Некто нанял его купить что-то; можно ли поднять цену покупки без ведома того человека?
Вся хвала Аллаху.
Если кто-то назначил вас купить что-то для него, то у вас нет права увеличивать цену, потому что вам было доверено это, и основным принципом является, что любая потеря или польза возвращается к человеку, назначившему вас, если только он не позволяет вам делать это.
Допустимо, чтобы вы попросили его о плате за свои услуги, или сказать, что вы купите, а затем продадите ему. Если продавец даст вам это бесплатно, то согласно ученым, это принадлежит тому, кто поручил вам купить это; тоже самое относится к любому подарку, который дается продавцом агенту.
Сказано в Маталиб Улиль-Нуха (3:132): «Если продавец дает подарок тому, кто действует в качестве агента, то подарок дается тому, кто назначил его»
Это означает, что любая скидка в цене приносит пользу тому, кто назначил человека купить что-то; тоже самое относится и к подарку который дается продавцом агенту.
Постоянный комитет был спрошен:
Некто назначил меня купить что-то для него, и это стоило пять фунтов, например. Но я смог купить это за четыре с половиной фунта. Можно ли агенту (мне) взять оставшиеся деньги, т.е. пол фунта или нет?
Комитет ответил:
«Это относится к вопросу назначению третьего лица вместо себя, и нельзя человеку назначенному агентом брать что-то из имущества того, кто назначил его, кроме как с его разрешения, потому что общий смысл доводов указывает на то, что имущество мусульманина – харам для других, кроме как с его разрешения.
Фатава аль-Ладжна аль-Даима, 14:273
Также сказано в Фатава аль-Ладжна аль-Даима 14:275:
«Мусульманин должен быть честным в сделках. Нельзя ему лгать и брать незаконно имущество людей. К этому также относится случай, когда человек назначает своего брата купить что-то для него; нельзя ему (агенту) брать более чем то, что он заплатил за товар. Также, нельзя тому, кто продал товар писать на счете цену отличную от реальной цены для того, чтобы обмануть того, кто назначил его, чтобы он заплатил больше реальной цены и агент смог присвоить разницу. Это является разновидностью сотрудничества в грехе и несправедливости, и является незаконным присвоением имущества людей. Запрещено имущество мусульманина для других, кроме как с его разрешения.
И Аллаху известно лучше.