Поступки рабов сотворены и предопределены Аллахом
Люди и их поступки, как и все остальное, являются творениями Аллаха. Ему изначально было известно, кого из рабов Он создаст и какие поступки они будут совершать. Все это было записано в хранимой скрижали. Аллах создал их такими, какими пожелал, и предначертанная для них судьба сбывается. Люди поступают так, как того пожелал Аллах. Он ведет прямым путем тех, кому пожелал счастья, и сбивает с пути тех, кому предписал быть несчастным. Ему изначально было известно, кто попадет в Рай, и таким рабам Он облегчил поступки, которые приводят туда. Ему также было известно, кто попадет в Ад, и Он облегчил им поступки, которые приводят туда.
Сказанное подтверждается теми аятами, которые мы уже перечислили выше. Тем не менее, вот другие, более ясные аяты, указывающие на справедливость данного суждения:
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (Ас-Саффат, 96);
«Все, что они совершили, есть в книгах [деяний]» (Аль-Камар, 52);
«Самка может зачать или родить только с Его ведома. Даруется долгожителю долгая жизнь или укорачивается его жизнь, все это есть в писании (т.е. хранимой скрижали). Воистину, это для Аллаха легко»
(Фатир, 11);
«Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток» (Аль-А‘раф, 178);
«Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Ан-Нахль, 125)[1].
Из многочисленных хадисов также следует, что Господу рабов было известно о том, что они будут совершать. Он предопределил их судьбу и принял окончательное решение. Он знал, какой счастливый или несчастливый конец ожидает их. Несмотря на это, предопределение не мешает человеку совершать то, что он желает. «Трудитесь, ибо каждому будет облегчен путь к тому, для чего он был создан».
Здесь мы приведем ряд текстов, подтверждающих сказанное выше.
Хадисы, доказывающие то, что поступки рабов предопределены
1. Деяния рабов предопределены, и трости уже высохли
Муслим в своем «Сахихе» передал со слов Джабира, что Сурака бин Малик бин Джу‘шум однажды сказал: «Посланник Аллаха, разъясни нам нашу религию, словно мы были созданы только сейчас. К чему ведут наши деяния сегодня: к тому, что было предопределено и [записано] уже высохшими письменными тростями, или к тому, что выяснится в будущем?» Он сказал: «К тому, что было предопределено и [записано] уже высохшими тростями». Сурака спросил: «К чему же тогда деяния?» Он сказал: «Трудитесь, ибо каждому будет облегчен его путь». В другой версии говорится: «Каждому будет облегчен путь к его деяниям»[2].
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ о том, что ‘Умар бин аль-Хаттаб спросил: «Посланник Аллаха, скажи, то, что мы совершаем, определяется только сейчас, или же все это уже окончательно предрешено?» Он сказал:
] ?????? ???? ?????? ?????? ??? ????? ??????????? ? ??????? ????????? ?????? ???? ????? ???? ?????? ???????????? ????????? ???????? ????????????? ? ???????? ???? ????? ???? ?????? ?????????? ????????? ???????? ??????????? [
«Все это уже окончательно предрешено, Ибн аль-Хаттаб, и каждому будет облегчен его путь. Тот, кто окажется среди счастливых, трудится ради своего счастья, а тот, кто окажется среди несчастных, трудится ради своего несчастья». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным[3].
2. Аллах знает обитателей Рая и Ада
??? ??????? ???? ????????? ???? ???????? ????? : ????? ?????? : ??? ??????? ??????? ? ?????????? ?????? ?????????? ???? ?????? ???????? ? ????? : ] ?????? [ . ????? : ?????? ???????? ????????????? ? ????? : ] ????? ???????? ????? ?????? ???? ???? ????? ??????? ???? [
Аль-Бухари передал со слов ‘Имрана бин Хусайна, что какой-то мужчина спросил: «Посланник Аллаха, известны ли обитатели Рая и обитатели Огня?» Он ответил: «Да». Мужчина спросил: «Тогда ради чего люди трудятся?» Он сказал: «Каждый трудится ради того, ради чего он был создан, или ради того, к чему ему облегчен путь».
В «Сахихе» Муслима приводится следующий рассказ ‘Али:
Однажды мы присутствовали на похоронах в Баки-Эль-Гаркад[4], и к нам присоединился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он присел, и мы уселись вокруг него. У него была маленькая палка, и он, опустив голову, начал чертить палкой на земле. Он сказал:
] ??? ???????? ???? ?????? ? ??? ???? ?????? ??????????? ?????? ?????? ?????? ??????? ?????????? ???? ?????????? ?????????? ? ???????? ?????? ???????? ????????? ???? ????????? [. ????? : ??????? ??????: ??? ??????? ???????? ??????? ???????? ????? ?????????? ???????? ?????????? ???????: ] ???? ????? ???? ?????? ???????????? ??????????? ????? ?????? ?????? ????????????? ?????? ????? ???? ?????? ???????????? ??????????? ????? ??????? ?????? ????????????? [. ????????: ] ????????? ? ??????? ????????? ? ?????? ?????? ???????????? ?????????????? ???????? ?????? ???????????? ? ???????? ?????? ???????????? ?????????????? ???????? ?????? ???????????? [. ????? ??????
«Среди вас нет никого, нет вообще ни единой души, которой не было бы предписано ее место в Раю или Огне, ее счастье или несчастье». Один мужчина спросил: «Посланник Аллаха, не стоит ли нам положиться на то, что предписано нам, и перестать трудиться?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто принадлежит к числу счастливых, будет совершать деяния тех, кто будет счастлив, а тот, кто принадлежит к числу несчастных, будет совершать деяния тех, кто будет несчастен». Он сказал[5]: «Трудитесь, ибо каждому из вас облегчается путь к тому, для чего он был сотворен. Тому, кто принадлежит к числу тех, кто будет счастлив, облегчаются деяния тех, кто будет счастлив, и тому, кто принадлежит к числу тех, кто будет несчастен, облегчаются деяния тех, кто будет несчастен». Потом он прочел аяты: «Тому, кто отдавал должное (или раздавал милостыню) и был богобоязнен, ! кто признавал наилучшее (т.е. свидетельство единобожия или Рай), ! Мы облегчим путь к легчайшему (т.е. праведным деяниям). ! А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, ! кто счел ложью наилучшее, ! Мы облегчим путь к тягчайшему (т.е. злу и наказанию)» (Аль-Лейл, 5-10)[6].
3. Аллах извлек потомство Адама из его спины после сотворения его и разделил их на обитателей Рая и Ада
Наш Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что Аллах после сотворения Адама коснулся его спины и вынул из нее его потомство, словно крупицы, разделив их на обитателей Рая и Ада.
??? ???? ???????? ???? ???? ???? ???????? ???? ??????? ???????????? ????? ?????? ???? ??????????? ?????? ???? ?????? ??????? : ??????? ?????? ???? ???????????: ???????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- ???????? ??????? ? ??????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- : ] ????? ??????? ????????? ?????????? ?????? ????? ? ????? ?????? ???????? ??????????? ? ????????????? ?????? ?????????? ??????? : ???????? ????????? ??????????? ?????????? ?????? ?????????? ??????????? ? ????? ?????? ???????? ????????????? ?????? ?????????? ??????? : ???????? ????????? ????????? ?????????? ?????? ???????? ??????????? [ ??????? ?????? : ??? ??????? ? ??????? ??????? ????????? ? ????? : ??????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- : ] ????? ??????? ????? ?????? ????????? ??????????? ? ????????????? ???????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ????? ?????? ???? ????????? ?????? ?????????? ? ???????????? ???? ?????????? ? ??????? ?????? ????????? ????????? ? ????????????? ???????? ?????? ???????? ?????? ??????? ????? ?????? ???? ????????? ?????? ???????? ? ???????????? ???? ???????? [
Малик, ат-Тирмизи и Абу Давуд передали со слов Муслима бин Йасара, что однажды ‘Умара бин аль-Хаттаба спросили об аяте: «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это для того, чтобы в день воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”» (Аль-А‘раф, 172).
Он рассказал, что слышал, как о нем спросили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тот сказал: «Поистине, Аллах создал Адама, а потом провел Своей Десницей по его спине, извлек оттуда его потомков и сказал: “Этих Я создал для Рая, и они будут поступать так, как поступают обитатели Рая”. Потом он еще раз провел Рукой по его спине, извлек оттуда его потомков и сказал: “Этих Я создал для Огня, и они будут поступать так, как поступают обитатели Огня”». Тут один мужчина спросил: «К чему же тогда деяния?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если Аллах создал раба для Рая, Он позволяет ему совершать поступки обитателей Рая, и тот умирает за совершением одного из них и попадает в Рай. Если же Аллах создал раба для Огня, то позволяет ему совершать поступки обитателей Огня, и тот умирает за совершением одного из них и попадает в Огонь»[7].
Имам Ахмад в «Муснаде» передал через достоверный иснад рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ?????? ??????? ??????????? ???? ?????? ????? ??????????? - ??????? ???????? - ? ?????????? ???? ???????? ????? ?????????? ????????? ? ???????????? ?????? ???????? ?????????? ? ????? ??????????? ??????? ????? : ( ???????? ??????????? ??????? ????? ????????? ???? ????????? ?????? ???????????? ?????? ?????? ???? ????? ?????????? ???? ????????? ???????? ???????? ????????? ???? ?????? ???????? ?????????? ???? ?????????? ??????????????? ????? ?????? ??????????????) [
«Аллах взял завет с потомков Адама в На‘мане (имеется в виду ‘Арафа), когда извлек из его чресл все потомство и рассыпал его перед Собой, словно мелких муравьев. Потом Он сказал им:
«“Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это для того, чтобы в день воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”. Или же не говорили: “Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?”» (Аль-А‘раф, 172-173)[8].
Ахмад в своем «Муснаде» привел хадис Абу ад-Дарды с достоверным иснадом о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ?????? ??????? ????? ????? ???????? ? ???????? ???????? ?????????? ?????????? ?????????? ????????? ??????????? ???????? ? ???????? ???????? ?????????? ?????????? ?????????? ????????? ??????????? ????????? ? ??????? ???????? ??? ????????? : ????? ?????????? ????? ???????? ? ??????? ???????? ??? ??????? ?????????? : ????? ???????? ????? ???????? [
«Аллах создал Адама, а потом ударил его по правому плечу и извлек его белое потомство, похожее на мелких муравьев. Потом Он ударил его по левому плечу и извлек его черное потомство, похожее на угольки. Потом Он сказал тем, кто был в Его правой Руке: “В Рай, и Мне все равно!” А тем, кто был в Его левой Руке, Он сказал: “В Ад, и Мне все равно!”»[9]
В другом хадисе Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что «Могучий и Великий Аллах создал творения во мраке и бросил на них частицу Своего света, и тот, на кого попал свет, последовал прямым путем, а тот, на кого он не попал, впал в заблуждение. Поэтому я говорю: “Трость высохла, и Аллаху было известно обо всём”». Хадис передал ат-Тирмизи со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, и он же назвал его хорошим[10].
4. Аллах записал всех обитателей Рая и Ада
??? ??????? ?? ???? ???? ?????? ??????? ???? ??????? ???? ???????? ????? : ?????? ????????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- ????? ?????? ?????????? ??????? : ] ??????????? ??? ??????? ????????????? ?[. ????????? : ??? ??? ??????? ??????? ?????? ???? ???????????. ??????? ???????? ??? ?????? ?????????? : ] ????? ??????? ???? ????? ????????????? ? ????? ????????? ?????? ?????????? ??????????? ?????????? ??????????????? ? ????? ???????? ????? ????????? ????? ??????? ??????? ????? ???????? ???????? ??????? [. ????? ????? ???????? ??? ????????? : ] ????? ??????? ???? ????? ????????????? ? ????? ????????? ?????? ???????? ? ??????????? ?????????? ??????????????? ? ????? ???????? ????? ????????? ????? ??????? ??????? ????? ???????? ???????? ??????? [. ??????? ??????????? : ??????? ????????? ??? ??????? ??????? ???? ????? ?????? ???? ?????? ?????? ? ??????? : ] ????????? ??????????? ? ??????? ??????? ?????????? ???????? ???? ???????? ?????? ?????????? ?????? ?????? ????? ?????? ? ??????? ??????? ???????? ???????? ???? ???????? ?????? ???????? ?????? ?????? ????? ?????? [. ????? ????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- ?????????? ????????????? ????? ????? : ] ?????? ????????? ???? ?????????? ? ??????? ??? ?????????? ????????? ??? ?????????? [
В «Сунане» ат-Тирмизи приводится следующий рассказ ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нам, и в руках у него были две книги. Он спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: «Нет, о Посланник Аллаха, если только ты не расскажешь нам!» Он показал на ту, что была в его правой руке, и сказал: «Это книга от Господа миров, и в ней имена обитателей Рая, имена их отцов и названия их племен. Под именем последнего из них подведен итог, и никого другого не впишут туда, и никого не вычеркнут оттуда». Потом он показал на книгу, которая была в его левой руке, и сказал: «Это книга от Господа миров, и в ней имена обитателей Огня, имена их отцов и названия их племен. Под именем последнего из них подведен итог[11], и никого другого не впишут туда, и никого не вычеркнут оттуда». Сподвижники спросили: «К чему же тогда деяния, о Посланник Аллаха, если все уже предрешено?» Он сказал: «Поступайте правильно и приближайтесь[12], ибо тот, кто попадет в Рай, завершит жизнь поступком, который совершают обитатели Рая, что бы он ни совершал прежде. Тот же, кто попадет в Огонь, завершит жизнь поступком, который совершают обитатели Огня, что бы он ни совершал прежде». Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, развел руками, словно хотел выбросить [эти книги], и сказал: «Ваш Господь разобрался с рабами: одни попадут в Рай, а другие — в Пламень».
Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, но малоизвестным (гариб)[13].
5. Определение судеб в ночь предопределения и на каждый день
Мы уже разъяснили, что Аллах предопределил судьбы рабов за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Из Корана и сунны также следует, что, помимо этого, существует повседневное и ежегодное определение судеб.
Определение судеб на ближайший год осуществляется в ночь предопределения, когда из хранимой скрижали выписывается, кто родится или умрет в следующем году, какой удел получат творения, сколько выпадет дождя, какие деяния совершат рабы и т.п. Всевышний сказал:
«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылали [пророков и Писания]» (Ад-Духан, 3-5).
Повседневное определение судеб — это соотнесение судеб с заранее определенными для них сроками. Всевышний сказал:
«Его просят те, кто на небесах и на земле, и каждый день Он занят делом» (Ар-Рахман, 29).
Ибн Джарир передал со слов Муниба бин ‘Абдуллаха, что отец того рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел этот аят, мы спросили: “Посланник Аллаха, что это за дела?” Он ответил: “Прощение грехов и избавление от скорби, возвышение одних людей и унижение других”».
В целом, мнение комментаторов по поводу этого аята сводится к тому, что «Аллах каждый день дарует жизнь и умерщвляет, творит и ниспосылает удел, возвышает одних и унижает других, исцеляет больных и помогает несчастным, избавляет от скорби и отвечает на молитвы, одаряет просящих и прощает кающихся, и всех дел Его, касающихся творений, просто не сосчитать»[14].
6. Судьба человека записывается, когда он находится в утробе матери
Из хадисов известно, что Аллах отправляет ангела к зародышу, находящемуся в утробе матери, и тот записывает его земной удел, срок жизни, а также то, счастливым он будет или несчастным. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится следующий рассказ ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ????? ?????????? ???????? ???????? ??? ?????? ??????? ??????????? ??????? ? ????? ??????? ??? ?????? ???????? ?????? ?????? ? ????? ??????? ??? ?????? ???????? ?????? ?????? ? ????? ???????? ????????? ?????????? ????? ???????? ? ?????????? ?????????? ????????? : ???????? ???????? ?????????? ?????????? ????????? ???? ??????? ? ??????????? ??? ?????? ???????? ? ????? ?????????? ?????????? ???????? ?????? ?????????? ?????? ??? ??????? ???????? ??????????? ?????? ??????? ? ?????????? ???????? ?????????? ?????????? ???????? ?????? ???????? ????????????? ? ??????? ?????????? ?????????? ???????? ?????? ???????? ?????? ??? ??????? ???????? ??????????? ?????? ??????? ? ?????????? ???????? ?????????? ?????????? ???????? ?????? ?????????? ????????????? [
“У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжеванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями, и тот вдыхает в него душу. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. И клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, любой из вас может совершать поступки обитателей Рая, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Огня, и попадет туда. И, поистине, любой из вас может совершать поступки обитателей Огня, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Рая, и попадет туда”»[15].
В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Анаса бин Малика о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ??????? ??????? ??????????? ??????? ? ????????? : ???? ????? ???????? ? ???? ????? ???????? ? ???? ????? ???????? . ??????? ??????? ??????? ???? ???????? ????????? ????? ???? ????? ?????? ???? ??????? ????????? ???? ??????? ? ????? ????????? ? ????? ???????? ? ?????????? ???????? ??? ?????? ??????? [
«Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжеванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Все это записывается еще в утробе матери»[16].
Ат-Тирмизи в «Сунане» передал со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ????? ??????? ??????? ???????? ??????? ?????????????? [. ???????? : ?????? ?????????????? ??? ???????? ??????? ? ????? : ] ??????????? ???????? ??????? ?????? ????????? [
«Если Аллах желает рабу добра, то использует его». Его спросили: «Как использует, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Помогает ему совершить праведный поступок перед смертью». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным[17].
Муслим в своем «Сахихе» передал рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ????? ????????? ?????????? ????????? ?????????? ???????? ?????? ?????????? ? ????? ???????? ???? ???????? ???????? ?????? ???????? ? ??????? ????????? ?????????? ????????? ?????????? ???????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ???? ???????? ???????? ?????? ?????????? [
«Поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Рая, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Огня. И, поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Огня, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Рая»[18].
Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] ????? ????????? ?????????? ?????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ????????? ?????? ???? ?????? ???????? ? ??????? ????????? ?????????? ?????? ?????? ???????? ?????? ??????? ????????? ?????? ???? ?????? ?????????? [
«Поистине, людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Рая, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в Огонь. И людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Огня, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в Рай»[19].
В этой связи целесообразно упомянуть поучительный рассказ о человеке, которого Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал одним из обитателей Ада. Он был пересказан Абу Хазимом со слов Сахля бин Са‘да и приводится в «Сахихе» аль-Бухари:
????? ??????? ???? ???????? ?????????????? ??????? ???? ?????????????? ??? ???????? ???????? ???? ?????????? - ??? ???? ???? ???? - ? ???????? ?????????? - ??? ???? ???? ???? - ???????: ] ???? ??????? ???? ???????? ????? ????????? ???? ?????? ???????? ???????????? ????? ????? [. ???????????? ?????? ???? ????????? ? ?????? ????? ?????? ???????? ???? ??????? ???????? ????? ??????????????? ?????? ?????? ????????????? ????????? ? ???????? ????????? ???????? ?????? ?????????? ?????? ?????? ???? ?????? ?????????? ?????????? ????????? ????? ?????????? - ??? ???? ???? ???? - ????????? ???????: ???????? ??????? ??????? ??????? . ???????: ] ????? ????? [. ????? : ?????? ?????????: ] ???? ??????? ???? ???????? ????? ?????? ???? ?????? ???????? ???????????? ???????? [. ??????? ???? ??????????? ??????? ???? ??????????????? ?????????? ??????? ??? ??????? ????? ?????? ? ???????? ?????? ??????????? ????????? ???????? ????????. ??????? ?????????? - ??? ???? ???? ???? - ?????? ?????? : ] ????? ????????? ?????????? ?????? ?????? ???????? ? ????????? ???? ?????? ?????????? ? ?????????? ?????? ?????? ?????????? ? ????????? ???? ?????? ???????? ? ?????????? ??????????? ??????????????? [
Во время одного из сражений Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, показал на одного из мусульман, который меньше всего нуждался в помощи мусульман, и сказал: «Кто хочет взглянуть на одного из обитателей Огня, пусть посмотрит на этого». Один человек стал следить за ним, и оказалось, что он истово сражался против язычников, пока не получил ранение. Тогда он поспешил умереть и навалился грудью на острие своего меча, так что оно вышло у него между лопаток. Следивший за ним мужчина бросился к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Свидетельствую, что ты — Посланник Аллаха». Он спросил: «В чем дело?» Мужчина сказал: «Ты сказал о том человеке: “Кто хочет взглянуть на одного из обитателей Огня, пусть посмотрит на него”. Он меньше других нуждался в помощи мусульман, и я понял, что он не умрет в таком состоянии. Получив ранение, он поспешил умереть и убил себя». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, раб может совершать поступки обитателей Огня, хотя в действительности он попадет в Рай. И он может совершать поступки обитателей Рая, хотя в действительности он попадет в Огонь. Поистине, дела оцениваются по их завершению»[20].
[1] Комментируя данное суждение, шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усеймин писал: «Деяния раба зависят от его желаний и возможностей, а поместил эти желания в душу человека именно Аллах, и наделил его этими возможностями тоже Могучий и Великий Аллах. Он творит причину, которая воплощается в результат. Поэтому мы и говорим, что тот, кто создает причину, создает и следствие. Следовательно, мы признаем Всевышнего Творцом человеческих деяний, потому что эти деяния определяются желаниями и возможностями. Если бы человек был лишен желания или возможности, он не смог бы совершить что-либо. Тот, кто хочет сделать нечто, но не способен на это, не совершает этого. И тот, кто может сделать нечто, но не хочет, тоже не совершает этого. Всякое деяние является результатом твердого желания и необходимых возможностей, и сотворил их Аллах. Путем таких рассуждений мы понимаем, почему Всевышнего Аллаха можно назвать Творцом человеческих деяний. Вместе с тем человек совершает свои поступки сам. Он очищается и молится, платит закят и соблюдает пост. Он совершает хадж и малое паломничество, ослушается Господа и повинуется Ему. Все это определяется его желаниями и возможностями, которые сотворил Могучий и Великий Аллах». См.: Аль-‘Усеймин М. Аль-када ва-ль-кадар. Каир: Матаби‘ Ибн Теймийя. С. 56-57. — Прим. переводчика.
[2] Муслим (2648).
[3] Ат-Тирмизи (2135).
[4] Название кладбища в Медине.
[5] Выражение «он сказал» дважды повторяется в хадисе.
[6] Муслим (2647). Этот хадис также передали аль-Бухари (в нескольких местах своего «Сахиха»), ат-Тирмизи и Абу Давуд.
[7] Мишкат аль-масабих (95). Шейх аль-Албани в замечаниях к сборнику сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия и являются передатчиками хадисов, вошедших в оба «Сахиха», однако его иснад оборван (макту‘) между Муслимом бин Йасаром и ‘Умаром. Вместе с тем он подтверждается другими многочисленными сообщениями.
[8] Мишкат аль-масабих (1/43).
[9] Там же (1/42).
[10] Ат-Тирмизи (2642).
[11] Это значит, что в этих списках собраны имена всех обитателей Рая и Ада, и в них не будут сделаны никакие изменения.
[12] Ибн аль-Асир писал: «Это значит: проявляйте умеренность во всех делах, не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений». См.: Ибн аль-Асир. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис. Бейт аль-афкар ад-даулийя. С. 727. — Прим. переводчика.
[13] Ат-Тирмизи (2141). См.: Сахих Сунан ат-Тирмизи (2/225).
[14] Эти слова принадлежат известному комментатору Корана аль-Багави. См.: Ма‘аридж аль-кабул (1/346).
[15] Фатх аль-Бари (11/477), Муслим (2643). В таком виде хадис передал Муслим. Его же привели Абу Давуд и ат-Тирмизи.
[16] Фатх аль-Бари (11/477), Муслим (2646). В таком виде хадис передал аль-Бухари.
[17] Ат-Тирмизи (2142).
[18] Муслим (2651).
[19] Там же (4/2042).
[20] Аль-Бухари (6607).
Название: Судьба и предопределение
Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар
Переводчик : Эльмир Кулиев