Будет ли в Раю наступать беременность и проходить роды?
Вопрос:
Известно, что в Раю будут жены. Будет ли у них наступать беременность? Будут ли они приносить потомство?
Ответ:
Некоторые ученые считали, что Аллах исполнит это желание человека в Раю, если он пожелает, чтобы у него был ребенок. В качестве подтверждения своего мнения они приводят хадис, что передал ат-Тирмизи в «Сунан» (№ 2563). Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если верующий пожелает в Раю ребенка, то вынашивание, рождение и его взросление произойдет за один час, как он и желал». Аль-Альбани в «Сахих аль-джами‘» (№ 6649) сказал, что хадис достоверен.
Под «взрослением» понимается достижение им возраста тридцати лет, а слова «как он пожелал» указывают, что человеку будет дарован такой ребенок, какого он пожелает: мальчик или девочка и пр.
Многие ученые придерживаются этого мнения.
Некоторые же ученые считали, что в Раю будут интимные отношения, но беременность наступать не будет. Такое мнение передается от Тавуса, Муджахида и Ибрахима ан-Наха‘и.
Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал: «Передается от Абу Разина аль-‘Укайли, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, у обитателей Рая не будет детей“».
Хадис, о котором сказал аль-Бухари, приводится в сборнике имама Ахмада (№ 15773). От Абу Разина аль-‘Укайли, да будет доволен им Аллах, передается длинный хадис, в котором есть и такая фраза: «Праведные женщины для праведных мужчин. Вы будете наслаждаться ими так же, как и в мирской жизни, и они будут наслаждаться вами, но не приносить от вас потомство».
Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Великолепие, величие слов хадиса, и свет, который исходит от них, указывают, что это слова пророка». Аль-Альбани в «Зылялу-ль-джанна» сказал, что хадис этот слабый. Шу‘айб аль-Арнаут сказал: «Цепочка передатчиков этого хадиса слаба из-за неизвестных людей».
В хадисе ясно говорится, что потомства не будет, однако есть разногласия по поводу его достоверности.
По поводу хадиса Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах: «Если верующий пожелает в Раю ребенка, то вынашивание, рождение и его взросление произойдет за один час, как он и желал», было сказано, что в достоверности этого хадиса имеются сомнения. Поэтому Ибн Кайим и сказал: «Цепочка его передатчиков удовлетворяет условия достоверной, но это очень странный хадис» (Хадис-ль-аръуах. С. 213).
Он также сказал: «Лучшую цепочку передатчиков хадиса от Абу Са’ида аль-Худри приводит ат-Тирмизи, но он посчитал его странным. Ведь этот хадис не известен ни от кого другого, кроме Абу Сыддика ан-Наджи, а слова его запутаны».
Имам Исхак ибн Рахауайх, да помилует его Аллах, о хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Если верующий пожелает в Раю ребенка, то вынашивание, рождение и его взросление произойдет за один час, как он и желал» сказал: «Однако он не будет желать». Смысл слов Исхака в том, что слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если верующий пожелает…» указывают на предположение (вероятность).
Ибн Кайим упомянул несколько доводов в поддержку мнения о том, что у обитателей Рая не будет детей. Среди упомянутого им было следующее.
Во-первых, хадис от Абу Разина.
Во-вторых, слова Всевышнего Аллаха:
وَلَهُمْ فِيهَا أَزْوَاجٌ مُطَهَّرَةٌ
«И им будут предоставлены пречистые супруги» (сура «аль-Бакара», аят 25), то есть жены, у которых не будет ежемесячных кровотечений, послеродового очищения и боли.
Передается, что Муджахид сказал: «Они будут очищены (освобождены) от менструации, справления естественных потребностей, мокрот, семени и ребенка».
В-третьих, Всевышний Аллах связал беременность и роды с менструацией и семенем, если бы женщины могли беременеть в Раю, то у них бы не прекращались менструации и выделения, которые присущи женщинам при половом акте.
В-четвертых, в достоверном хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказано: «И в Раю будет оставаться свободное место до тех пор, пока Аллах не создаст для Рая творения и не расселит их в свободных местах Рая». И если бы в Раю могли рождаться дети, то свободные места заняли бы они, ведь они имели бы больше прав на это.
В-пятых, Всевышний Аллах сказал:
وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَّتُهُمْ بِإِيمَانٍ أَلْحَقْنَا بِهِمْ ذُرِّيَّتَهُمْ
«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (сура «ат-Тур», аят 21).
Он, хвала Ему, сообщил, что облагодетельствует обитателей Рая тем, что дети, которые были у них в мирской жизни, последуют за ними. Если бы в Раю у них рождались новые дети, то Он бы упомянул их так же, как упомянул тех, кто были в мирской жизни. Ведь дети там приносили бы им такую же радость, как дети в этой жизни.
В-шестых. (Существует две вероятности.) Или можно было бы сказать, что рождение потомства будет продолжаться бесконечно, или что оно продолжится до определенного момента, а после прекратится. Обе эти вероятности несостоятельны. Если следовать первой, то получается, количеству людей не будет конца. Если же следовать второй, то получается, что обитатели Рая лишатся наслаждения и радости, а это невозможно. Также нельзя сказать, что одно поколение будет жить, а потом умрет, и на его место придет другое. Ведь там не будет смерти.
В-седьмых. В Раю человек не будет расти, как в этой жизни. Отроки Рая не будут расти и взрослеть. Не будут взрослеть и мужчины. Отроки в Раю не будут взрослеть и останутся в том же облике. И все те, кто в Раю будет пребывать в возрасте тридцати трех лет, тоже не будут меняться. И если бы в Раю было рождение детей, то ребенок вынужден был бы расти, чтобы стать взрослым. Но наряду с этим известно, что те дети, которые умирают, не повзрослев, будут в Раю в возрасте тридцати трех лет.
После этого он, да помилует его Аллах, сказал: «Рай не является обителью размножения людей, но есть обитель вечности. Никто, находящийся в нем, не умрет, и потомство его не займет его место» (Хади-ль-аръуах. Т. 1. С. 173).
А Аллах знает лучше.