Поступки рабов сотворены и предопределены Аллахом


Люди и их поступки, как и все остальное, являются творениями Аллаха. Ему изначально было известно, кого из рабов Он создаст и какие поступки они будут совершать. Все это было записано в хранимой скрижали. Аллах создал их такими, какими пожелал, и предначертанная для них судьба сбывается. Люди поступают так, как того пожелал Аллах. Он ведет прямым путем тех, кому пожелал счастья, и сбивает с пути тех, кому предписал быть несчастным. Ему изначально было известно, кто попадет в Рай, и таким рабам Он облегчил поступки, которые приводят туда. Ему также было известно, кто попадет в Ад, и Он облегчил им поступки, которые приводят туда.

Сказанное подтверждается теми аятами, которые мы уже перечислили выше. Тем не менее, вот другие, более ясные аяты, указывающие на справедливость данного суждения:

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (Ас-Саффат, 96);

«Все, что они совершили, есть в книгах [деяний]» (Аль-Камар, 52);

«Самка может зачать или родить только с Его ведома. Даруется долгожителю долгая жизнь или укорачивается его жизнь, все это есть в писании (т.е. хранимой скрижали). Воистину, это для Аллаха легко»

(Фатир, 11);

«Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток» (Аль-А‘раф, 178);

«Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Ан-Нахль, 125)[1].

Из многочисленных хадисов также следует, что Господу рабов было известно о том, что они будут совершать. Он предопределил их судьбу и принял окончательное решение. Он знал, какой счастливый или несчастливый конец ожидает их. Несмотря на это, предопределение не мешает человеку совершать то, что он желает. «Трудитесь, ибо каждому будет облегчен путь к тому, для чего он был создан».

Здесь мы приведем ряд текстов, подтверждающих сказанное выше.

Хадисы, доказывающие то, что поступки рабов предопределены

1. Деяния рабов предопределены, и трости уже высохли

Муслим в своем «Сахихе» передал со слов Джабира, что Сурака бин Малик бин Джу‘шум однажды сказал: «Посланник Аллаха, разъясни нам нашу религию, словно мы были созданы только сейчас. К чему ведут наши деяния сегодня: к тому, что было предопределено и [записано] уже высохшими письменными тростями, или к тому, что выяснится в будущем?» Он сказал: «К тому, что было предопределено и [записано] уже высохшими тростями». Сурака спросил: «К чему же тогда деяния?» Он сказал: «Трудитесь, ибо каждому будет облегчен его путь». В другой версии говорится: «Каждому будет облегчен путь к его деяниям»[2].

В «Сунане» ат-Тирмизи приводится рассказ о том, что ‘Умар бин аль-Хаттаб спросил: «Посланник Аллаха, скажи, то, что мы совершаем, определяется только сейчас, или же все это уже окончательно предрешено?» Он сказал:

] ?????? ???? ?????? ?????? ??? ????? ??????????? ? ??????? ????????? ?????? ???? ????? ???? ?????? ???????????? ????????? ???????? ????????????? ? ???????? ???? ????? ???? ?????? ?????????? ????????? ???????? ??????????? [

«Все это уже окончательно предрешено, Ибн аль-Хаттаб, и каждому будет облегчен его путь. Тот, кто окажется среди счастливых, трудится ради своего счастья, а тот, кто окажется среди несчастных, трудится ради своего несчастья». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным[3].

2. Аллах знает обитателей Рая и Ада

??? ??????? ???? ????????? ???? ???????? ????? : ????? ?????? : ??? ??????? ??????? ? ?????????? ?????? ?????????? ???? ?????? ???????? ? ????? : ] ?????? [ . ????? : ?????? ???????? ????????????? ? ????? : ] ????? ???????? ????? ?????? ????  ???? ????? ??????? ????  [

Аль-Бухари передал со слов ‘Имрана бин Хусайна, что какой-то мужчина спросил: «Посланник Аллаха, известны ли обитатели Рая и обитатели Огня?» Он ответил: «Да». Мужчина спросил: «Тогда ради чего люди трудятся?» Он сказал: «Каждый трудится ради того, ради чего он был создан, или ради того, к чему ему облегчен путь».

В «Сахихе» Муслима приводится следующий рассказ ‘Али:

Однажды мы присутствовали на похоронах в Баки-Эль-Гаркад[4], и к нам присоединился Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он присел, и мы уселись вокруг него. У него была маленькая палка, и он, опустив голову, начал чертить палкой на земле. Он сказал:

] ??? ???????? ???? ?????? ? ??? ???? ?????? ??????????? ?????? ?????? ?????? ??????? ?????????? ???? ?????????? ?????????? ? ???????? ?????? ???????? ????????? ???? ????????? [. ????? : ??????? ??????: ??? ??????? ???????? ??????? ???????? ????? ?????????? ???????? ?????????? ???????: ] ???? ????? ???? ?????? ???????????? ??????????? ????? ?????? ?????? ????????????? ?????? ????? ???? ?????? ???????????? ??????????? ????? ??????? ?????? ????????????? [. ????????: ] ????????? ? ??????? ????????? ? ?????? ?????? ???????????? ?????????????? ???????? ?????? ???????????? ? ???????? ?????? ???????????? ?????????????? ???????? ?????? ???????????? [. ????? ??????

«Сре­ди вас нет ни­ко­го, нет во­об­ще ни еди­ной ду­ши, ко­то­рой не бы­ло бы пред­пи­са­но ее ме­сто в Раю или Ог­не, ее сча­стье или не­сча­стье». Один муж­чи­на спро­сил: «По­слан­ник Ал­ла­ха, не сто­ит ли нам по­ло­жить­ся на то, что пред­пи­са­но нам, и пе­ре­стать тру­дить­ся?» По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «Тот, кто при­над­ле­жит к чис­лу сча­ст­ли­вых, бу­дет со­вер­шать дея­ния тех, кто бу­дет сча­ст­лив, а тот, кто при­над­ле­жит к чис­лу не­сча­ст­ных, бу­дет со­вер­шать дея­ния тех, кто бу­дет не­сча­стен». Он ска­зал[5]: «Тру­ди­тесь, ибо ка­ж­до­му из вас об­лег­ча­ет­ся путь к то­му, для че­го он был со­тво­рен. То­му, кто при­над­ле­жит к чис­лу тех, кто бу­дет сча­ст­лив, об­лег­ча­ют­ся дея­ния тех, кто бу­дет сча­ст­лив, и то­му, кто при­над­ле­жит к чис­лу тех, кто бу­дет не­сча­стен, об­лег­ча­ют­ся дея­ния тех, кто бу­дет не­сча­стен». По­том он про­чел ая­ты: «То­му, кто от­да­вал долж­ное (или раз­да­вал ми­ло­сты­ню) и был бо­го­бо­яз­нен, ! кто при­зна­вал наи­луч­шее (т.е. сви­де­тель­ст­во еди­но­бо­жия или Рай), ! Мы об­лег­чим путь к лег­чай­ше­му (т.е. пра­вед­ным дея­ни­ям). ! А то­му, кто был скуп и по­ла­гал, что ни в чем не ну­ж­да­ет­ся, ! кто счел ло­жью наи­луч­шее, ! Мы об­лег­чим путь к тяг­чай­ше­му (т.е. злу и на­ка­за­нию)» (Аль-Лейл, 5-10)[6].

3. Аллах извлек потомство Адама из его спины после сотворения его и разделил их на обитателей Рая и Ада

Наш Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что Аллах после сотворения Адама коснулся его спины и вынул из нее его потомство, словно крупицы, разделив их на обитателей Рая и Ада.

??? ???? ???????? ???? ???? ???? ???????? ???? ??????? ???????????? ????? ?????? ???? ??????????? ?????? ???? ?????? ??????? : ??????? ?????? ???? ???????????: ???????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- ???????? ??????? ? ??????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- : ] ????? ??????? ????????? ?????????? ?????? ????? ? ????? ?????? ???????? ??????????? ? ????????????? ?????? ?????????? ??????? : ???????? ????????? ??????????? ?????????? ?????? ?????????? ??????????? ? ????? ?????? ???????? ????????????? ?????? ?????????? ??????? : ???????? ????????? ????????? ?????????? ?????? ???????? ??????????? [ ??????? ?????? : ??? ??????? ? ??????? ??????? ????????? ? ????? : ??????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- : ] ????? ??????? ????? ?????? ????????? ??????????? ? ????????????? ???????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ????? ?????? ???? ????????? ?????? ?????????? ? ???????????? ???? ?????????? ? ??????? ?????? ????????? ????????? ? ????????????? ???????? ?????? ???????? ?????? ??????? ????? ?????? ???? ????????? ?????? ???????? ? ???????????? ???? ???????? [

Малик, ат-Тирмизи и Абу Давуд передали со слов Муслима бин Йасара, что однажды ‘Умара бин аль-Хаттаба спросили об аяте:  «Вот твой Господь вынул из чресл сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: “Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это для того, чтобы в день воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”» (Аль-А‘раф, 172).

Он рассказал, что слышал, как о нем спросили Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тот сказал: «Поистине, Аллах создал Адама, а потом провел Своей Десницей по его спине, извлек оттуда его потомков и сказал: “Этих Я создал для Рая, и они будут поступать так, как поступают обитатели Рая”. Потом он еще раз провел Рукой по его спине, извлек оттуда его потомков и сказал: “Этих Я создал для Огня, и они будут поступать так, как поступают обитатели Огня”». Тут один мужчина спросил: «К чему же тогда деяния?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, если Аллах создал раба для Рая, Он позволяет ему совершать поступки обитателей Рая, и тот умирает за совершением одного из них и попадает в Рай. Если же Аллах создал раба для Огня, то позволяет ему совершать поступки обитателей Огня, и тот умирает за совершением одного из них и попадает в Огонь»[7].

Имам Ахмад в «Муснаде» передал через достоверный иснад рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ?????? ??????? ??????????? ???? ?????? ????? ??????????? - ??????? ???????? - ? ?????????? ???? ???????? ????? ?????????? ????????? ? ???????????? ?????? ???????? ?????????? ? ????? ??????????? ??????? ????? : ( ???????? ??????????? ??????? ????? ????????? ???? ????????? ?????? ???????????? ?????? ?????? ???? ????? ?????????? ???? ????????? ???????? ???????? ????????? ???? ?????? ???????? ?????????? ???? ?????????? ??????????????? ????? ?????? ??????????????) [

«Аллах взял завет с потомков Адама в На‘мане (имеется в виду ‘Арафа), когда извлек из его чресл все потомство и рассыпал его перед Собой, словно мелких муравьев. Потом Он сказал им:

«“Разве Я не ваш Господь?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”. Это для того, чтобы в день воскресения вы не говорили: “Мы не знали этого”. Или же не говорили: “Наши отцы были многобожниками раньше нас, а мы были всего лишь потомками, которые пришли после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что совершили приверженцы лжи?”» (Аль-А‘раф, 172-173)[8].

Ахмад в своем «Муснаде» привел хадис Абу ад-Дарды с достоверным иснадом о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ?????? ??????? ????? ????? ???????? ? ???????? ???????? ?????????? ?????????? ?????????? ????????? ??????????? ???????? ? ???????? ???????? ?????????? ?????????? ?????????? ????????? ??????????? ????????? ? ??????? ???????? ??? ????????? : ????? ?????????? ????? ???????? ? ??????? ???????? ??? ??????? ?????????? : ????? ???????? ????? ???????? [

«Аллах создал Адама, а потом ударил его по правому плечу и извлек его белое потомство, похожее на мелких муравьев. Потом Он ударил его по левому плечу и извлек его черное потомство, похожее на угольки. Потом Он сказал тем, кто был в Его правой Руке: “В Рай, и Мне все равно!” А тем, кто был в Его левой Руке, Он сказал: “В Ад, и Мне все равно!”»[9]

В другом хадисе Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что «Могучий и Великий Аллах создал творения во мраке и бросил на них частицу Своего света, и тот, на кого попал свет, последовал прямым путем, а тот, на кого он не попал, впал в заблуждение. Поэтому я говорю: “Трость высохла, и Аллаху было известно обо всём”». Хадис передал ат-Тирмизи со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, и он же назвал его хорошим[10].

4. Аллах записал всех обитателей Рая и Ада

??? ??????? ?? ???? ???? ?????? ??????? ???? ??????? ???? ???????? ????? : ?????? ????????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- ????? ?????? ?????????? ??????? : ] ??????????? ??? ??????? ????????????? ?[. ????????? : ??? ??? ??????? ??????? ?????? ???? ???????????. ??????? ???????? ??? ?????? ?????????? : ] ????? ??????? ???? ????? ????????????? ? ????? ????????? ?????? ?????????? ??????????? ?????????? ??????????????? ? ????? ???????? ????? ????????? ????? ??????? ??????? ????? ???????? ???????? ??????? [. ????? ????? ???????? ??? ????????? : ] ????? ??????? ???? ????? ????????????? ? ????? ????????? ?????? ???????? ? ??????????? ?????????? ??????????????? ? ????? ???????? ????? ????????? ????? ??????? ??????? ????? ???????? ???????? ??????? [. ??????? ??????????? : ??????? ????????? ??? ??????? ??????? ???? ????? ?????? ???? ?????? ?????? ? ??????? : ] ????????? ??????????? ? ??????? ??????? ?????????? ???????? ???? ???????? ?????? ?????????? ?????? ?????? ????? ?????? ? ??????? ??????? ???????? ???????? ???? ???????? ?????? ???????? ?????? ?????? ????? ?????? [. ????? ????? ??????? ??????? -??? ???? ???? ????- ?????????? ????????????? ????? ????? : ] ?????? ????????? ???? ?????????? ? ??????? ??? ?????????? ????????? ??? ?????????? [

В «Сунане» ат-Тирмизи приводится следующий рассказ ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса:

По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, вы­шел к нам, и в ру­ках у не­го бы­ли две кни­ги. Он спро­сил: «Знае­те ли вы, что это за кни­ги?» Мы от­ве­ти­ли: «Нет, о По­слан­ник Ал­ла­ха, ес­ли толь­ко ты не рас­ска­жешь нам!» Он по­ка­зал на ту, что бы­ла в его пра­вой ру­ке, и ска­зал: «Это кни­га от Гос­по­да ми­ров, и в ней име­на оби­та­те­лей Рая, име­на их от­цов и на­зва­ния их пле­мен. Под име­нем по­след­не­го из них под­ве­ден итог, и ни­ко­го дру­го­го не впи­шут ту­да, и ни­ко­го не вы­черк­нут от­ту­да». По­том он по­ка­зал на кни­гу, ко­то­рая бы­ла в его ле­вой ру­ке, и ска­зал: «Это кни­га от Гос­по­да ми­ров, и в ней име­на оби­та­те­лей Ог­ня, име­на их от­цов и на­зва­ния их пле­мен. Под име­нем по­след­не­го из них под­ве­ден итог[11], и ни­ко­го дру­го­го не впи­шут ту­да, и ни­ко­го не вы­черк­нут от­ту­да». Спод­виж­ни­ки спро­си­ли: «К че­му же то­гда дея­ния, о По­слан­ник Ал­ла­ха, ес­ли все уже пред­ре­ше­но?» Он ска­зал: «По­сту­пай­те пра­виль­но и при­бли­жай­тесь[12], ибо тот, кто по­па­дет в Рай, за­вер­шит жизнь по­ступ­ком, ко­то­рый со­вер­ша­ют оби­та­те­ли Рая, что бы он ни со­вер­шал пре­ж­де. Тот же, кто по­па­дет в Огонь, за­вер­шит жизнь по­ступ­ком, ко­то­рый со­вер­ша­ют оби­та­те­ли Ог­ня, что бы он ни со­вер­шал пре­ж­де». По­том По­слан­ник Ал­ла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, раз­вел ру­ка­ми, слов­но хо­тел вы­бро­сить [эти кни­ги], и ска­зал: «Ваш Гос­подь ра­зо­брал­ся с ра­ба­ми: од­ни по­па­дут в Рай, а дру­гие — в Пла­мень».

Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным, но малоизвестным (гариб)[13].

5. Определение судеб в ночь предопределения и на каждый день

Мы уже разъяснили, что Аллах предопределил судьбы рабов за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли. Из Корана и сунны также следует, что, помимо этого, существует повседневное и ежегодное определение судеб.

Определение судеб на ближайший год осуществляется в ночь предопределения, когда из хранимой скрижали выписывается, кто родится или умрет в следующем году, какой удел получат творения, сколько выпадет дождя, какие деяния совершат рабы и т.п. Всевышний сказал:

«Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела по повелению от Нас. Мы посылали [пророков и Писания]» (Ад-Духан, 3-5).

Повседневное определение судеб — это соотнесение судеб с заранее определенными для них сроками. Всевышний сказал:

«Его просят те, кто на небесах и на земле, и каждый день Он занят делом» (Ар-Рахман, 29).

Ибн Джарир передал со слов Муниба бин ‘Абдуллаха, что отец того рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочел этот аят, мы спросили: “Посланник Аллаха, что это за дела?” Он ответил: “Прощение грехов и избавление от скорби, возвышение одних людей и унижение других”».

В целом, мнение комментаторов по поводу этого аята сводится к тому, что «Аллах каждый день дарует жизнь и умерщвляет, творит и ниспосылает удел, возвышает одних и унижает других, исцеляет больных и помогает несчастным, избавляет от скорби и отвечает на молитвы, одаряет просящих и прощает кающихся, и всех дел Его, касающихся творений, просто не сосчитать»[14].

6. Судьба человека записывается, когда он находится в утробе матери

Из хадисов известно, что Аллах отправляет ангела к зародышу, находящемуся в утробе матери, и тот записывает его земной удел, срок жизни, а также то, счастливым он будет или несчастным. В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится следующий рассказ ‘Абдуллаха бин Мас‘уда: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ????? ?????????? ???????? ???????? ??? ?????? ??????? ??????????? ??????? ? ????? ??????? ??? ?????? ???????? ?????? ?????? ? ????? ??????? ??? ?????? ???????? ?????? ?????? ? ????? ???????? ????????? ?????????? ????? ???????? ? ?????????? ?????????? ????????? : ???????? ???????? ?????????? ?????????? ????????? ???? ??????? ? ??????????? ??? ?????? ???????? ? ????? ?????????? ?????????? ???????? ?????? ?????????? ?????? ??? ??????? ???????? ??????????? ?????? ??????? ? ?????????? ???????? ?????????? ?????????? ???????? ?????? ???????? ????????????? ? ??????? ?????????? ?????????? ???????? ?????? ???????? ?????? ??? ??????? ???????? ??????????? ?????? ??????? ? ?????????? ???????? ?????????? ?????????? ???????? ?????? ?????????? ????????????? [

“У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню. Затем он столько же пребывает в виде сгустка крови и столько же — в виде разжеванного кусочка. Потом Аллах посылает к нему ангела с четырьмя указаниями, и тот вдыхает в него душу. Ему велят записать его деяния, его удел, его срок и то, будет он несчастным или счастливым. И клянусь Тем, кроме Кого нет другого божества, любой из вас может совершать поступки обитателей Рая, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Огня, и попадет туда. И, поистине, любой из вас может совершать поступки обитателей Огня, так что до него будет рукой подать, но сбудется предначертанное ему, и он совершит поступок, свойственный обитателям Рая, и попадет туда”»[15].

В «Сахихе» аль-Бухари приводится рассказ Анаса бин Малика о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ??????? ??????? ??????????? ??????? ? ????????? : ???? ????? ???????? ? ???? ????? ???????? ? ???? ????? ???????? . ??????? ??????? ??????? ???? ???????? ????????? ????? ???? ????? ?????? ???? ??????? ????????? ???? ??????? ? ????? ????????? ? ????? ???????? ? ?????????? ???????? ??? ?????? ??????? [

«Аллах приставляет к утробе ангела, и тот говорит: “Господи, капля! Господи, сгусток крови! Господи, разжеванный кусочек!” Когда же Аллах желает завершить его сотворение, ангел говорит: “Господи, мальчик или девочка? Несчастный или счастливый? Каков его удел? Каков его срок?” Все это записывается еще в утробе матери»[16].

Ат-Тирмизи в «Сунане» передал со слов Анаса, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ????? ??????? ??????? ???????? ??????? ?????????????? [. ???????? : ?????? ?????????????? ??? ???????? ??????? ? ????? : ] ??????????? ???????? ??????? ?????? ????????? [

«Если Аллах желает рабу добра, то использует его». Его спросили: «Как использует, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Помогает ему совершить праведный поступок перед смертью». Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным[17].

Муслим в своем «Сахихе» передал рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ????? ????????? ?????????? ????????? ?????????? ???????? ?????? ?????????? ? ????? ???????? ???? ???????? ???????? ?????? ???????? ? ??????? ????????? ?????????? ????????? ?????????? ???????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ???? ???????? ???????? ?????? ?????????? [

«Поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Рая, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Огня. И, поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Огня, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Рая»[18].

Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

] ????? ????????? ?????????? ?????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ????????? ?????? ???? ?????? ???????? ? ??????? ????????? ?????????? ?????? ?????? ???????? ?????? ??????? ????????? ?????? ???? ?????? ?????????? [

«Поистине, людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Рая, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в Огонь. И людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Огня, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в Рай»[19].

В этой связи целесообразно упомянуть поучительный рассказ о человеке, которого Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, назвал одним из обитателей Ада. Он был пересказан Абу Хазимом со слов Сахля бин Са‘да и приводится в «Сахихе» аль-Бухари:

????? ??????? ???? ???????? ?????????????? ??????? ???? ?????????????? ??? ???????? ???????? ???? ?????????? - ??? ???? ???? ???? - ? ???????? ?????????? - ??? ???? ???? ???? - ???????: ] ???? ??????? ???? ???????? ????? ????????? ???? ?????? ???????? ???????????? ????? ????? [. ???????????? ?????? ???? ????????? ? ?????? ????? ?????? ???????? ???? ??????? ???????? ????? ??????????????? ?????? ?????? ????????????? ????????? ? ???????? ????????? ???????? ?????? ?????????? ?????? ?????? ???? ?????? ?????????? ?????????? ????????? ????? ?????????? - ??? ???? ???? ???? - ????????? ???????: ???????? ??????? ??????? ??????? . ???????: ] ????? ????? [. ????? : ?????? ?????????: ] ???? ??????? ???? ???????? ????? ?????? ???? ?????? ???????? ???????????? ???????? [. ??????? ???? ??????????? ??????? ???? ??????????????? ?????????? ??????? ??? ??????? ????? ?????? ? ???????? ?????? ??????????? ????????? ???????? ????????. ??????? ?????????? - ??? ???? ???? ???? - ?????? ?????? : ] ????? ????????? ?????????? ?????? ?????? ???????? ? ????????? ???? ?????? ?????????? ? ?????????? ?????? ?????? ?????????? ? ????????? ???? ?????? ???????? ? ?????????? ??????????? ??????????????? [

Во вре­мя од­но­го из сра­же­ний Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, по­ка­зал на од­но­го из му­суль­ман, ко­то­рый мень­ше все­го ну­ж­дал­ся в по­мо­щи му­суль­ман, и ска­зал: «Кто хо­чет взгля­нуть на од­но­го из оби­та­те­лей Ог­ня, пусть по­смот­рит на это­го». Один че­ло­век стал сле­дить за ним, и ока­за­лось, что он ис­то­во сра­жал­ся про­тив языч­ни­ков, по­ка не по­лу­чил ра­не­ние. То­гда он по­спе­шил уме­реть и на­ва­лил­ся гру­дью на ост­рие сво­его ме­ча, так что оно вы­шло у не­го ме­ж­ду ло­па­ток. Сле­див­ший за ним муж­чи­на бро­сил­ся к По­слан­ни­ку, да благословит его Аллах и приветствует, и ска­зал: «Сви­де­тель­ст­вую, что ты — По­слан­ник Ал­ла­ха». Он спро­сил: «В чем де­ло?» Муж­чи­на ска­зал: «Ты ска­зал о том че­ло­ве­ке: “Кто хо­чет взгля­нуть на од­но­го из оби­та­те­лей Ог­ня, пусть по­смот­рит на не­го”. Он мень­ше дру­гих ну­ж­дал­ся в по­мо­щи му­суль­ман, и я по­нял, что он не ум­рет в та­ком со­стоя­нии. По­лу­чив ра­не­ние, он по­спе­шил уме­реть и убил се­бя». То­гда Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «По­ис­ти­не, раб мо­жет со­вер­шать по­ступ­ки оби­та­те­лей Ог­ня, хо­тя в дей­ст­ви­тель­но­сти он по­па­дет в Рай. И он мо­жет со­вер­шать по­ступ­ки оби­та­те­лей Рая, хо­тя в дей­ст­ви­тель­но­сти он по­па­дет в Огонь. По­ис­ти­не, де­ла оце­ни­ва­ют­ся по их за­вер­ше­нию»[20].




[1] Комментируя данное суждение, шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усеймин писал: «Деяния раба зависят от его желаний и возможностей, а поместил эти желания в душу человека именно Аллах, и наделил его этими возможностями тоже Могучий и Великий Аллах. Он творит причину, которая воплощается в результат. Поэтому мы и говорим, что тот, кто создает причину, создает и следствие. Следовательно, мы признаем Всевышнего Творцом человеческих деяний, потому что эти деяния определяются желаниями и возможностями. Если бы человек был лишен желания или возможности, он не смог бы совершить что-либо. Тот, кто хочет сделать нечто, но не способен на это, не совершает этого. И тот, кто может сделать нечто, но не хочет, тоже не совершает этого. Всякое деяние является результатом твердого желания и необходимых возможностей, и сотворил их Аллах. Путем таких рассуждений мы понимаем, почему Всевышнего Аллаха можно назвать Творцом человеческих деяний. Вместе с тем человек совершает свои поступки сам. Он очищается и молится, платит закят и соблюдает пост. Он совершает хадж и малое паломничество, ослушается Господа и повинуется Ему. Все это определяется его желаниями и возможностями, которые сотворил Могучий и Великий Аллах». См.: Аль-‘Усеймин М. Аль-када ва-ль-кадар. Каир: Матаби‘ Ибн Теймийя. С. 56-57. — Прим. переводчика.

[2] Муслим (2648).

[3] Ат-Тирмизи (2135).

[4] Название кладбища в Медине.

[5] Выражение «он сказал» дважды повторяется в хадисе.

[6] Муслим (2647). Этот хадис также передали аль-Бухари (в нескольких местах своего «Сахиха»), ат-Тирмизи и Абу Давуд.

[7] Мишкат аль-масабих (95). Шейх аль-Албани в замечаниях к сборнику сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия и являются передатчиками хадисов, вошедших в оба «Сахиха», однако его иснад оборван (макту‘) между Муслимом бин Йасаром и ‘Умаром. Вместе с тем он подтверждается другими многочисленными сообщениями.

[8] Мишкат аль-масабих (1/43).

[9] Там же (1/42).

[10] Ат-Тирмизи (2642).

[11] Это значит, что в этих списках собраны имена всех обитателей Рая и Ада, и в них не будут сделаны никакие изменения.

[12] Ибн аль-Асир писал: «Это значит: проявляйте умеренность во всех делах, не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений». См.: Ибн аль-Асир. Ан-нихайа фи гариб аль-хадис. Бейт аль-афкар ад-даулийя. С. 727. — Прим. переводчика.

[13] Ат-Тирмизи (2141). См.: Сахих Сунан ат-Тирмизи (2/225).

[14] Эти слова принадлежат известному комментатору Корана аль-Багави. См.: Ма‘аридж аль-кабул (1/346).

[15] Фатх аль-Бари (11/477), Муслим (2643). В таком виде хадис передал Муслим. Его же привели Абу Давуд и ат-Тирмизи.

[16] Фатх аль-Бари (11/477), Муслим (2646). В таком виде хадис передал аль-Бухари.

[17] Ат-Тирмизи (2142).

[18] Муслим (2651).

[19] Там же (4/2042).

[20] Аль-Бухари (6607).

 

 

Название: Судьба и предопределение

Автор : Умар бин Сулайман аль-Ашкар

Переводчик : Эльмир Кулиев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика