запрещенной сделкой, как например, продавая запрещенное, или получая зарплату за запрещенную работу, как например, за лжесвидетельство  или за пение. В этом случае, частью покаяния является раздача в качестве милостыни того имущества, что у него есть. Если он нуждающийся и он использовал деньги для бизнеса, или для покупки машины, чтобы зарабатывать на жизнь, тогда мы надеемся, что в этом нет ничего неправильного, но если он может раздать милостыню в объеме заработанного запретным образом, то это лучше и сделает его покаяние более совершенным.

Ибн аль-Каййим сказал: «Если он совершил запрещенную сделку и получил деньги, как например, за проституцию, пение, продажу алкоголя, лжесвидетельство, и затем он или она кается, и если у него или у нее имеются на руках деньги, то некоторые из ученых сказали, что они должны быть возвращены хозяину, если это определенная собственность и он не стал владельцем этого имущества согласно шариату и хозяин не получает дозволенного заработка с этого.
Другая группа сказала: Его покаяние требует раздачи этого в качестве милостыни и ему не следует возвращать (имущество) тому, у кого он его взял. Этому мнению отдал предпочтение шейх уль-Ислам ибн Теймия и это наиболее правильное из двух мнений»
Мадаридж аль-Салихин, 1:389
Ибн Каййим детально говорил об этом вопросе в Заад аль-Маад (5/778) и указал, что следует полностью избавиться от этого имущества, для того чтобы сделать покаяние полным; если же человек нуждается в этом имуществе, то он может использовать пока нуждается, затем, ему следует раздать оставшееся в качестве милостыни»
Для дополнительной информации обратитесь к вопросу 126045
2. Он приобрел это имущество своровав или взяв силой, и тогда он обязан вернуть имущество хозяину и не важно сколько времени прошло. Но следует ли отдать прибыль, полученную от этого, если он использовал (отобранное) для бизнеса? Существует разногласие в мнениях среди ученых.
Ханбалиты считают, что следует вернуть и прибыль.
Маликиты и Шафииты считают, что прибыль принадлежит тому, кто своровал, потому что он несет ответственность в случае пропажи или уничтожения (сворованного).
Абу Ханифа считал, что надо прибыль раздать в качестве прибыли, потому что она получена из запрещенного источника.

Ибн Кудама сказал в аль-Мугни (5:159): «Если он взял что-то ценное и делал с этим бизнес, или взял товары для продажи и продав использовал деньги для бизнеса, то наши сподвижники сказали: «Прибыль принадлежит хозяину и приобретенное также принадлежит ему…. Аль шариф сказал: И передано от Ахмада, что он должен раздать это в качестве милостыни.
Аль-Шарбини аль-Хатиб сказал: Если тот, кто взял имущество силой сделал посредством него бизнес, то прибыль принадлежит ему, согласно более правильному мнению»
Мугни аль-Мухтадж, 3/363
См. также аль-Маусуа аль-Фикхия аль-Кувайтия, 22/84
Шейх уль-Ислам ибн Теймия отдал предпочтение мнению, что следует разделить прибыль, как будто бы они являются компаньонами, и он (своровавший) должен считаться как тот, кто взял деньги для инвестирования мудараба, и поэтому он может оставить себе половину, или треть или четверть прибыли, в зависимости от того, что принято (в этой местности).
Шейх Др. Халид аль-Мушайги был спрошен: «Человек украл машину, принадлежащую другому, и он использовал ее для работы и заработал определенную сумму денег. Теперь он арестован. Кому следует отдать эти деньги? Вору или хозяину машины?»
Он ответил: «В таких случаях существует разногласие среди ученых относительно этих денег. Предпочтительным мнением является мнение шейх уль-Ислама ибн Теймии, которое заключается в том, что если он украл деньги и сделал бизнес, то ему достается доля как компаньону, т.е. следует посмотреть на того, кто использовал эти деньги и заплатить ему то, что эксперты и бизнесмены считают обычной платой в подобных случаях. И если они скажут, что ему следует взять половину, тогда ему следует дать половину. Если они скажут, что ему следует взять четверть, то ему следует выплатить четверть, а остальное вернуть хозяину.
Примером этого является тот, кто работал, используя эту машину; ему следует дать долю пайщика и ему следует заплатить за его работу. Если кто-то на его месте берет половину или четверть (то с ним следует поступить также), а остальное отдать хозяину.
Передано от Умара, в истории о его сыне, когда тот взял деньги из бейт уль-мал и спросил Умара об этом; он сказал, что следует считать эти деньги как заем т.е. как мудараба. И это было передано Маликом в аль-Муватта (1396)
И Аллаху известно лучше.
Фатава Мауги аль-Ислам аль-Яум
И Аллаху известно лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика