Утверждаемые качества являются похвальными качествами совершенства, и чем многочисленнее и разнообразнее эти качества, тем очевиднее совершенство того, кто ими обладает
Утверждаемые качества являются похвальными качествами совершенства, и чем многочисленнее и разнообразнее эти качества, тем очевиднее совершенство того, кто ими обладает. Именно поэтому утверждаемых качеств, которыми Аллах охарактеризовал Себя, намного больше, чем отвергаемых качеств, и это хорошо известно.
Что же касается отвергаемых качеств, то они упоминаются крайне редко и только в следующих случаях:
Во-первых, для утверждения всестороннего совершенства Аллаха. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему».[i] Он также сказал: «Он не рождает и не был рожден, и нет никого, равного Ему».[ii]
Во-вторых, для опровержения лжи, которую нечестивцы измышляют об Аллахе. Всевышний сказал: «Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться во прах от того, что они приписали Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына!»[iii]
В-третьих, для опровержения ошибочных представлений о несовершенстве Аллаха, связанных с определенными деяниями. Всевышний сказал: «Не ради забавы Мы создали небеса, землю и то, что между ними».[iv] Он также сказал: «Воистину, Мы сотворили небеса и землю и все, что между ними, за шесть дней, и Мы ничуть не устали».[v]
[i] Сура “аш-Шура” (“Совет”), аят 11.
[ii] Сура “аль-Ихлас” (“Чистое вероисповедание”), аяты 3-4.
[iii] Сура “Марйам” (“Марйам”), аяты 90-92.
[iv] Сура “ад-Духан” (“Дым”), аят 38.
[v] Сура “Каф” (“Каф”), аят 38.
Мухаммад Салих аль-Усаймин
Идеальные правила к прекрасным Именам и Атрибутам Аллаха