ВЕРА В ПОСЛАННИКОВ
ПОСЛАННИКИ (ар-русуль): множественное число от слова “расулюн” в значении “посланный” или же “направленный” для того, чтобы сообщить о чём-либо.
В данном случае подразумеваются те люди, которым путём откровения свыше ниспосылается религиозный закон (шари‘а) вместе с повелением довести его до сведения людей.
Первым из посланников был Нух, мир ему, а последним стал Мухаммад .
Аллах Всевышний сказал:


« Поистине, Мы ниспослали тебе откровения, как ниспосылали их Нуху и пророкам после него…» “Женщины” , 163.
В “Сахихе” аль-Бухари приводится передаваемый со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, хадис о заступничестве, в котором сообщается, что пророк упомянул о том, что люди придут к Адаму, чтобы он заступился за них, однако он принесёт им свои извинения и скажет: ”Идите к Нуху, первому посланнику, которого Аллах направил (к людям)”.
Что же касается Мухаммада то о нём Аллах Всевышний сказал так:


« Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужчин, но посланник Аллаха и последний из пророков.» “Сонмы”, 40.
И не было такого народа, к которому Аллах Всевышний не направил бы отдельного посланника или пророка, внушив ему, через откровение, что он должен дать людям предназначенный для них религиозный закон или обновить его.
Аллах Всевышний сказал:


« К каждому народу отправили Мы посланника: ”Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута”« “Пчёлы”, 36.
Аллах Всевышний также сказал:


«… и нет ни одного народа, к которому не приходил бы увещатель.» “Создатель”, 24.
Аллах Всевышний также сказал:


« Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой - руководство и свет. Судят по ней пророки, предавшиеся (Аллаху), иудеев…»
“Трапеза”, 44.
Посланники – это люди, сотворённые Аллахом и не обладавшие никакими свойствами, присущими лишь Аллаху как Господу и Богу.
О Своём пророке Мухаммаде являющемся господином посланников и величайшим из них пред Аллахом, Аллах Всевышний сказал так:


« Скажи: ”Сам я не в силах ни принести себе пользу, ни нанести вред, если только не пожелает того Аллах, а если бы знал я о сокрытом, то умножил бы для себя благо, и не коснулось бы
меня зло. Поистине, я – только увещатель и вестник радости для тех, кто верует”.»
“Преграды”, 188.
И Аллах Всевышний также сказал:


« Скажи: ”Поистине, я не в состоянии ни повредить вам, ни принести благо”. Скажи: ”Поистине, никто не защитит меня от Аллаха, и никогда не найти мне убежища!”»
“Джинны”, 21 - 22.
Посланникам было не чуждо ничто человеческое, поскольку они так же болели, так же умирали и так же нуждались в еде, питье и всём прочем, как и все остальные люди. Аллах Всевышний передал, что, характеризуя своего Господа, Ибра-хим, мир ему и благословения, сказал:


« …который кормит и поит меня, а когда я болею, исцеляет меня, и который умертвит меня, а потом воскресит…» “Поэты”, 79 – 81.
Пророк же сказал:


“Поистине, я – только человек, подобный вам, который забывает, как забываете вы, и если я забуду что-нибудь, напомните мне об этом”.
Воздавая хвалу пророкам, Аллах Всевышний указывал, что они являются Его рабами, занимающими в этом качестве наиболее высокое положение. Так, например, о Нухе Всевышний сказал так:


« Поистине был он рабом благодарным.»
“Ночное путешествие”, 3.
Что же касается Мухаммада то о нём Он сказал так:


« Благословен Тот, кто ниспослал Различение (Фуркан) Своему рабу, чтобы он стал увещателем для миров…» “Различение”, 1.
А вот слова Всевышнего об Ибрагиме, Исхаке и Йа`кубе, да благословит их Аллах и да приветствует:


« И вспомни рабов Наших Ибрахима, Исхака и Йа`куба, творивших благодеяния и обладавших проницательностью. Поистине, Мы очистили их чистым – памятью об этой обители , и, поистине, пред Нами они – из числа избранных, лучших.» “Сад”, 45 – 47.
И сказал Он об Исе, сыне Марйам :


« Поистине, он – только раб, которому Мы оказали милость, сделав его примером для сынов Исраиля.» “Украшения”, 59.
Вера в посланников включает в себя четыре составных части:
ПЕРВАЯ: вера в то, что послания, которые они приносили с собой, действительно исходили от Аллаха Всевышнего, поскольку тот, кто не верует в истинность послания хотя бы одного из них, не верует и во всех остальных, как сказал об этом Аллах Всевышний:


« Народ Нуха счёл посланников лжецами…»
“Поэты”, 105.
Таким образом, Аллах указал на то, что они сочли лжецами всех посланников вообще, хотя в те времена был всего лишь один посланник, которому они не поверили. Следуя той же логике,
можно сказать, что христиане, не уверовавшие в Мухаммада и не последовавшие за ним, не веруют также и в Христа, сына Марйам, и не следуют за ним, тем более, что он принёс им радостную весть о Мухаммаде
так как эта радостная весть означала лишь то, что он является посланником к ним, и через него Аллах пожелал спасти их от заблуждений и вывести их на прямой путь.
ВТОРАЯ: вера в тех из них, которых мы знаем по именам, например, в Мухаммада, Ибрахима, Мусу, Ису и Нуха, да благословит их Аллах и да приветствует. Эти пятеро относились к числу обладавших решимостью, и Аллах Всевышний упоминает о них в двух аятах Корана.
Аллах Всевышний сказал:


« И вот заключили Мы с пророками договор: и с тобой, и с Нухом, и с Ибрахимом, и с Мусой и с Исой, сыном Марйам…» “Сонмы”, 7.
Аллах Всевышний также сказал:


« Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, что открыли Мы тебе и что заповедали Мы Ибрахиму, и Мусе и Исе: ”Придерживайтесь этой религии и не разделяйтесь в ней”.» “Совет”, 13.
Что же до тех, кого мы не знаем по имени, то мы веруем и в них, ибо Аллах Всевышний сказал:


« И до тебя Мы уже посылали посланников: о некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же не рассказывали.» “Верующий”, 78.
ТРЕТЬЯ: подтверждение достоверных сообщений о них.
ЧЕТВЁРТАЯ: действия, сообразующиеся с религиозным законом, который принёс тот из них, кого Он направил к нам, то есть последний пророк Мухаммад посланный ко всем людям.
Аллах Всевышний сказал:


« Но нет, – клянусь Господом твоим! – не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними спорах, пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не подчинятся полностью.» “Женщины”, 65.
Вера в посланников приносит человеку много важных плодов, в том числе:
1 – Знание о милости Аллаха Всевышнего по отношению к Его рабам и той заботе, которую Он о них проявляет, так как Он направил к ним посланников, чтобы они вывели их на прямой путь Аллаха Всевышнего и разъяснили им, как следует поклоняться Ему, тогда как самостоятельно человеческий разум был бы не в силах познать это.
2 – Чувство благодарности по отношению к Всевышнему за эту величайшую милость.
3 – Чувство любви и уважения к посланникам, да пребудут над ними благословения Аллаха и мир, а также возможность воздавать им хвалу достойным образом, поскольку они являлись
посланниками Аллаха Всевышнего, поклонялись Ему, донесли до людей Его послания и давали рабам Его добрые наставления.
Однако находились и упорствовавшие, которые не уверовали в тех, кто был послан к ним, утверждая, что посланники Аллаха Всевышнего не могут быть людьми! И Аллах Всевышний упоминает об этом, указывая на несостоятельность подобных утверждений Своими словами:


« И ничто не мешало людям уверовать, когда приходило к ним руководство, кроме того, что они говорили: ”Неужели же направил Аллах человека посланником?!” Скажи: ”Если бы обитали на земле ангелы и спокойно ходили там, то Мы направили бы к ним с небес посланником ангела!”« “Ночное путешествие”, 94 – 95.
Таким образом, Аллах Всевышний показал несостоятельность подобных утверждений, указав на то, что, поскольку посланник направляется к живущим на земле, то и сам он должен быть человеком, а если бы землю населяли ангелы, то Аллах обязательно направил бы к ним такого же ангела
в качестве посланника. И Аллах Всевышний передал, что люди, не поверившие посланникам, говорили:


«“ Вы – только люди такие же, как и мы, и вы желаете отвратить нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам явное доказательство!” Говорили им те, кто был к ним послан: ”Действительно, мы - только люди такие же, как и вы, но Аллах оказывает благодеяния тем из рабов Своих, кому пожелает, и мы можем привести вам какое-нибудь доказательство только с соизволения Аллаха”.» “Ибрахим”, 10-11.
Автор Салих Аль-Усаймин