О бонусах
Религиозно-правовое заключение об использовании бонусов
Вопрос:
Я являюсь студентом в Канаде, и много путешествую. Примерно раз в год. Существует много авиакомпаний, перевозящих людей из Саудовской Аравии в Канаду и обратно. Некоторые из них привлекают клиентов с помощью бонусов, которые можно накопить и использовать в будущем для значительного снижения стоимости следующего билета.Я выбрал одну из этих компаний, так как через несколько поездок с ними есть возможность уехать, заплатив менее четверти стоимости полного билета. А иногда вообще оплатить только необходимые транспортные налоги, и не платить за сам билет совсем.
Вопрос: каково заключение о выборе определенной компании среди других ради того, чтобы пользоваться бонусной системой? Каково решение об использовании бонусов, при наличии которых иногда человек платит только десятую часть билета? Я забронировал у них билет, оплатив только десятую часть билета и налоги, но не могу отметить бронь.
Ответ: Хвала Аллаху.
Как нам видится, нет ничего плохого в том, что Вы воспользуетесь бонусами, которые предлагает авиакомпания и с помощью которых есть возможность снизить цену авиабилета. Так как это подобно продаже билета за цену меньшую стоимость, если при этом человек платит за какую-то часть его стоимость. Это дозволено, по мнению большинства ученых. Операции по купле-продаже и аренде основываются на обоюдном согласии сторон. Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلَّا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ
«О вы, которые уверовали! Не пожирайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (сура «ан-Ниса», аят 29).
Если продавец согласен продать свой товар за цену меньшую, чем дают за подобный товар другие, то это дозволено.
Для дополнительной информации обратитесь к вопросу № 7842, а также к книге «Аль-хауафиз ат-тиджарийа» д-ра Халида аль-Муслиха (С. 160-167).
Если даже через некоторое время клиент может получить бесплатный авиабилет, то это также дозволено, так как является подарком продавца покупателю. Ибн Рушд сказал: «Никого не следует порицать за снисходительность и предоставление скидки во время продажи» (Аль-хауафиз ат-тиджарийа. С. 164).
Но при этом следует следить за тем, чтобы начальная цена билета в этой компании не была выше стоимости такого же билета у подобной компании, и чтобы человек не покупал этот дорогой билет ради того, чтобы в будущем получать скидки или бонусы.
Шейху Ибн ‘Усеймину, да помилует его Аллах, задали вопрос:
«У нас есть автомастерская и мойка. Мы напечатали карточки, на которых написано следующее: „Собери четыре карточки за обмен масла и мойку и получи мойку своей машины бесплатно!“ Есть ли в нашем действии запретное по Шариату действие? Возможно, Вы объясните нам общее правило в отношении соревнований и похожих действий».
Он ответил:
«В этом нет ничего запретного, если сама стоимость услуг не повысилась из-за этого приза.
Правило таково: если вследствие сделки человек или ничего не теряет, или побеждает (получает приз), то в этом нет ничего плохого. Однако если человек в результате сделки или получает приз, или несет убыток, то это запрещено. Так как если человек или побеждает, или несет убыток, то это относится к азартным играм (майсир). Если же человек или побеждает, или не несет убыток, то ему ничего не вредит. Он или получает прибыль (приз), или ничего не теряет» (Аль-лика аш-шахри. Т. 1. С. 25). Ссылка дана в соответствии с библиотекой «аш-Шамиля». Для дополнительной информации обратитесь также к ответу№ 22085.
А Аллаху ведомо лучше.
Сайт "Ислам:Вопрос и Ответ" фатва № 194359
www.sawab.ru