Может ли отец продать собственность одному сыну и не продавать ее другому?
Вся хвала Аллаху.
Во первых:
Если ваш отец посредством продажи части имущества по очень низкой цене одному из сыновей, не предлагая его другим сыновьям, желал при этом выделить его и оказать ему предпочтение над другими, то подобная сделка относится к числу запрещенных приемов,
которые содержат грех и преступление.
Не позволительно мусульманину, который готовится встретиться с Аллахом – отец достиг уже 80 летнего возраста – поступать подобным образом, потому что так он сеет чувство обиды и зависти среди сыновей и действует против приказа Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «… бойтесь Аллаха и справедливо относитесь к детям» Бухари (2398), Муслим (3055)
Но если ваш отец не намеревался совершать подобный поступок, и он действительно желал продать любому покупателю, как заявляет ваш брат, потому что ему срочно нужны были деньги, то следовало продавать по рыночной цене, и нет ничего неправильного в определенном снижении цены для своего сына, также как обычно поступают люди в подобных сделках.
Если же более чем один из сыновей желает купить его имущество и все предлагают одинаковую цену, то ему следует бросить жребий и тот чье имя выпадет получит право купить дом. Таким образом, можно будет избежать проявления предпочтения по отношению к одному из детей, и сыновья не будут чувствовать зависти, злобы, ненависти по отношению друг к другу.
Во вторых:
Если отец поступил неправильно и предпочел одного из своих сыновей другим, а они не согласны с этим, то они имеют право оспорить сделку и попросить его отменить ее. Они могут предложить ему финансовую помощь, если он нуждается; или предоставить ему залог; или они могут попросить его обходиться с ними справедливо, и дать им имущество подобное тому, что он дал одному сыну, или разделив свое имущество в равных долях, для изменения разницы между ценой за которую он продал дом сыну и рыночной ценой.
В третьих:
Мы хотим напомнить всем братьям о том, что родственные связи, которые существуют между вами намного значимее, чем незначительные мирские проблемы, которые не должны приводить к взаимной ненависти. В отношении разногласий, постарайтесь уладить их наилучшим образом, и отдайте предпочтение родственным связям над всем остальным.
Шейха Салих аль Фаузана (да помилует его Аллах) спросили:
«Аллах предопределил мне болезнь правой ноги и доктора пришли к решению, что ее необходимо ампутировать, после чего я не смогу работать, а я глава большой семьи. У меня три брата, но мой отец продал ферму моим братьям. Я не мог купить часть фермы, поэтому мне ничего не досталось. Правильно ли поступил мой отец, и есть ли у меня право просить у него мою долю, без покупки и продажи?»
Он ответил:
Если он продал ферму посредством действительной сделки, в которой не было мошенничества или обмана – и он продал им также как продал бы любому другому, и он не спустил для них цену, а получил от них полную стоимость, то в этом нет ничего неправильного и у вас нет права оспаривать, потому что при этом не было предпочтения и никто из них не был выделен по причине денег и вы не были исключены.
Но если все было не так, и сделка была уловкой и он отдал предпочтение им, то подобное недопустимо, потому что это не справедливо и отец должен по справедливости раздавать подарки, нельзя ему выделять одного перед другими, потому что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «… бойтесь Аллаха и справедливо относитесь к детям»
Отец обязан относится к детям справедливо раздавая подарки, и нельзя ему отдавать предпочтение одному перед другими»
Majmoo’ Fataawa al-Shaykh Saalih al-Fawzaan, 2/594, 595
Аллаху известно лучше.
Смотрите также ответ на вопрос 114659 и 119655.