Встреча с Аллахом в Судный День
Хвала Аллаху!
Доказательства, которые существуют в Коране и Сунне указывают на то, что Аллах находится на небесах, Он утвердился на Троне в манере, которая подобает Его Величию и Могуществу.
Аллах говорит в Коране:
«Милостивый вознесся на Трон (или утвердился на Троне)». (Та-ха, 20:5)
Для более подробной информации смотрите ответ на вопрос 992.
Теперь что касается встречи с Ним. Эта встреча произойдет после смерти и в Судный День. Видеть Его сможем только в Судный День.
Говоря о встрече с Аллахом после смерти, имам аль-Бухари (да помилует его Аллах) передал в Сахихе в главе «кто желает встречи с Аллахом, Аллах желает встречи с ним»:
Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним, что же касается не желающего встречи с Аллахом, то и Аллах не желает встречи с ним». (Услышав эти слова,) ‘Аиша (или: одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует) сказала: «Но мы ведь не желаем смерти!» — (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Речь идёт) не об этом, (а о том, что,) когда к верующему приходит смерть, ему сообщают радостную весть о благоволении Аллаха по отношению к нему и том, что Он почтил Его, и нет для него (в этот момент) ничего дороже того, что (его ожидает), и он желает встречи с Аллахом, а Аллах желает встречи с ним. Что же касается неверного, то, поистине, когда смерть приходит к нему, ему сообщают дурные вести о том, что Аллах подвергнет его мукам и наказанию, и нет для него (в этот момент) ничего ненавистнее того, что (его ожидает), и он не желает встречи с Аллахом, а Аллах не желает встречи с ним». (Сахих аль-Бухари, 6026)
Фраза «и нет для него (в этот момент) ничего дороже того, что (его ожидает)» относится к тому, что он встретит после смерти.
Муслим и ан-Нисаа’и передали что Шурай ибн Хаани’ сказал: «Я сказал Айше: «Слышал хадис, и если это так, как я понял, то мы обречены. В хадисе говорится: «Нет ни одного из нас, кому нравится смерть». Она ответила: «Это не то, что ты подумал. Это говорится о том, когда глаза человека смотрят и не моргают, когда предсмертный хрип вырывается из его груди, и сжимаются кожа и мышцы». Таково положение умирающего человека.
Аль-Каттаби сказал: «Существуют разные виды встречи: либо можно увидеть своими глазами, или встреча после воскрешения, как Аллах говорит:
«Те, которые отрицали встречу с Аллахом, уже оказались в убытке…» (Скот, 6:31)
Или это может означать смерть, как сказал Аллах:
«Если кто надеется на встречу с Аллахом, то ведь срок Аллаха непременно наступит…» (Паук, 29:5)
Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, настигнет вас, после чего вы вернетесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали». (Собрание, 62:8)
Встреча с Аллахом, упомянутая выше в хадисе, относится к другой встрече, не во время смерти. Потому что существует другой хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в котором он сказал: «Между нами и встречей с Аллахом – смерть». А когда смерть означает встречу с Аллахом, то она описывается как встреча с Аллахом.
Имам Абу Убайд аль-Касим ибн Салам сказал: «Этот хадис не относится к тому случаю, когда человеку не нравится смерть и страдания, которые она причиняет, потому что это испытывают все. То, что осуждается здесь, так это любовь и предпочтение этого мира и неприятие мысли о том, что мы направимся к Аллаху и в Загробный мир (ахырат).
Пояснения к этому факту, что Аллах осуждает людей, привязанных к этой жизни, в аяте:
«Воистину, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею ….» (Йунус, 10:7)»
Ан-Навави сказал: «Смысл этого хадиса заключается в том, что желание и нежелание встречи относится к тому, что происходит в момент смерти, то состояние, когда покаяния уже не принимаются, когда умирающему показывается, куда он будет направлен. Также здесь обсуждается нежелание умирать. Осуждается всякий, кто не любит смерть, потому что он предпочитает благословениям будущей жизни (ахырата) жизнь этого мира. Но если человек не любит смерть по причине того, что он боится отчета за свои прегрешения, потому что он совершает упущения в подготовке к этому дню и не выполняет должным образом возложенные на него Аллахом обязательства, тогда его нельзя осуждать. Всякий, кто испытывает такого рода чувства, должен поспешить подготовить себя, чтоб к моменту, когда к нему явится смерть, он не был среди тех, кто не любит ее, а напротив любил ее, испытывая надежду на встречу с Аллахом после смерти.
Этот хадис также указывает на то, что ни один живой человек не увидит Аллаха в этой жизни, но верующие увидят Его после смерти, как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Между нами и встречей с Аллахом – смерть».
Этот факт еще больше проясняется в следующем хадисе, переданном Муслимом от Абу Умамы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Знай, что ты не увидишь своего Господа, до тех пор, пока не умрешь».
Встреча с Аллахом и то, что мы увидим Его в Судный День подтверждается многими подобными сообщениями, как, например, в аятах:
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа». (Воскресение, 75:22-23)
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли нашего Господа в День воскресения?» (В ответ) он сказал: «Разве сомневаетесь вы (что сможете увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о посланник Аллаха». Он сказал: «А разве сомневаетесь вы (что сможете увидеть) солнце, которое не скрыто тучами?» Они сказали: «Нет». (Тогда) он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его! (аль-Бухари, 764)
Мы просим Аллаха, чтоб Он позволил нам встретиться с Ним тогда, когда Он будет доволен нами.
Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммада.