Полагаться на причины является ширком!
Приведи им притчу о двух мужах. Одному из них Мы устроили два виноградника, оградили их пальмами и поместили между ними ниву.
Оба сада приносили плоды, и ничто из них не пропадало, а между ними Мы проложили реку.
Унего были плоды (или богатство), и он сказал своему товарищу, беседуя сним: «У меня больше имущества и помощников, чем у тебя».
Он вошел в свой сад, поступая несправедливо по отношению к себе, и сказал: «Я не думаю, что он когда-нибудь исчезнет.
Яне думаю, что настанет Час. Если же меня возвратят к моему Господу, топо возвращении я обрету там нечто еще более прекрасное».
Товарищего, беседуя с ним, сказал: «Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворилтебя их земли, потом – из капли, а потом сделал тебя мужчиной?
Что же касается меня, то мой Господь – Аллах, и я никого не приобщаю в сотоварищи к моему Господу.
Почему,войдя в свой сад, ты не сказал: “Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме какот Аллаха!” Ты считаешь, что у меня меньше богатства и детей, чем утебя,
а ведь мой Господь может даровать мне то, что лучше твоегосада, и наслать на него наказание с неба, и тогда он превратится вскользкую землю.
Или же воды его уйдут под землю, и ты не сможешь достать их».
Егоплоды погибли, и он стал ударять себя по рукам, сожалея о том, что онпотратил на виноградник, ветви которого упали на трельяжи. Он сказал:«Лучше бы я никого не приобщал в сотоварищи к моему Господу!»
Не было у него людей, которые бы помогли ему вместо Аллаха, и он не мог помочь самому себе.
В таких случаях оказать поддержку может только Истинный Аллах. У Него – лучшее вознаграждение и лучший исход.>>(18:32-44)
Этаистория,приведённая в Коране в суре "Пещера" подчеркивает какое должнобыть отношение мусульманина к причинам и результатам,которые всего лишьтворения Аллаха и ошибку того,кто полагается на причины,а не на Аллаха.
Сначала,рассказывая о садах,Аллах приписывает всё действие к Себе:
"Мы устроили два виноградника, оградили их пальмами и поместили между ними ниву","а между ними Мы проложили реку".
Конечноже ,человек,которому принадлежали сады взял все причины,чтобы онидавали хорошие плоды,т.е. работал в них,засеевал семена и т.д. Однакокто облегчил ему это и дал силу и мощь для этого? Аллах.
Далее,человектолько засеял сады,но он ничем не мог повлиять на то,будут ли плоды изего посева..Таким образом,это не является никоим образом заслугой тогочеловека.
Однако он возгордился и приписал всё себе.Он забылМилость своего Господа и стал хвастаться тем,что не принадлежало ему.Непризнавал Силу Господа уничтожить эти сады.Поддался показухе,сталговорить,что если у него здесь такое есть,то в будущем мире у него ещелучше будет..Он положился на причины и результаты ,стал самодовольным,и тем самым приписал Аллаху сотоварища.
Другойже набожный человек стал делать ему даават и делать за него дуа,пытаясьобразумить его.И Аллах ответил на дуа верующего и уничтожил сады.Тогдастал человек ломать себе руки,ведь он столько вложил в них.
Здесь Аллах нас также учит,что если нам что-то нравится мы должны сказать:
??? ????? ??????? ??? ??????? ?????? ?????????
машаАллах,ля куввата илля биЛЛях
“Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!”(18:39)
Так же ,как если мы хотим что-то сделать в будущем,то должны сказать"иншаАллах":
????? ?????????? ???????? ?????? ??????? ?????? ?????
?????? ??? ??????? ??????? ???????? ???????? ????? ??????? ?????? ????? ??? ?????????? ?????? ?????????? ???? ????? ???????
И никогда не говори: «Я сделаю это завтра».
Еслитолько этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своегоГоспода и скажи: «Быть может, Господь мой поведет меня более правильнымпутем».(18:23-24)
И для прошедшего времени:
??? ???? ?????? ???
каддара ЛЛах ва ма ша фе*аль
"предопределил Аллах и что захотел сделал"
Итаким образом,учит человека поминать Его Господа во все времена ,вкаждый момент полагаться на Аллаха и помнить,что случается лишь то,чтоОн захочет,а что Он не захочет никогда не случится!