Взгляд на развитие представлений о предопределении
Вера в предопределение — один из столпов веры, и ее смысл раскрывается в Коране и сунне. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что верить в предопределение не означает отказываться от совершения добрых дел и не прилагать усилия для достижения желаемого. Все это не противоречит вере в предопределение и не разрушает ее. Он также предостерег своих последователей от тех, кто отрицает предопределение и противопоставляет его шариату.
Однажды, когда сподвижники спорили о предопределении, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к ним и сильно разгневался, так что его лицо покраснело, словно его щеки обрызгали соком граната. Он сказал:
] ????????? ?????????? ???? ??????? ?????????? ?????????? ? ???????? ?????? ???? ????? ?????????? ????? ??????????? ??? ????? ???????? ? ???????? ?????????? ?????? ????????????? ????? [
«Разве это вам велено? Или это то, что я принес вам? Поистине, ваши предшественники погибли, когда стали спорить об этом, и я заклинаю вас не спорить об этом»[1].
Сподвижники прислушались к заклинанию и назиданию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и нам не известно, чтобы кто-нибудь из них спорил о предопределении при жизни Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, или после его смерти.
До нас не дошло никаких преданий о том, чтобы кто-либо из мусульман дискутировал о предопределении в период правления праведных халифов Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана. До нас дошел лишь рассказ о том, как Абу ‘Убейда ‘Амир ибн аль-Джаррах возразил против решения ‘Умара не вступать в Шам, когда там распространилась эпидемия чумы. Он сказал ‘Умару: «Эмир правоверных, мы убегаем от судьбы, предопределенной Аллахом?» Он ответил: «Вот если бы это сказал кто-либо другой, Абу ‘Убейда! Да, мы убегаем от одной судьбы к другой. Представь себе, что твои верблюды остановились в пересохшем русле реки, один берег которой плодородный, а другой бесплодный. Разве, если они будут пастись на плодородном берегу, это не произойдет согласно предопределению Аллаха? Или, если они будут пастись на бесплодном берегу, это не произойдет согласно Его предопределению?»[2]
Аль-Лалакаи передал, что ‘Умар бин аль-Хаттаб прочел проповедь в Эль-Джабийи (город в Шаме) и сказал: «Того, кого Аллах введет в заблуждение, никто не наставит на прямой путь». Находившийся перед ним католикос сказал: «Аллах никого не вводит в заблуждение». Когда же ‘Умар бин аль-Хаттаб повторил это, католикос отряхнул свою одежду в знак несогласия с его словами.
Потом ‘Умару перевели слова католикоса, и он сказал: «Ты лжешь, враг Аллаха. Это Аллах создал тебя, и это Он ввел тебя в заблуждение, а потом Он умертвит тебя и, если Ему будет угодно, введет тебя в Ад. <…> Поистине, Аллах создал творения. <…> Сотворив Адама, Он рассыпал его потомство на Своей Руке и записал обитателей Рая и то, что они совершат, а также обитателей Ада и то, что они совершат. Потом Он сказал: “Эти попадут сюда, а эти — туда”. Все присутствовавшие разошлись, и среди них не было никаких разногласий относительно предопределения»[3].
Первым, кто поднял вопрос о предопределении, был житель Басры по имени Сансавейх, работавший бакалейщиком. Аль-Ауза‘и писал: «Первым, кто заговорил о предопределении, был житель Ирака по имени Саусан. Он был христианином, потом принял ислам, а потом вернулся в христианство. Его взгляды перенял Ма‘бад аль-Джухани, а у него им обучился Гейлан»[4].
Йунус бин ‘Убейд рассказывал: «Когда я побывал в Басре, там не было кадаритов, за исключением Сансавейха, Ма‘бада аль-Джухани и еще одного проклятого из бану ‘авафа»[5].
В «Сахихе» Муслима приводится рассказ Бурейды бин Йахьи бин Йа‘мара: «Первым, кто заговорил о предопределении в Басре, был Ма‘бад аль-Джухани». По словам Бурейды, Ма‘бад и его сторонники считали, «что предопределения нет и что события происходят сами собой»[6].
Сподвижники, которые жили в тот период, — а среди них были ‘Абдуллах бин ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Васила бин аль-Аска‘, Джабир бин ‘Абдуллах, Абу Хурейра и Анас бин Малик, — объявили войну тем, кто разделял такие взгляды[7]. Однако взгляды Ма‘бада нашли поддержку у предводителей и имамов мутазилитов — Васила бин ‘Аты, ‘Амра бин ‘Убейда и Гейлана ад-Димашки.
Васил бин ‘Ата — глава мутазилитов. Он считал, что зло нельзя приписывать Аллаху, потому что Аллах — Мудрый и не может желать того, чтобы Его рабы поступали вопреки Его велениям, определять их судьбу, а потом наказывать их за это. Он говорил, что рабы самостоятельно творят добро и зло, становятся верующими или неверующими, повинуются Аллаху или ослушаются Его, и поэтому они будут отвечать за свои поступки, а Всевышний Господь лишь предоставляет им возможность поступать так[8].
Мутазилитский ученый ан-Наззам считал, что Аллах не властен над злом и грехами и не способен творить такое[9].
Это течение наши ученые называют кадаритами. «Они получили такое название, потому что приписывают рабам способность (кудра) творить собственные поступки самостоятельно, независимо от Всевышнего Аллаха, и отрицают то, что все происходит согласно Его решению и предопределению. Несмотря на свое заблуждение, они называют кадаритами своих оппонентов, следующих прямым путем. Они говорят: “Вы сами кадариты, потому что считаете, что все происходит согласно предопределению Аллаха, и вы больше заслуживаете называться так”»[10].
Ан-Навави в комментариях к «Сахиху» имама Муслима писал:
Некоторые кадариты заявили: «Не нас, а вас надо называть кадаритами, потому что вы признаете предопределение». Ибн Кутейба и имам (имеется в виду имам аль-Джувейни — Прим. автора) сказали: «Это обман и бесстыдная ложь, потому что приверженцы истины связывают все происходящее с Пречистым и Всевышним Аллахом, верят в предопределение и считают поступки сотворенными Им, тогда как эти невежды считают, что они сами создают свои поступки. Те, которые приписывают себе какое-либо качество и претендуют на него, больше заслуживают быть названными по его имени, чем те, кто приписывает данное качество другим и не признает его за собой»[11].
Хорошо известно, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал кадаритов зороастрийцами данной общины. Хадис на эту тему передали Абу Давуд в «Сунане» и аль-Хаким в «Мустадраке», и последний назвал его достоверным согласно требованиям аль-Бухари и Муслима в случае, если Абу Хазим слышал рассказы Ибн ‘Умара[12].
Причина наречения этого течения зороастрийцами нашей общины кроется в «сходстве их учения с зороастризмом, в котором признается два начала: свет и тьма. Зороастрийцы полагают, что добро сотворено светом, а зло — тьмой. Фактически, они являются дуалистами. Точно так же кадариты приписывают добро Аллаху, а зло — кому-то другому, хотя Пречистый и Всевышний Аллах сотворил и добро, и зло. И то, и другое происходит по Его воле. Он творит и создает добро и зло, а Его рабы совершают и приобретают это»[13], [14].
В конце правления Омейядов появились люди, полагавшие, что люди совершают свои поступки под принуждением, не имея свободы выбора. Некоторые из них считали, что рабы наделены волей, но она не оказывает никакого влияния на происходящее. Впервые такие взгляды стал распространять аль-Джахм бин Сафван, и его ересь породила немало отвратительных воззрений и глубоких заблуждений[15].
Эти взгляды распространились среди мусульманской общины, и их разделили богомольцы (‘уббад), аскеты (зуххад) и суфии. И если представители первого течения походили на зороастрийцев, то эти заблудшие уподобились язычникам, которые сказали:
«Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего» (Аль-Ан‘ам, 148).
Это второе течение опаснее первого, потому что кадариты, хотя и не считали поступки людей творениями Аллаха, но уважали Его повеления и запреты, тогда как сторонники второго течения, хотя и верили в предопределение, но ссылались на него, чтобы упразднить всякие повеления и запреты[16], [17].
[1] Сахих Сунан ат-Тирмизи (2/223).
[2] Фатх аль-Бари (10/179).
[3] Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна (3/659).
[4] Там же (3/750). См.: Шари‘а. С. 242.
[5] Шарх усул и‘тикад ахль ас-сунна (3/749).
[6] Муслим (1/150).
[7] См.: Аль-фарк бейна-ль-фирак. С. 19.
[8] Аль-милал ва-н-нихал (1/47).
[9] Там же (1/54).
[10] Джами‘ аль-усул (10/128).
[11] Шарх Сахих Муслим (1/154).
[12] Там же.
[13] Эти слова принадлежат аль-Хаттаби. См.: Шарх Сахих Муслим (1/154); Джами‘ аль-усул (10/128).
[14] Более подробно о воззрениях и заблуждениях этого течения мы поговорим, когда речь пойдет о тех, кто неправильно понял суть предопределения.
[15] См.: Маджму‘ аль-фатава (8/460); Аль-милал ва-н-нихал (1/85).
[16] ‘Акида ас-Сафарини (1/306).
[17] Ниже мы поговорим о представителях этого толка подробнее.
Название: Судьба и предопределение
Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар
Переводчик : Эльмир Кулиев