Разрешено ли поднимать цену продукта при покупке в кредит

 

Вопрос

Разрешено ли поднимать цену продукта при покупке в кредит.

Ответ

Вся хвала Аллаху.
Продажа в кредит означает, что человек получает товар и оплачивает часть его стоимости позже, в определенный период времени.

Важно знать по этой теме:
Покупка в кредит – это вопрос которому следует уделить внимание, для того чтобы принять решение, потому что подобные сделки получили широкое распространение после второй мировой войны.
Компании и корпорации приобретают у поставщиков в кредит и затем продают в кредит покупателям машины, недвижимость и т.д.
Банки также занимаются подобными сделками, покупая товар за наличные и продавая их в кредит, что и привело к широкому распространению подобных сделок.
Правило относительно покупки в кредит:
В сообщениях указано, что разрешено покупать в кредит, т.е. приобретать продукт с задержкой оплаты.
Бухари (2068) и Муслим (1603) передали от Аишы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) купил еды у еврея, с задержкой оплаты, и оставил кольчугу в залог.
Этот хадис указывает, что разрешено совершать покупки с отсрочкой в оплате; все это означает, что цена делится на некоторые малые порции, которые следует оплатить в определенное время.
Нет различия в шариате, в том будет ли произведена оплата позже за один раз или в несколько раз.
Бухари (2168) передал, что Аиша сказала: «Барира пришел ко мне и сказал: «Я подписал соглашение с моим хозяином о предоставлении мне вольной, при условии что я выплачу 9 вагийа, по 1 вагиа каждый год» (Вагиа мера веса серебра)
Этот хадис указывает на дозволенность покупки в кредит.
Несмотря на то, что существуют тексты, указывающие на дозволенность продажи в кредит, нет сообщений относительно дозволенности увеличения цены.
Поэтому ученые разошлись по данному вопросу.
Некоторые ученые сказали, что это харам, так как считали это риба. Они сказали: «цена увеличивается за рассрочку, а это риба»
Но большинство ученых, включая четырех имамов, считали это дозволенным.
Вот комментарии мазхабов по этой теме:
Мазхаб Ханафи «Цена может быть поднята за задержку оплаты» (Badaa’i’ al-Sanaa’i’, 5/187)
Мазхаб Малики: «За большой период времени цена может быть изменена» (Bidaayat al-Mujtahid, 2/108)
Мазхаб Шафи «Пять наличными эквивалентно шести в рассрочку» (al-Wajeez by al-Ghazaali, 1/85)
Мазхаб Ханбали «Задержка прибавляет к цене» (Fataawa Ibn Taymiyah, 29/499).
Они приводили доказательство из Корана и сунны в пользу этого:

1 – Аллах сказал (перевод смысла)
«Аллах разрешил торговлю» (2:275)

Общий смысл этого аята включает все формы торговли, в которые входит и увеличение цены за задержку
2 – Аллах сказал (перевод смысла)
« О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному ва¬шему согласию» (4:29)
Общий смысл этого аята указывает на то, что торговля разрешена, если имеется обоюдное согласие. Если покупатель согласен заплатить более высокую цену в замен задержки оплаты, то сделка действительна.

3 – Бухари (2086) передал, что Ибн Аббас сказал: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину и они (жители) платили за фрукты, которые должны были быть доставлены через два – три года.
Он сказал: «Кто оплачивает заранее то, что будет доставлено позже, должен платить за определенный вес в определенный период»
Bay’ al-salam (предоплата) разрешена согласно текстам и консенсусу ученых, и это подобно покупке в рассрочку. Ученые указали на пользу в этом: подобное приносит пользу покупателю, снижая для него цену и поставщику, принося ему деньги. Это указывает на то, что к цене может быть прибавка за отсрочку в расплате, и что нет ничего неправильного в покупке и продаже. См. al-Mughni, 6/385.

4 – Действия мусульман указывают на то, что разрешено увеличивать цену в замен на задержку в оплате, и никто из них не порицал этого. И это стало подобным консенсусу (иджма), что подобные сделки дозволены.
Шейха ибн База спросили о дозволенности увеличения цены за задержку оплаты. Он сказал:
Нет ничего неправильного в подобной сделке, потому что оплата наличными отличается от оплаты в рассрочку. Мусульмане до сих пор совершают подобные сделки, и разрешенного этого подобно консенсусу. Некоторые ученые считали и говорили о том, что недозволенно увеличивать цену за задержку в оплате и они считали, что это является разновидностью риба, но это безосновательное мнение. Это не является разновидностью риба, потому что когда продавец продает продукт с задержкой в оплате, он соглашается с задержкой и поэтому может получить прибыль от увеличения цены, взамен на отсрочку во времени… Существует достоверное сообщение от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое указывает на дозволенность этого; он приказал Абдуллаху ибн Амр ибн Аль Ас снарядить армию и он купил одного верблюда за два верблюда, которые должны были быть оплачены позже. Более того, подобные сделки попадают под общий смысл аята, в котором Аллах сказал (перевод смысла):
«Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его» (2:282)
Подобные сделки являются разрешенной разновидностью долгов, которые упомянуты в этом аяте, тоже самое относится к предоплате (bay’ al-salam).
Fataawa Islamiyyah, 2/331
См. Bay’ al-Tasqeet Dr. Rafeeq Yoonus al-Masri

http://www.fatwaonline.net/index.php?question=558

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика