Лицезрение Аллаха
Вступление
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословление пророку Мухаммаду и его семье. Да будет доволен Аллах его сподвижниками, и да смилуется Он над теми, кто последовал за ними в благочестие.
Как передавали Умар ибн Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха сказал: «Поистине дела оцениваются только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) хиджру к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и его посланнику, переселявшийся же ради чего-то мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся»[1].
Как передал имам Навави, да помилует его Аллах: «Абу Саид Абд ар-Рахман ибн Махди сказал: «Пусть начинает с этого хадиса каждый, кто пожелает написать книгу»[2].
В этой краткой работе вы найдете аяты Корана, хадисы и мнения ученых в доказательство того, что истинные правоверные будут лицезреть Алллаха Всевышнего в судный день, и в раю. Я молю Аллаха, чтобы мы были среди тех, кому это суждено!
Баку, 2 Рабиаваль 1429 год.
Абдуллах «Эфенди»
Хафиз Абу Бакр Абдуллах ибн аз-Зубайр Аль Кураши аль Хумайди сказал: «Сунной: является вера в лицезрение (Аллаха) после смерти» .
С удивлением я заметил попытки некоторых заблудших, приписать эту веру лишь так называемым «ваххабитам». Но стоит ли этому удивляться, ведь мы живем в ту пору, когда истинный ислам принято называть как угодно, но не исламом, а заблуждение и ересь стали именоваться истинным исламом.
Возможность лицезрения Аллаха, мусульманами в судный день и в раю, отрицали лишь заблудшие и еретики. Эту истину отрицали такие секты как джахмия, му’тазила, батиния, рафида и так далее.
Но эта истина, в которой нет сомнения, подтверждена Кораном, сунной и иджмой!
Вера в то, что это возможно, в то, что правоверные увидят Господа своего, всегда была и будет отличительной чертой, приверженцев пути посланника Аллаха!
Мухаммад ибн Джафар Аль Каттани передал: «Ас Суюти в «Металиуль Мусират» сказал: «Лицезрение обитателями рая Аллаха, является возможным с точки зрения разума, и подтвержденным Кораном, сунной и иджмой .
А) Доводами из Корана являются: 1) «Одни лица в тот день будут сиять» (Сура Кияма). 2) «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)» (Сура Юнус, 26 аят). 3) «Там для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)» (Сура Каф, 35 аят.). 4) «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой» (Сура Мутаффифин, 15 аят.)
Б) Что касается доводов в пользу этого из сунны, то этими доводами являются хадисы пришедшие более чем от 20 сподвижников. Среди них есть и “мурсаль”, “мавкуф” и “макту” предания, все они достоверны и снабжены цепочками передатчиков.
С) Согласно единодушному мнению ученых: До того как появились первые еретики, и инакомыслящие, ученые ахли-сунны единодушно признавали факт того, что правоверные увидят своего Господа в раю»[3].
Аяты пречистого Корана ясно свидетельствуют о том, что правоверные увидят своего Господа в раю, и в судный день.
Шейх уль-Ислам Абуль Аббас ибн Таймия в «Акидатуль васития» писал:
Он сказал: «22. Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа»[4] .
И Он сказал: «34. В тот день верующие будут смеяться над неверующими. 35. и созерцать на ложах»[5].
И Он сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)»[6].
И Он сказал: «Там для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)»[7].
И в Коране много айятов, которые относятся к этой теме; кто тщательно изучает Кор'ан в поисках руководства от него, тому ясна дорога истины». (Конец цитаты от ибн Таймии).
Предлагаю рассмотреть эти аяты Всевышнего, и ознакомиться с толкованием от сподвижников и ученых.
1) Аллах Всевышний также сказал в Коране: «22. Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа».
Этот аят является молотом в руках правоверных, молотом, сокрушающим козни, сомнения и смуту проклятого. Проклятого Иблиса, что внушил своим последователем отрицать этот аят Всевышнего. Ведь, то, что они делают, комментируя этот аят, ничто иное, как отрицание и искажения ясного текста Божественной Книги.
Лично я сталкивался с вот таким «гениальным» объяснением. «Лицeзреть будем, но душой».
Посмотрим, что говорит Всевышний, и вяжется ли это с таким объяснением.
1) Зачем искать другое, второе, более сложное и запутанное значение для ясных аятов? В чем причина того, что кто-то не может принять внешний смысл этих великих строк?
2) Сам контекст, и те слова, которые употребил Аллах, сводят на нет все попытки, хоть как-то притянуть этот смысл к лицезрению сердцем.
Аллах сказал «Одни лица в тот день будут сиять». В тот день, то есть в судный день. И нет сомнения, что «лицезрение» Аллаха сердцем возможно и этом мире. Эта та стадия, тот уровень веры, которого достигали пророки, посланники и великие авлия. Свидетельством этого служит предание, которое Али ибн Умар ибн Ахмад ад-Даракутни передал от ибн Аббаса:
??? ???? ??? ????? ?????
«Мухаммад видел Господа своего, сердцем, дважды»[8]. (Тафсир Наджм 11 аят)
Ас-Суюти в «Дурр аль мансур»[9] привел это предание со ссылкой на Муслима, Ахмада, Табарани, ибн Мардавейха и Бейхаки.
Для чего тогда Аллах выделил судный день, если подобное возможно и в наше время?
Мулла Алиуль Кари Ханафи, да помилует его Аллах, писал: «В судный день, Аллаха будут видеть глазами, находящимися на лице. Потому, что Аллах сказал: «Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа», и Он сказал: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой». Они приближены к Господу, и им позволено лицезреть Аллаха.
Объясняя это, посланник Аллаха сказал: «Вы увидите своего Господа (так же без проблем) как видите луну на 14-тую ночь. И не столкнетесь не с какими трудностями».
Правоверные, после того как попадут в рай, увидят Господа своего. Пророк сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: «Хотите ли вы, чтобы Я (даровал) вам что-нибудь еще?» Они скажут: «Разве Ты не сделал наши лица белыми? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас нас от Огня?!», — (после чего) Аллах уберет преграду, и из всего дарованного Им самым дорогим для них станет (возможность) взирать на их Господа». И затем он прочитал этот аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – обитатели Рая, в котором они пребудут вечно».
Аллах Всевышний, будучи далеким, от места, ни будучи подобным, ничему другому, без качества, будет увиден в судный день»[10].
Абуль Фида Исмаил ибн Касир, да помилует его Аллах, в комментарии к этому аяту сказал: «Одни лица в тот день будут сиять» лица будут радостные, ясные и прекрасные. Они будут ясно видеть Господа своего «и взирать на своего Господа». Как передал имам Бухари в «Сахихе»: «Вы будете ясно видеть Господа своего». Согласно имамам-мухадисам, лицезрение правоверными их Господа в судный день, дошло до нас в «мутаватир» и достоверных хадисах, в преданиях, которые не возможно отвергнуть или отрицать»[11].
Имам Бухари передал: «Сообщается, что Джарир сказал: Однажды в ночь полнолуния, когда мы находились у посланника Аллахаон посмотрел на полную луну и сказал: «Поистине, вы увидите Господа вашего воочию, как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его!»
Передают со слов Сухайба, что посланник Аллаха сказал: Когда обитатели Рая войдут в Рай, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: «Хотите ли вы, чтобы Я (даровал) вам что-нибудь еще?»
Они скажут: «Разве Ты не сделал наши лица белыми?14 Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас нас от Огня?!», — (после чего) Аллах уберет преграду, и из всего дарованного Им самым дорогим для них станет (возможность) взирать на их Господа»[12].
Стоит отметить тут слова ибн Абиль Изза аль-Ханафи, да помилует его Аллах: «Предания от пророка , и слова его сподвижников о «лицезрение Аллаха» являются «мутаватир»[13].
А также Ибн Кайум аль-Джаузии, который сказал: «Предания о лицезрение Аллаха, от пророка и его сподвижников являются /мутаватир/»[14].
Мутаватир! То есть они не подлежат сомнению!
Эти предания передавались:
1) Абу Бакра
2) Абу Хурайры
3) Абу Саида.
4) Джарира ибн Абдуллаха.
5) Сухейба.
6) Абдуллах ибн Масуда.
7) Али ибн Абу Талиба.
8) Абу Мусы аль-Ашари.
9) Ади ибн Хатима.
10) Анаса ибн Малика.
11) Бурайды ибн аль-Хасиба.
12) Абу Разина аль-Акили.
13) Джабир ибн Абдуллаха.
14) Абу Умамы.
15) Зайда ибн Сабита.
16) Аммара иб Йасира.
17) Аиши.
18) Абдуллаха ибн Умара.
19) Умара ибн Рува йбы.
20) Салмана аль-Фариси.
21) Хузейфы ибн аль-Йамана.
22) Ибн Аббаса.
23) Абдуллах ибн Амр ибн аль-Аса.
24) Убай ибн Кааба.
25) Фудалы ибн Убайда.
26) Убады ибн Самита, да будет доволен ими всеми Аллах»[15].
Имам мухадис Йахъя ибн Муин сказал: «Я знаю 17 хадисов, свидетельствующих о лицезрение Аллаха, и все они достоверны»[16].
Имам Бейхаки сказал: «Мы передали хадисы о том, что /руетуЛлах/ будет, со слов Абу Бакра ас-Садика, Хузайфы ибнуль Йамана, Абдуллах ибн Масуда, Абдуллах ибн Аббаса, Абу Мусы (аль-Ашари) и других (сподвижников). До нас не дошло ни одно предание от сподвижников, что /рует/ не будет. Если бы в этом вопросе среди них было бы противоречии, до нас дошли бы какие-то указания на это. Они были едины в вере, что в судный день Аллах будет увиден глазами»[17].
Джалал ад-Дин Ас Суюти, да помилует его Аллах, в комментарии к аяту, приведенному высшее, сказал: «Одни лица в тот день» в судный день, «будут сиять. 23. и взирать на своего Господа». То есть в судный день (правоверные) увидят Аллаха Субхана в Тааля»[18].
Имам Фахрутдин Рази, да помилует его Аллах, сказал: «23. и взирать на своего Господа», знай что большинство из приверженцев сунны, в утверждение того, что правоверные будут видеть Аллаха в судный день, основываются на этом аяте»[19].
Ибн Абд уль-Барр, да помилует его Аллах, передал: «У имама Малика спросили, увидят ли Аллаха в судный день? Тот ответил: «Да. Аллах сказал: «Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа». А про другую группу Он сказал: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой»[20].
Имам Табари сказал: «Сподвижники, табиины и праведные предшественники были единодушны в (вере) в лицезрение Аллаха в судный день. Лишь Муджахид (согласно одному из пришедших от него преданий) по другому истолковывал этот аят. По поводу лицезрения Аллаха пришли хадисы от Абу Саида Аль Худри, Абу Хурайры, Джабир ибн Абдуллаха, Абу Мусы аль-Ашари в «сахихах» Бухари и Муслима. От Сухейба ар-Руми, Джабир ибн Абдуллаха (также) в «сахихе» Муслима. От Абдуллаха ибн Умара в «Суннан» Тирмизи и «Муснаде» имама Ахмада. Лицезрение Господа в судный день подтверждено «мутаватир» преданиями»[21].
2) Аллах Всевышний сказал: «34. В тот день верующие будут смеяться над неверующими. 35. и созерцать на ложах»[22].
3) Всевышний сказал в несотворенном Коране: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)».
Ас Суюти в своем комментарии к Корану «Дурр аль мансур»[23] отметил:
«Передал ибн Джарир ат-Табари, ибн Мардавейх, Лалекаи в «Суннан» и Бейхаки в книге «Руйат», со слов Кааба ибн Малика, что посланник Аллаха сказал, о словах Аллаха «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка»: «Добавка, это лицезрение Лика Милостивого».
«Передал Даракутни и ибн Мардавейх, со слов Сухейба, что посланник Аллаха сказал: «Добавка, это лицезрение Лика Аллаха»[24].
Имам Тирмизи передал от Сухейбачто пророк, комментируя этот аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха). Не будет на их лицах ни праха, ни унижения. Они – обитатели Рая, в котором они пребудут вечно», сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, они услышат голос, который скажет: «Есть для вас обещание от Господа. Аллах хочет даровать вам обещанное». Обитатели рая скажут: ««Разве Ты не сделал наши лица белыми? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас нас от Огня?!», — (после чего) Аллах уберет преграду. Аллах не даровал обитателям рая ничего более дорого, чем возможность лицезреть Себя»[25].
Джалал ад-Дин ас-Суюти в другом своем комментарии сказал: «Тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, ждет их прекрасная награда-рай. И добавка к этому. Согласно преданию которое передал имам Муслим, под добавкой подразумевается возможность лицезрения красоты Всевышнего»[26].
Ибн Абиль изз аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал: «Это хадис, с различными цепочками передатчиков и с несколько отличным текстом, передавали и другие имамы помимо Муслима. Общий смысл всех их, это то, что под добавкой здесь подразумевается лицезрение Аллаха»[27].
Имам Дарими, да помилует его Аллах, передал, что люди спросили пророка: «Увидим ли Господа нашего в судный день?». Он ответил: «Сомневаетесь ли вы (в возможности) увидеть луну на 14-тую ночь лунного календаря, в безоблачную (погоду)?». (Сподвижники) сказали: «Нет. О, посланник Аллаха». (Пророк) сказал: «Сомневаетесь ли вы, (в возможности увидеть) солнце, перед которым нет облаков?» Они вновь ответили: «Нет». (Тогда, пророк сказал): «Нет сомнения в том, что вы так же[28] увидите Его»[29].
Имам Бухари в «Сахих» передал: «(Однажды) люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в День воскресения?» (В ответ) он сказал: «Разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о посланник Аллаха». Он сказал: «А разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) солнце, которое не скрыто тучами?» Они сказали: «Нет». (Тогда) он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его! В День воскресения люди будут собраны, и Он скажет: “Пусть каждый последует за тем, чему он поклонялся!” — и некоторые из них последуют за солнцем, некоторые — за луной, некоторые — за (теми, кого они считали) богами, а эта община вместе со своими лицемерами останется. И явится к ним Аллах, Который скажет: “Я — Господь ваш!” — они же станут говорить: “Это (будет) нашим местом, пока не придёт к нам Господь наш, а когда Он придёт, мы узнаем Его!” Потом Аллах (снова) явится к ним и скажет: “Я — Господь ваш!” И тогда они скажут: “Ты — Господь наш!»[30].
И он также передал, что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в День воскресения?» (В ответ им) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да. Разве помешает вам (что-нибудь) увидеть в полдень солнце, свет которого не закрывают тучи?» Они сказали: «Нет». Он спросил: «А разве помешает вам (что-нибудь) увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «И в День воскресения ничто не помешает вам увидеть Всемогущего и Великого Аллаха, как ничто не помешает вам увидеть (солнце или луну)!»[31].
Абуль Фида ибн Касир в комментарии к этому аяту сказал: «Аллах дает понять тем, кто уверовал и совершал праведные деяния, о тех наградах, которые ожидают их в вечной жизни. Аллах сказал: «Воздают ли за добро иначе, чем добром?» Аллах Всевышний сказал: «уготовано Наилучшее (Рай) и добавка». В награду за один доброе деяние, они получат награды от 10-ти до 700 савабов. Наградой им будут: Дворцы, дарованные им Аллахом в раю, райские девы, то чем они будут довольны, то что придется им по душе. Но лучше всего этого и превыше этого всего будет возможность лицезреть Лик Всевышнего. Это и является добавкой ко всему тому, что им дарует Аллах. Они получать такую награду не благодаря своим деяниям, а благодаря милости и щедрости Всевышнего. Пророк сказал: «Когда обитатели Рая войдут в Рай, а обитатели ада войдут в ад, один глашатай скажет: «Есть для вас слово от Господа. Он хочет исполнить его». Обитатели рая скажут: «Что это? Разве Он не сделал наши весы тяжелыми? Разве Он не сделал наши лица белыми и не ввел нас в Рай, и не спас нас от Огня?!». Аллах уберет преграду, и они увидят Его. Клянусь Аллахом! Аллах не даровал им ничего более дорого, (чего-либо, что послужило большей) усладой для глаз, чем лицезрение Господа». Хадис передал Муслим и другие имамы из числа мухадисов. Ибн Джарир передал, что пророк сказал об этом аяте: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее (Рай) и добавка», «(добавкой) является возможность увидеть лик Милостивого»[32].
Обитатели рая будут различаться в этом даре. Каждый получит его в соответствие со своими деяниями.
Абу Иса ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, передал от пророка : «…Лучший из обитателей рая, это тот человек, который будет видеть Аллаха утром и вечером»[33].
Есть единодушие среди сподвижников посланника Аллаха в толкование этого аята. Они поняли его так, как объяснил им лучший среди учителей, последний из посланников.
«Ибн Абу Шайба, ибн Джарир, ибн Хузейма, ибн Мунзир, Абу Шайх, ибн Мандах в (книге) «Ответ джахмитам», ибн Мардавейх, Лалекаи, Аджурри, Бейхаки передали, что Абу Бакр ас-Садик сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это есть рай, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха»[34].
Когда Абу Бакр ас-Садик прочитал аят «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее) и добавка»[35], его спросили: «О халиф посланника Аллаха! Что такое добавка?». Он ответил: «Лицезрение Лика Аллаха Всевышнего»[36].
Хузайфа ибнуль Йаман сказал: «Добавка это лицезрение Лика Аллаха»[37].
«Передал ибн Мардавейх со слов Хариса, что Али сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» наилучшее это есть рай, а «добавка» это возможность лицезрения Лика Аллаха Всевышнего»[38].
«Ибн Абу Шайба, ибн Джарир, ибн Мунзир, ибн Абу Хатим, Абу Шайх, Даракутни, Лалекаи, Аджурри, Бейхаки передали, что Хузайфа сказал: «Добавка, это то, что они увидят Лицо их Господа»[39].
«Ханад, ибн Джарир, ибн Мунзир, ибн Абу Хатим, Абу Шайх, Даракутни, Лалекаи, Бейхаки передали, что Абу Муса аль-Ашари сказал: «Наилушее это рай, добавка, это то, что он увидит Лик Господа своего»[40].
«Ибн Джарир и Даракутни передавали, что Амар ибн Сад Баджли о словах Всевышнего «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» сказал: «Лицезрение Лика Аллаха»[41].
Суюти приводит подобное толкование от ибн Аббаса, ибн Масуда, Даххака[42], Судди, Абдуррахмана ибн Абу Лайлы[43], Катады, Абу Исхака Сабии.
Ибн Аби Дауд передал, что у ибн Аббаса спросили: «Увидит ли Аллаха, каждый кто войдет в рай?». Он ответил: «Да»[44].
Абу Хурайра сказал: «Вы не увидите своего Господа, до тех пор пока не вкусите смерти»[45].
Ибн Джарир ат-Табари сказал: «Согласно Абу Бакру ас-Сиддику, Амир ибн Саду, Хузейфатуль Йаману, Абу Исхаку, Абу Мусе, Абдуррахману ибн Абу Лейле, Хасану аль Басри, Абдуррахману ибн Махди, Сухайбу ар-Руми, Катаде, Каабу ибн Уджре и Убей ибн Каабу под «уготовано Наилучшее» имеется ввиду рай, а под «и добавка» имеется ввиду возможность лицезрения лика Аллаха»[46].
Маварди (ум в 450 х) в своем комментарии к Корану отметил: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее» то есть рай. И «добавка» это возможность увидеть лик Аллаха Всевышнего. Подобное толкование передавали от Абу Бакра ас-Садика, Хузайфы ибн аль-Йамана, Абу Мусы аль-Ашари».
Ас-Салаби (ум в 427 х) в «Кашфуль байан»[47] писал:
«И это передавалось от Абу Бакра Ас-Садика, Хузейфы, Абу Мусы аль-Ашари, Сухейба, Убады ибн Самита, Кааба ибн Уджры, Амар ибн Сада, Абдурахмана ибн Сибта, Хасана, Икримы, Абуль Джавзы, Даххака, Судди, Аты и Мукатила».
Багави (ум в 516 х) в комментарии писал: «Всевышний сказал: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка». То есть, тем кто совершали праведные деяния в этом мире, тому будет Наилучшее. И это рай. И добавка, это лицезрение Лика Аллаха Милосердного. Это толкование передавалось от группы сподвижников, среди них Абу Бакр ас-Садик, Хузайфы, Абу Мусы, Убады ибн Самита, да будет доволен ими Аллах. И это также говорил Хасан, Икрима, Ата, Мукатил, Даххак и Судди»[48].
В вопросе /руетуЛлаха/ за сподвижниками последовали и /табеины/.
Лалекаи в «Шархуль усуль итикад»[49] передал, что Муджахид сказал: «Наилучшее-Рай, и добавка-возможность взглянуть на Аллаха».
И он также передавал, что Саид ибн Мусейб сказал: «Наилучшее-Рай, и добавка-возможность взглянуть на Аллаха»[50].
Хасан аль-Басри сказал: «Наилучшее-это (разрешение) войти в рай, а добавка-это (возможность) смотреть на Лик Аллаха»[51].
Тавус сказал: «Погрязши в спорах, пытаясь решить все посредством /кияса/, (некоторые) дошли до того, что стали отрицать /руетуЛлах/ и встали в оппозицию к ахле-сунне (в этом вопросе)»[52].
Хишам ибн Хасан сказал: «Аллах покажется обитателям рая. Они позабудут прелести рая, в тот момент, когда Его увидят»[53].
Сулайман ибн Михран аль-Амаш и Саид ибн Джубайр говорили: «Самые почетные обитатели рая, это те, кто кто будут видеть Аллаха Всевышнего утром и вечером»[54].
Али ибн аль-Мадини сказал: «Я спросил Абдуллах ибн Мубарака о аяте Всевышнего «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния»[55], и он ответил: «То есть тот, кто хочет посмотреть на Лик создателя, Аллаха, пусть совершает праведные деяния, и ни кому о них не рассказывает».[56]
Абдуллах ибн Мубарак также сказал: «Не скроется Аллах за завесой ни от кого, кроме тех кому (уготованы) мучения». Затем он прочитал: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой", 16. а потом они попадут в Ад. 17. после чего им скажут: «Вот то, что вы считали ложью». Они считали ложью возможность лицезрения Аллаха. Ибн Абу Дунья передал, что ибн Мубарак сказал так[57].
Имам Ахмад сказал: «Кто станет утверждать, что Аллах не будет увиден, тот станет неверным»[58].
И также передавалось, как он сказал: «Отрицающий /рует/ является /зындыком/»[59].
Укба ибн Кабиса сказал: «Однажды мы пришли к Абу Нуайму. Он спустился с высоты своего дома, подошел к нам и уселся в середине. По виду он был разгневан. (Абу Нуайм сказал:) Шурайк ибн Абдуллах ан-Нахаи говорил: «Вот они, потомки мухаджиров, передали нам от посланника Аллаха, что Аллах будет виден на том свете». И вот пришел этот дитя красильщика-иудея (Бишр аль-Мариси) и говорит, что мы не увидим Аллаха»[60].
Имам Даруль-хиджры Анас ибн Малик сказал: «Люди глазами будут лицизреть Аллаха Всевышнего в судный день»[61].
У ибн Маджишуна[62] спросили о том, что отрицает секта джахмитов. Он ответил: «Дьявол без остановки им нашептывает. Дошло до того, что они отвергли аят Аллаха «Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа» и сказали, что никто не увидит Всевышнего в судный день»[63].
Имам Аузаи сказал: «Я надеюсь, что в судный день Аллах отгородится завесой от Джахма[64] и его товарищей, он обделит их (и не даст им) обещанную своим друзьям в аяте «Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа», высочайшую награду. Потому, что Джахм и его приближенные отрицали самую высочайшую награду, обещанную Им своим друзьям»[65].
Суфьян ибн Уэйна сказал: «То кто не скажет, что Коран речь Аллаха, и Аллаха увидят в раю, тот джахмит»[66].
Абу Бакр аль-Исмаили (ум в 295 х) в книге «Итикад аиматулль салаф»[67] сказал: «Они верят в возможность того, что праведные рабы увидят Аллаха в судный день, (а) не в этом мире.
Он сказал: «Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа».
И Он также сказал о неверных: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой».
Мувафакуд-Дин ибн Кудама аль-Макдиси (ум в 620 х) в своей книге «Луматуль итикад»[68] сказал: «Верующие увидят Господа своего в судный день собственными глазами, и они посетят Его (в раю). Он будет говорить с ними, и они будут говорит с Ним. Аллах сказал: «Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа». И Он сказал: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой». Если Аллах будет отделен завесой от этих людей (неверных), и они будут среди тех, кем Он не доволен. Это означает, что верующие, кем Он будет доволен, увидят Его. Если бы это не было бы так, то между этими двумя группами не было бы разницы.
Посланник Аллаха сказал: «Воистину вы увидите своего Господа, также как вы видите луну. И нет сложности для вас, в том, чтобы ее увидеть». Это достоверный хадис.
Это сравнение между двумя способами видеть, а не между двумя наблюдаемыми объектами. Ведь нет подобного и равного Аллаху!».
«Как передал ибн Абу Хатим, Джарир ибн АбдульХамид упомянул хадис ибн Сабита, что под «добавкой» имеется ввиду лицезрение Аллаха. Один (из присутствующих) отверг это. Джарир закричав, приказал вывести его из собрания»[69].
Аль-Ваки ибн аль-Джаррах сказал: «Правоверные увидят Его в раю, кроме правоверных Его никто не увидит»[70].
Исхак ибн Рахавейх, говоря о преданиях, свидетельствующих о /руетуЛлах/, сказал: «Они истина, и это станет отрицать лишь приверженец нововведений, или человек со слабыми взглядами (по вопросам религии)»[71].
Около имама Ахмада сказали, что кто-то отрицает /руетуЛлах/ в судный день. Имам сильно разгневался, и сказал: «Кто скажет, что Аллаха не увидят в судный день, тот станет неверным. Кто бы он не был, да падет на него проклятие и гнев Аллаха. Разве Аллах не сказал: «Одни лица в тот день будут сиять. 23. и взирать на своего Господа»? Разве Он не сказал: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой?»[72].
Ханбаль ибн Исхак передал, что имам Ахмад сказал: «Тот кто скажет, что в судный день Аллах не будет увиден, тот джахмит, и он неверный[73]. (Неверный) который отверг слова Аллаха и Его посланника»[74].
Мухаммад ибн Исхак ибн Хузейма сказал: «Верующие не противоречили (друг другу) в том, что верующие увидят своего Создателя в день воскресенья. Кто станет отрицать это, тот не является верующим, (с точки зрения) верующих»[75].
Абу Дауд аль-Мисри сказал: «Мы сидели рядом с Наимом ибн Хаммадом[76]. Наим спросил Музанни: «Что ты говоришь о Коране?». Музанни сказал: «Речь Аллаха». Ибн Хаммад спросил: «То есть Он не создан?». Музанни ответил: «Да, не создан». Наим спросил: «Ты считаешь, что Аллаха увидят в судный день». Музанни ответил: «Да»[77].
Абу Аббас Ахмад ибн Йахъя Салаб об аятах «43. Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к верующим. 44. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!» Он уготовил для них щедрую награду»[78] сказал: «Есть единодушие среди лингвистов, что фраза «встретят» в этом аяте, безусловно, означает встречу, где (друг друга) будут видеть и смотреть будут (глазами)[79]»[80].
4) И Аллах Всевышний сказал: «Там для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка (возможность взглянуть на Лик Аллаха)»[81].
Джалал ад-Дин ас-Суюти в «Дурр аль мансур» отметил: «Передали Баззар, ибн Мунзир, ибн Абу Хатим, ибн Мардавейх, Лалекаи в «Суннан» и Бейхаки в «Баас ва нушур», что Анас ибн Малик сказал: «Им покажется их Господь Всевышний».
Имам Аль-Ашари в своей книге «Ибана»[82] писал: «Великий и могучий Аллах также сказал: «Они получат все, что пожелают, а у Нас будет добавка». По мнению многих богословов, здесь имеется в виду лицезрение великого и могучего Аллаха».
В комментарии «Танвир аль-микбас мин тафсир ибн Аббас» написано: «Там для них уготовано все, что они пожелают, а у Нас будет добавка», (добавка) то есть возможность лицезрения Господа. Их награда и почет будет увеличиваться каждый день и час».
Имам Багави[83] (ум в 516 х) в комментарии к этому аяту писал: «Джабир и Анас говорили, что под добавкой имеется ввиду (возможность) лицезрения Господа»[84].
Тем, кто возражает против подобного толкования, хочется задать вопрос. А какая добавка может быть к раю? Что может быть больше того, что Аллах ввел своего раба в рай?!
5) Аллах также сказал: «10. Горе в тот день обвиняющим во лжи,
11. которые считают ложью День воздаяния! 12. Его считает ложью только преступник и грешник. 13. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Это – сказки древних народов!» 14. Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели.15. В тот день они будут отделены от своего Господа завесой", 16. а потом они попадут в Ад»[85].
Говоря о неверных, Аллах отметил, что они будут отделены от Него завесой.
Ибн Касир в комментарии к этому аяту писал: «Сказал имам Шафии: «И это служит доказательством, что между Аллахом и правоверными не будет завесы»[86].
Лалекаи[87] в «Шархуль усуль аль итикад»[88] передал:
«Со слов Ахмада ибн Мухаммада ибн Хусайна: «Я спросил Мухаммада ибн Абдуллаха ибн Абдуль Хакима, увидят ли все творения Аллаха в судный день. Он ответил: «Не увидят его никто кроме верующих». И спросили у имама Шафии о лицезрение Аллаха, он ответил: «Сказал Всевышний: «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой», этот аят служит доказательством, что между Аллахом и правоверными не будет завесы».
Ибн Кайум аль-Джаузия в «Хадиль арвах»[89] писал: «Этот аят использовали как довод имам Шафии и другие. Табарани передавал, со слов Музани (ученик Шафии), который сказал: «Я слышал, как Шафии сказал об аяте «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой»: «В этом аяте есть доказательство, что приближенные Аллаха увидят Его в судный день».
Ар-Рабия ибн Сулайман рассказывал: «Я присутствовал на уроке у Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии. Пришла записка с вопросом: «Что вы скажете об аяте «В тот день они будут отделены от своего Господа завесой». Шафии ответил: «То, что они будучи под гневом, будут отделены от Господа завесой, означает, что Его приближенные будут вознаграждены, и увидят Его»[90].
Доводом в пользу подобного толкования также служит хадис, который передал имам ибн Хузейма, со слов Бурайды ибн Хасиба, который передал, что посланник Аллаха сказал: «В судный день, Аллах останется наедине с каждым из вас без переводчика или завесы между вами»[91].
Заблудшие и еретики используя некоторые аяты Корана, пытаются возразить салафам этой уммы, и хотят доказать, что лицизрение Аллаха в судный день и в раю невозможно.
Я решил целиком поместить в свою работу, главу из книги имама аль-Ашари, в которой он с помощью Аллаха Всевышнего, ответил на все сомнения. Да помилует Аллах имама аль-Ашари!
Я рекомендую всем приобрести эту книгу, которую перевел на русский язык Эльмир Кулиев.
Имам Ашари сказал: «71. Великий и могучий Аллах сказал: «Лица одних в тот день будут сиять, и взирать на Господа своего». Что же подразумевается под взором в этом откровении?
Во-первых, арабское слово “назар” (букв. “зрение, взор”) может означать размышление с извлечением уроков. Этот смысл вложен в это слово в следующем высказывании Всевышнего: «Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды?»
Во-вторых, это слово может означать ожидание. Этот смысл вложен в него в следующем высказывании Всевышнего: «Им нечего ожидать, кроме трубного гласа, который поразит их, в то время как они будут еще препираться».
В-третьих, это слово может означать сочувствие, милосердие. Этот смысл вложен в него в следующем высказывании Всевышнего: «Аллах не будет говорить с ними, не станет смотреть на них и не очистит их».
В-четвертых, это слово может означать лицезрение.
Мы не можем сказать, что в этом откровении великий и могучий Аллах имел в виду размышление с извлечением уроков, потому что будущая жизнь не является местом для извлечения уроков.
Мы также не можем сказать, что здесь имеется в виду ожидание, потому что в откровении сказано, что смотреть будут лица, и это выражение может означать только лицезрение посредством глаз, расположенных на лице. Мы говорим: “Посмотри на это дело всем сердцем”. В этом случае мы не имеем в виду лицезрение посредством глаз. Когда же мы связываем глагол “смотреть” с существительным “лицо”, мы не имеем в виду ожидание, которое бывает связано с душой. Кроме того, в раю не может быть ожидания, потому что оно бывает сопряжено с беспокойством и огорчением, тогда как обитатели рая будут наслаждаться тем, чего не видывал взор и чего не слышали уши. Они будут наслаждаться безупречным бытием и вечными прелестями, и поэтому они не будут находиться в ожидании чего-то. Воистину, стоит им пожелать чего-то, как это сбудется.
Мы также не можем сказать, что обитатели рая будут сочувствовать своему Творцу.
И если первые три значения неприемлемы, то мы убеждаемся в правильности четвертого значения, согласно которому праведники будут лицезреть своего великого и могучего Господа.
72. Толкование му‘тазилитов о том, что великий и могучий Аллах имел в виду ожидание, является ошибочным также потому, что в обсуждаемом нами откровении использован предлог “иля”, который обозначает направление и не используется арабами, когда глагол “назара” означает “ожидать”. Великий и могучий Аллах сказал: «Им нечего ожидать, кроме трубного гласа, который поразит их, в то время как они будут еще препираться». В этом откровении после глагола “назара” предлог отсутствует, и поэтому он означает “ожидать”. Великий и могучий Аллах также поведжал, что царица Билькис сказала: «Я пошлю им дары и буду ждать, с чем вернутся послы». В данном случае после этого глагола стоит предлог “би”. Всегда, когда этот глагол используется в таком значении, после него не стоит предлог “иля”. Тоже самое можно встретить в стихотворении Амра аль-Кейса, который сказал: «Если вы подождете меня всего один час, этого будет достаточно…» Он использовал этот глагол в значении “ожидать” и не поставил после него предлог “иля”.
Всевышний сказал: «Лица одних в тот день будут сиять и взирать на Господа своего». В этом аяте после глагола стоит предлог “иля”, который убеждает нас в том, что здесь имеется в виду не ожидание, а лицезрение.
В этом аяте сказано, что смотреть будут лица. Безусловно, это означает, что праведники будут смотреть двумя глазами, расположенными на лице. Всевышний сказал: «Мы видели, как твое лицо обращалось к небу. Мы обращаем тебя к кибле, которая тебя обрадует». В этом аяте упомянуто лицо, хотя понятно, что Пророк Мухаммадвзирал на небеса своими очами, ожидая пришествия ангела, который бы принес повеление Аллаха во время намазов не поворачиваться больше в сторону Иерусалима, а поворачиваться в сторону Каабы.
Кто-то может спросить, почему мы не говорим, что выражение “взирать на Господа своего” означает “взирать на вознаграждение Господа своего”?
В ответ мы скажем, что вознаграждение великого и могучего Аллаха и сам Аллах – это разные вещи. Всевышний сказал, что праведники будут взирать на своего Господа, и не сказал, что они будут взирать на что-либо иное. Мы должны понимать великий Коран в прямом смысле, если только священные тексты не побуждают нас отказываться от прямого смысла аятов в каждом конкретном случае.
Великий и могучий Аллах велит нам совершать намаз и поклоняться Ему. Мы не можем сказать, что Аллах потребовал от нас чего-то другого, потому что эти повеления имеют переносный смысл. Всевышний также сказал, что праведники будут взирать на своего Господа, и мы не имеем права приписывать этому откровению переносный смысл, не обосновывая это другими священными текстами.
Мы также можем сказать любому му‘тазилиту следующее:
Великий и могучий Аллах сказал: «Лица одних в тот день будут сиять и взирать на Господа своего». Вы же считаете, что в действительности они будут взирать не на Господа своего. Однако великий и могучий Аллах также сказал: «Взоры не постигают Его». Почему же нам не сказать, что в действительности взоры не постигают не Аллаха, а нечто другое? Му‘тазилиты не способны выявить разницу между этими двумя утверждениями.
74. Еще одно доказательство.
Еще одним свидетельством того, что всевышнего Аллаха можно будет увидеть воочию, являются следующие слова пророка Мусы, мир ему и благословение Аллаха: «Господи! Яви мне себя, чтобы я взглянул на Тебя». Невозможно, чтобы Муса которого всевышний Господь сделал пророком и избавил от зла, подобно всем остальным посланникам, попросил своего Господа о невозможном. Пророку Мусе, не было позволено увидеть Аллаха, но зато мы узнали, что он не попросил Аллаха о невозможном и что великого и могучего Аллаха можно будет лицезреть.
Если бы это было невозможно, как это предполагают му‘тазилиты, то получилось бы, что му‘тазилиты знают то, чего не знал даже пророк Муса, мир ему и благословение Аллаха, и что они осведомлены об Аллахе лучше пророка Мусы. Воистину, мусульманин никогда не сделает подобного предположения.
75. Кто-то может сказать: “Разве вам сегодня не известно решение Аллаха относительно отречения мужчины от своей жены? А ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не знал об этом решении до того, как оно было ниспослано”.
В ответ мы скажем, что Пророкдействительно не знал решения Аллаха относительно отречения мужчины от своей жены до того, как Аллах ниспослал своим рабам это законоположение. Когда же Аллах ниспослал его, Пророк узнал о нем раньше других и научил этому остальных. Однако никогда не было, чтобы Пророк не знал решения Аллаха по поводу вопроса, в знании которого он нуждался.
Вы полагаете, что Мусане знал о том, что лицезреть Аллаха невозможно, тогда как он нуждался в этом знании. Вы также полагаете, что сейчас вам известно об этом, но ваши выводы основываются на вашем невежестве. Вы считаете, что вам известно то, в познании чего вы нуждаетесь, тогда как пророку Мусе, мир ему и благословение Аллаха, это было неизвестно в тот момент, когда он нуждался в этом знании. Подобные взгляды противоречат мусульманской религии.
76. Еще одно доказательство.
Еще одним свидетельством того, что всевышнего Аллаха можно будет увидеть воочию, является следующие слова всевышнего Аллаха, обращенные к Мусе: «Ты Меня не увидишь, но взгляни на гору. Если она устоит на своем месте, то ты увидишь Меня».
Великий и могучий Аллах мог оставить гору неповрежденной и мог сделать так, чтобы пророк Муса увидел Его. Все это означает, что всевышний Аллах способен явить себя своим рабам и что лицезрение Господа возможно.
Кто-то может спросить: “Почему вы не говорите, что высказывание всевышнего Аллаха “Если она устоит на своем месте, то Ты увидишь Меня” свидетельствует о невероятности лицезрения Аллаха?”
В ответ мы скажем, что если бы Аллах хотел подчеркнуть невероятность лицезрения Аллаха, то он связал бы это с чем-то абсолютно невозможным, а не с обычным явлением. Муса мог увидеть Аллаха, если бы гора осталась стоять на своем месте. Это было бы обычным явлением, которое всевышний Аллах способен претворить в жизнь, из чего следует, что великого и могучего Аллаха можно увидеть воочию.
Когда Хунаса хотела подчеркнуть невозможность перемирия между ней и противниками ее брата, она поставила перед ними невыполнимое условие и сказала: «Я не заключу перемирие со своими противниками, пока черная смола не станет белой».
Великий и могучий Аллах обратился к арабам на языке, который понятен и ясен каждому из них. Он связал возможность лицезреть Его с обычным явлением и дал понять, что возможность увидеть Аллаха воочию не является невероятной.
77. Вот еще несколько доказательств.
Великий и могучий Аллах сказал: «Те, которые творили добрые деяния, получат наипрекраснейшее вознаграждение и добавку». Толкователи Корана говорили, что речь идет о возможности лицезреть великого и могучего Аллаха, потому что самым прекрасным вознаграждением в раю будет именно удовольствие, полученное от взоров на Аллаха.
Великий и могучий Аллах также сказал: «Они получат все, что пожелают, а у Нас будет добавка». По мнению многих богословов, здесь имеется в виду лицезрение великого и могучего Аллаха.
Аллах также сказал: «В тот день, когда они предстанут перед Ним, их приветствуют словами: “Мир!”» Представ перед Аллахом, праведники увидят Его.
Великий и могучий Аллах также сказал: «Воистину, в тот день они будут отделены от своего Господа». Аллах отдалит от себя грешников и лишит их возможности увидеть Его, но не лишит этого правоверных.
78. Кто-то может спросить, что же означает следующее высказывание Всевышнего: «Взоры не постигают Его».
В ответ мы скажем, что, согласно одному толкованию, взоры не способны узреть Аллаха в мирской жизни, но смогут лицезреть Его в жизни будущей, и лицезрение всевышнего Аллаха будет самым прекрасным удовольствием, какое только существует на земле и в раю.
Согласно второму толкованию, великий и могучий Аллах имел в виду, что увидеть Его не смогут неверные и безбожники. Коранические откровения всегда подтверждают друг друга, и если в одном аяте сообщается, что лица одних людей будут взирать на Аллаха, а в другом аяте говорится, что взоры не могут постичь Его, то нам становится ясно, что в последнем откровении имеются в виду только взоры неверующих.
79. Кто-то может сказать, что Аллах счел великой дерзостью просьбу некоторых людей увидеть Его воочию, когда сказал: «Люди писания просят тебя, чтобы ты низвел им писание с небес. Прежде они просили Мусу о еще большем и говорили: “Покажи нам Аллаха воочию”».
В ответ мы скажем, что сыны Исраила требовали показать им великого и могучего Аллаха, пытаясь опровергнуть пророческую миссию Мусы, мир ему и благословение Аллаха. Они отказывались уверовать до тех пор, пока не увидят Аллаха, и поэтому говорили: «О Муса! Мы не станем верить тебе, пока не увидим Аллаха воочию».
Они потребовали предоставить им возможность увидеть Аллаха, отказываясь уверовать в пророка Мусув противном случае. Именно этот поступок Аллах счел дерзким, хотя лицезрение Аллаха само по себе не было невозможным. Столь же дерзким Аллах счел поступок людей писания, которые требовали ниспослать им писание с небес. Все всякого сомнения, ниспослание писания с небес не является невозможным, но дерзость людей писания состояла в том, что они отказались уверовать в Пророкадо тех пор, пока им не будет ниспослано писание.
80. Еще одно доказательство.
Еще одним свидетельством о возможности лицезреть великого и могучего Аллаха являются многочисленные хадисы, рассказанные различными людьми со слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Вы увидите своего Господа, как видите луну в полнолуние, и при этом не будете мешать друг другу». В этом хадисе говорится о лицезрении в самом широком смысле, и наряду с этим оно сравнивается с лицезрением луны, из чего следует, что речь идет именно о возможности увидеть Аллаха воочию.
Хадисы Посланника Аллахао возможности лицезрения Аллаха дошли до нас многочисленными путями. Число их рассказчиков превышает число рассказчиков хадисов о повелении забрасывать камнями прелюбодеев, о запрете на завещание в пользу одного из наследников, о дозволении обтирать кожаные носки, а также о запрете на бракосочетание с тетей своей жены. Забрасывание камнями и все остальные перечисленные нами предписания признаются му‘тазилитами, и многочисленность рассказчиков хадисов о возможности лицезреть Аллаха также обязывает их признавать это положение, рассказанное многочисленными богословами от их предшественников.
Что же касается хадиса, в котором говорится: «Как же я мог увидеть Его?» – то эти слова не могут служить доводом против лицезрения Аллаха в будущей жизни. Пророка спросили о том, видел ли он великого и могучего Аллаха во время земной жизни, на что он ответил: «Там был свет! Как же я мог увидеть Его?» Человеческий глаз не способен смотреть на многих свет творений, и если человек будет пристально и продолжительно смотреть на солнце, то его зрение станет слабым. И если великий и могучий Аллах сотворил человеческий глаз таким, что он не способен смотреть на солнце, то тем более человек при жизни на земле не сможет смотреть на великого и могучего Аллаха. Тем не менее, богословы высказывали различные мнения по поводу лицезрения Аллаха в мирской жизни.
Что же касается лицезрения Аллаха в будущей жизни, то сподвижники Посланника Аллахарассказывали, что в будущей жизни праведники увидят Аллаха воочию, и ни один из сподвижников не рассказывал обратного. Они были единодушны в этом вопросе, хотя и расходились во мнениях по поводу лицезрения Аллаха при жизни на земле. Лицезрение Аллаха в будущей жизни также подтверждается единым мнением праведных мусульманских богословов, хотя они также высказывали различные мнение по поводу лицезрения Аллаха в мирской жизни. Мы же пытаемся доказать возможность увидеть Аллаха в будущей жизни.
Возвращаясь к упомянутому ранее хадису, надо сказать, что он не только не подтверждает воззрения му‘тазилитов, но и опровергает их, потому что они отрицают то, что Аллах есть свет. Они пытаются опираться на предание, которое не признают и от которого отворачиваются, и это является еще одним доводом против них.
81. Еще одно доказательство.
Еще одним свидетельством в пользу возможности увидеть великого и могучего Аллаха воочию является то обстоятельство, что Аллах позволяет нам видеть любое реальное существо. Нельзя увидеть то, чего в действительности не существует, а поскольку великий и могучий Аллах реально существует, Он вполне может явить нам Себя.
Отрицая возможность лицезреть великого и могучего Аллаха, люди фактически отрицают существование самого Аллаха. Однако, сделать это открыто они не в состоянии, и это побуждает их истолковывать тексты в угоду своим желаниям, что фактически приводит к отрицанию существования Аллаха. Свят Аллах и превыше всего этого!
82. Еще одно доказательство.
Еще одним свидетельством в пользу возможности увидеть великого и могучего Аллаха воочию является то обстоятельство, что Аллах видит все сущее. Тот, кто видит окружающие его существа, не может не видеть себя самого. А если Аллах видит себя, то ничто не мешает Ему явить себя творениям. Воистину, тот, кто не знает себя самого, не знает ничего. И если Аллах ведает обо всем сущем, то Он тем более ведает о себе самом. Тот, кто не видит себя самого, не способен увидеть окружающих. Однако Аллах видит все творения, и это значит, что Он может позволить нам увидеть Его. Таким же образом можно утверждать, что Аллах ведает о себе, благодаря чему позволяет нам узнать о Нем. Всевышний сказал: «Не бойтесь, ибо Я – с вами и Мне все слышно и видно». Он поведал о том, что слышит человеческие речи и видит людей.
Если человек заявляет, что великого и могучего Аллаха невозможно увидеть, то из этих заявлений следует, что великий и могучий Аллах сам не обладает зрением, знанием и могуществом, ибо ничто не мешает знающему, могущественному и видящему Аллаху показать себя творениям.
83. Кто-то может сказать, что под словами “вы увидите своего Господа” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, имел в виду, что люди непременно познают своего Господа.
В ответ мы скажем, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Как же вы будете счастливы, когда увидите великого и могучего Аллаха?» Этими словами он обрадовал своих сподвижников, и не может быть, чтобы он обрадовал их вестью о том, что будет уделом не только правоверных, но и неверующих. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вы увидите своего Господа…» Не может быть, чтобы он не имел в виду лицезрение Аллаха воочию, а имел в виду только познание Аллаха сердцем.
84. Еще одно доказательство.
Мусульмане единодушны в том, что в раю праведников ожидает то, чего не видывал взор, чего не слышали уши, и о чем даже не помышляла человеческая душа. Они будут наслаждаться безупречным бытием и вечными прелестями, и самым прекрасным из райских удовольствий будет лицезрение великого и могучего Аллаха. Многие люди поклоняются Аллаху для того, чтобы взглянуть на Его благородный лик. Да позволит нам Аллах взглянуть на Него! Возможность увидеть Пророка, мир ему и благословение Аллаха, также будет одним из райских удовольствий, но лицезрение самого великого и могучего Аллаха будет еще большим удовольствием. И поэтому Аллах не станет лишать своих пророков, посланников, приближенных ангелов и праведных верующих возможности взглянуть на Его прекрасный лик.
И в этом нет ничего удивительного, поскольку лицезрение влияет только на того, кто смотрит, и не оказывает никакого воздействия на того, на кого смотрят. Вот почему лицезрение Аллаха не следует отождествлять с лицезрением творений и понимать в переносном смысле. Нет ничего невероятного в том, что великий и могучий Аллах позволит обитателям райских садов смотреть на Него.
85. Му‘тазилиты обосновывают свои воззрения о том, что великого и могучего Аллаха невозможно лицезреть, следующим откровением: «Взоры не постигают Его, а Он постигает взоры». Высказывание о том, что Аллах постигает взоры, имеет самый общий смысл и касается как в мирской, так и в будущей жизнях. Аллах видит взоры творений при жизни на земле и будет видеть их после воскрешения. А поскольку это выражение стоит после слов о том, что взоры творений не постигают Его, му‘тазилиты считают, что это также относится как к мирской, так и к будущей жизням. Они считают, что если предложения связаны друг с другом, то первое предложение также должно иметь общий смысл.
В ответ мы скажем, что взоры делятся на взоры глаз и взоры сердец, потому что великий и могучий Аллах сказал: «Ведь слепы не глаза, а слепы сердца, что в груди!» Он также сказал: «Помяни Наших рабов Ибрахима, Исхака и Йа‘куба, могучих и прозорливых». В этих аятах имеются в виду взоры сердец, благодаря которым правоверные превосходят неверующих.
Арабы говорят, что такой-то человек прозорлив в своем ремесле. При этом они имеют в виду, что человек обладает знанием о своем ремесле. Арабы также говорят, что человек увидел своим сердцем. Они также говорят, что человек видит посредством глаз. Все это означает, что помимо взоров глаз существуют взоры сердец.
Му‘тазилиты считают, что оба предложения имеют общий смысл, потому что они связаны друг с другом. Высказывание о том, что Аллах постигает взоры творений, имеет самый широкий смысл. По мнению му‘тазилитов, высказывание о том, что взоры творений не могут постичь Аллаха, также имеет самый широкий смысл. Тогда получается, что люди не способны познать Аллаха ни зрением, ни сердцем. Однако с этим не согласны даже сами му‘тазилиты, из чего следует, что высказывание Аллаха о том, что взоры не постигают Его, имеет более узкий смысл, нежели высказывание Аллаха о том, что Он постигает взоры. Следовательно, доводы му‘тазилитов безосновательны.
Если они скажут, что высказывание Аллаха о том, что взоры не постигают Его, имеет не совсем широкий смысл, то это будет означать, что откровение о том, что Аллах постигает взоры, также не распространяется на все взоры. И тогда можно будет утверждать, что высказывания Аллаха «Нет никого подобного Ему», «Не постигают Его ни дремота, ни сон», «Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям» также не имеют широкого смысла и действительны при тех или иных обстоятельствах, что в действительности совершенно не так.
Признавая, что высказывание Аллаха о том, что взоры не постигают Его, не имеет самого широкого смысла, они лишаются доводов в свою пользу. Если они признают, что коранический аят «Взоры не постигают Его» не понимается в самом широком смысле, то почему они не соглашаются с тем, что здесь имеется в виду только невозможность лицезрения Аллаха в мирской жизни, а не в жизни будущей? На каком основании они утверждают, что здесь имеются в виду только взоры человеческих глаз, а не взоры человеческих сердец?
Они могут сказать, что высказывание о том, что взоры не постигают Аллаха, означает, что люди не способны увидеть Аллаха глазами ни при жизни на земле, ни после смерти, но способны познать Аллаха сердцем, но не постичь Его.
В ответ мы скажем, что если мы не способны постичь Аллаха своими глазами, то это отнюдь не означает того, что не способны увидеть Его. Лицезрение посредством глаз не означает объятия Его взором, и таким же образом познание Аллаха сердцем не означает полное постижение Его.
Они могут сказать, что постижение взором не отличается от лицезрения.
Тогда мы спросим их, существует ли разница между их предположением и предположением о том, что познание Аллаха сердцем означает полное постижение Аллаха знаниями? Безусловно, познание великого и могучего Аллаха не является полным и всесторонним постижением Аллаха. Почему же тогда они отрицают то, что лицезрение великого и могучего Аллаха также отличается от объятия и постижения Его взорами?
86. Если высказывание великого и могучего Аллаха о том, что взоры не постигают Его, имеет самый широкий смысл, потому что связано с высказыванием о том, что Аллах постигает любые взоры, то пусть они ответят нам, означает ли это, что взоры абсолютно не способны увидеть Аллаха, прикоснуться к Нему или почувствовать Его?
Если они ответят утвердительно, то мы спросим их, неужели они считают, что Аллах также постигает взоры путем прикосновения к ним? Если же они ответят отрицательно, то их заявления о том, что высказывание Аллаха о том, что взоры не постигают Его, имеет самый широкий смысл, окажутся несостоятельными.
87. Кто-то может сказать, что в действительности взоры бывают только у глаз, а не у сердец.
В ответ мы скажем, что это предположение необоснованно, потому что арабы относят слово “басар” (букв. “взор”) не только к взорам глаз, но и ко взорам человеческих сердец. Если они считают, что в действительности взоры бывают только у глаз, то кто-то другой может предположить, что взоры в действительности бывают только у сердец. Однако подобные высказывания недопустимы, потому что взоры бывают как у глаз, так и у сердец.
88. Пусть они скажут нам, что означают слова великого и могучего Аллаха о том, что Он постигает взоры?
Они могут ответить, что это означает, что Аллах ведает о взорах. Тогда мы напомним им о том, что это высказывание связано с высказыванием о том, что взоры не постигают Аллаха. Если одно предложение отрицает возможность познания Аллаха, то другое предложение также имеет это значение. Следовательно, этот аят отрицает возможность познания Аллаха, а не возможность лицезрения Его.
Они также могут ответить, что слова Аллаха «Он постигает взоры» не означают, что Аллах ведает о взорах, а означают, что Аллах видит взоры, потому что перед этим Всевышний сказал: «Взоры не постигают Его».
Тогда мы спросим их, можно ли увидеть человеческие взоры? Если они ответят утвердительно, то тем самым опровергнут собственные утверждения о том, что увидеть глазом можно только видимые предметы. Если Аллах может увидеть то, что не относится к видимым предметам, то почему Он не может увидеть самого себя, даже если мы отнесем Его к числу невидимых существ? И почему Он не может позволить нам увидеть Его, даже если Мы относим Его к числу невидимых существ?
Пусть они скажут нам, когда мы видим какой-либо предмет, наши взоры видят его или же все-таки мы видим его своими взорами? Они скажут, что взор не способен видеть самостоятельно. Тогда мы скажем, что даже если коранический аят отрицает то, что взоры видят Аллаха, это не означает того, что зрячие люди не могут увидеть Его. Великий и могучий Аллах сказал, что взоры не постигают Его, и очевидный смысл этого откровения никоим образом не свидетельствует о том, что люди не способны лицезреть Господа». (Конец цитаты от имама аль-Ашари)
Да вознаградит Аллах имама Ашари, и да хранит Аллах Эльмира Кулиева!
Доводы тех заблудших, что отрицают возможность лицезрения Аллаха, на самом деле являются доводом против них же самих.
Я очень часто слышал, как те, кто отрицают лицезрение Аллаха, с умным видом говорят: «Чтобы увидеть что-то, оно должно находиться на определенном расстоянии. На него должен падать свет. Подобное не возможно для Аллаха, поэтому Его нельзя будет увидеть».
А если цитировать, то один не мало известный человек в моем родном городе, сказал: «Всякое видимое зрительным физическим глазом осязаемо материально, ибо зрительный физический глаз, будучи рецептором, фиксирует определенную амплитуду физических цветов и оттенков. Видеть физическим материальным глазом, есть не что иное, как фиксация материальным рецептором определенной амплитуды того или иного материального феномена».
Мы скажем: зачем сравнивать Аллаха с творениями? Законы оптики, физики, или еще чего-то действуют для творений. Это для того, чтобы их увидеть, надо расположить над ними свет, они должны быть на каком-то расстоянии.
Правильно ли будет сказать, что эти же законы действуют и для Аллаха?
Ведь Он сказал: «Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Таким образом, Он размножает вас. Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»[92].
Также ответим на эту ересь на примере их же довода из Корана.
Аллах в Коране сказал: «Когда же Муса (Моисей) пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним. Он сказал: «Господи! Покажись мне, чтобы я взглянул на Тебя». Он сказал: «Ты не увидишь Меня, но взгляни на гору. Если она удержится на своем месте, то ты увидишь Меня». Когда же Господь его явил Себя горе, Он превратил ее в прах, и Муса (Моисей) упал без сознания. Придя в себя, он сказал: «Пречист Ты! Я раскаиваюсь перед Тобой, и я – первый из верующих»[93].
Аллах сказал «Когда же Господь его явил Себя горе», что это означает? Гора увидела Аллаха, но не выдержав Его /нура/ разрушалась!
И куда девались все эти законы оптики, если Сам Всевышний говорит, что Он явил Себя творению!?
Если кто-то скажет, что люди и гора это разные вещи, мы разумеется, согласимся. Но Аллах создал Гору, и Гора также видит. Само собой её видение отличается от видения людей, животных. Но она также видит и обладает чувствами.
Аллах сказал «Те, кто на небесах и на земле, а также их тени добровольно или невольно падают ниц перед Аллахом по утрам и перед закатом»[94].
И Он также сказал: «Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди. А многие из них заслуживают мучений. Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает»[95].
И Он сказал: «Разве ты не видел, что Аллаха славят те, кто на небесах и на земле, а также птицы с распростертыми крыльями? Каждый знает свою молитву и свое славословие. Аллах знает о том, что они совершают»[96].
Точно также как творения славят Его, они и могут Его увидеть! Но самое сильное, одно из самых прочных творений,- Гора, не выдержала Его /нура/ и разрушилась.
Кто-то может сказать, что люди не смогут выдержать /нура/ Всевышнего и после смерти. Но это также ошибочное мнение.
Так как, после смерти в этой жизни, не будет другой смерти.
После смерти обитатели ада, испытают такие мучения, от сотой доли которых человек в этом мире уже сотни, раз был мы мертв.
Тело человека в этом мире, его способности, возможности не сравнимы с телом человека в мире потустороннем. Самое сильное испытание прочности тела в этом мире, максимум приведет к смерти. Но нет смерти в мире потустороннем. И поэтому обитатели ада не будут умирать, а обитатели рая, смогут выдержать лицезрение /нура/ Всевышнего.
Дорогие братья и сестры мусульмане! Вот это и есть вера! Это и есть истинный ислам! Религия последнего посланника Аллаха!
Религия, которую до нас донесли его праведные сподвижники! И пусть не смущают вас, и не сведут с пути истины заблудшие еретики, которые сеют сомнения! И вообще я советую вам не сидеть и не общаться с потомками джахмитов!
Имам аль-Хасан аль-Басри (ум в 110 х.) сказал: «Не сидите с приверженцами новшеств (в религии), не спорьте с ними, не слушайте их»[97].
Я молю Аллаха, чтобы мы были из тех, кому будет дарована эта высшая награда! Чтобы мы были из тех, кто увидит своего Создателя в судный день и в раю!
В заключение воздадим хвалу Аллаху Господу Миров!
[1] Бухари «Сахих» №1. В этом хадисе речь идет о человеке, совершившим хиджру ради женитьбы на женщине, которую звали Умм Кайс.
[2] Мухий-д-дин Абу Закария ибн Шараф ад-Димашки аш-Шафии ан-Навави «Аль азкар аль мунтахаба мин калам саййид аль-абрар» стр 24, издательство «Умма».
[3] Каттани «Назмуль мутанасира миналь хадисаль мутаватира» стр 574.
[4] аль-Кийама 75/22-23
[5] аль-Мутаффифин 83/35
[6] Юнус 10/26.
[7] Каф 50/35.
[8] «Руетуллах» №3, мактабатуль Гуран, Каир. Под редакцией Мабрука Исмаила Мабрука; Ибн Мандах «Иман» №771; Насаи «Суннан аль Кубра» №11535, Даруль кутубаль ильмия, Бейрут, 1411; Ахмад «Муснад» №1956, согласно Шуайбу Арнауту, цепочка передатчиков отвечает условиям Муслима; Шаукани «Фатх аль кадир» 5/156.
[9] 7/646.
[10] Мулла Алиуль Кари Ханафи «Шарх уль фикхуль Акбар» стр 221-222, издательство «Хисар».
[11] «Мухтасар тафсир ибн Касир» том 6, стр 328, издательство «Саглам».
[12] «Сахих» №1895, 1896
[13] Ибн Абиль Изз аль-Ханафи «Шарх аль-Агидатуль Тахавия» стр 126, издательство «Гураба».
[14]«Хадиль арвах» Стр 355.
[15] См «Хадиль арвах» стр 355-384.
[16] «Хадиль арвах» стр 386; ибн Хаджар аль-Аскалани «Фатх аль бари» 13/434/№7009, Даруль Марифа-Бейрут 1379 год; Лалекаи «Шархуль усуль итикад» 3/495/№867; Ахмад ибн Ибрахим ибн Иса «Шархуль касидатуль ибн Кайум» 2/578, Мактабатуль Исламия-Бейрут 1406.
[17] «Хадиль арвах» стр 386, с небольшим сокращением.
[18] Тафсир «Джалалейн» том 3, стр 531, издательство «Саглам».
[19] Фахрутдин ар-Рази «Тафсири Кабир Мафатихуль Гайб» том 22, стр 303, издательство «Акчак»
[20] «Аль Интика» стр 36, по книге Мухаммада Аль Хумейса «Итикаду аиммату салаф» стр 34, издательство «Гураба».
[21] Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари «Тафсир Табари» том 8, стр 503, издательство «Хисар».
[22] аль-Мутаффифин 83/35
[23] Комментарий к Юнус 26.
[24] «Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26.
[25] Тирмизи «Суннан» том 3, стр 181, Китабуль тафсируль Куран, хадис №3105; «Сахих» Муслим, «Иман» №27; «Суннан» ибн Маджа «мукаддима» №17.
[26] «Тафсир джалалейн» том 2, стр 98.
[27] Ибн Абиль Изз аль-Ханафи «Шарх аль-Агидатуль Тахавия» стр 124, издательство «Гураба».
[28] То есть, вы увидите Его без каких-либо затруднений и проблем. Это не является сравнением Аллаха с вышеупомянутыми творениями. Абу Хамид Аль Газали сказал: «..мы будем лицезреть Его (Аллаха) в будущей жизни без примера и подобия..». См «Наставление правителям» стр 15, издательство «Ансар» Москва.
[29] «Суннан» Дарими, том 6, 81 глава, хадис №2804, издательство «Мадве»
[30] Часть большого хадиса, смотрите Зубайди «Мухтасар сахих аль Бухари» № 437. (806).
[31] Там же № 1651. (4581).
[32] «Мухтасар тафсир ибн Касир» том 2, стр 504
[33] «Суннан» том 3, стр 181, Китабуль тафсируль Куран, хадис №3330.
[34] «Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26.
[35] Юнус 26.
[36] Ибн Кайум «Хадиль арвах» стр 384.
[37] «Хадиль арвах» стр 385.
[38] «Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26.
[39] «Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26.
[40] «Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26; Дарими «Радд аля джахмия» №103.
[41] «Дурр аль мансур» комментарий к Юнус 26; Дарими «Радд аля джахмия» №102.
[42] Дарими «Радд аль джахмия» №101.
[43] Дарими «Радд аль джахмия» №100.
[44] «Хадиль арвах» стр 385; Аджурри «Шариа» №591.
[45] «Хадиль арвах» стр 385; Лалекаи «Шархуль усуль итикад» 3/499/№865. Даруль Таиба-Рияд 1402 год.
[46] «Тафсир ат-Табари» 4/412.
[47] 7/24.
[48] «Тафсир муаламуль танзил» комментарий к Юнус 26.
[49] 3/463/№797.
[50] 3/460/№789.
[51] 3/460/№790.
[52] «Хадиль арвах» стр 387; Лалекаи 3/500/№868.
[53] «Хадиль арвах» стр 387; Аджурри в «Шариа» №577; Ибн Батта аль-Укбари «Ибана» 3/№40, Даруль Руят-Рияд 1418 год.
[54] «Хадиль арвах» стр 387.
[55] 18/110.
[56] «Хадиль арвах» стр 388; Бейхаки «Итикад» стр 80/№67; Лалекаи 3/510/№895.
[57] «Хадиль арвах» стр 388; Ибн Шахин «Шархуль мазхаб» №24; Лалекаи 3/510/№894.
[58] «Хадиль арвах» стр 391.
[59] Стр 392
[60] «Хадиль арвах» стр 388.
[61] «Хадиль арвах» стр 388.
[62] Абдуль Азиз ибн Абдуллах ибн Абу Саламах Маджишун. Имам, факих, сподвижник имама Малика.
[63] «Хадиль арвах» стр 389.
[64] Речь о Джахме ибн Саффане. Человек имя, которого послужило эпонимом секте Джахмитов.
[65] «Хадиль арвах» стр 389.
[66] «Хадиль арвах» стр 389. Стоит отметить, что джахмиты считаются неверными.
[67] Глава «Верующие увидят Своего Господа в судный день».
[68] Стр 19, al-ibaanah e-books, в переводе Исмаила Аларкона.
[69] «Хадиль арвах» стр 389-390.
[70] «Хадиль арвах» стр 390.
[71] Та же.
[72] Там же.
[73] «Маусуат гавл имам Ахмад ибн Ханбаль фи джарх ва тадиль» №4303.
[74] «Хадиль арвах» стр 392.
[75] «Хадиль арвах» стр 393.
[76] Аллама Хафиз Абу Абдуллах Наим ибн Хаммад ибн Муавия.
[77] «Хадиль арвах» стр 393.
[78] Ахзаб.
[79] А не сердцем, как некоторые говорят.
[80] «Хадиль арвах» стр 393-394. Ибн Кайум сказал, что цепочка передатчиков этого сообщения достоверна.
[81] Каф 50/35.
[82] «Ибана», глава 3 «ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВОЗМОЖНОСТИ ВООЧИЮ УВИДЕТЬ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА В БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ» Пункт №77. Перевод Эльмира Кулиева, да хранит его Аллах!
[83] Абу Мухаммад Хусайн ибн Масуд ибн Мухаммад Багави.
[84] «Тафсир муаламуль танзил» комментарий к «Каф» 35.
[85] Сура 83. Обвешивающие.
[86] Смотрите комментарий к суре 83, аят 15; Также смотрите «Хади арвах» ибн Кауйм, стр 350, издательство «Уйсал».
[87] Имам Абуль Гасим Хуббетуллах ибн Хасан ибн Мансур Аль-Лалекаи.
[88] №633.
[89] Стр 350.
[90] Там же.
[91] «Хадиль арвах» стр 372; Бейхаки «Шуаб аль иман» №259, том 1, стр 245, как часть большего предания.
[92] 42/11.
[93] Сура Араф, 143.
[94] 13/15.
[95] 22/18.
[96] 24/41.
[97] Дарими «Суннан» 1/121.
(книга: Лицезрение Аллаха Абу Али АбдуЛлах Проверка: Абу Абдурахман Дагестани )