О том, как следует есть и пить
О том, как следует есть и пить
Еда и питье являются средством поддержания здоровья тела, которое было даровано Аллахом человеку для того, чтобы он мог поклоняться Аллаху Всевышнему так, чтобы в мире вечном это позволило ему обрести счастье. Аллах Всевышний сказал:
«О посланники! Вкушайте благое[1] и совершайте праведные дела. Поистине, знаю Я о том, что вы творите!»[2]
Наилучших результатов позволяет добиться употребление еды и питья согласно установлениям шариата.
Так, например, мусульманин должен стараться употреблять в пищу только благое и дозволенное, отстраняясь от того, что является сомнительным или запретным, так как Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Вкушайте (то) благое, чем Мы наделили вас, и благодарите Аллаха, если вы поклоняетесь лишь Ему».[3] Об этом же говорится и во многих других айатах Корана и хадисах.
Мусульманину следует есть и пить, намереваясь приобрести достаточно сил для поклонения Аллаху Всевышнему, чтобы получить за это награду, поскольку благодаря соответствующему намерению дозволенные (мубах)[4] действия становятся поклонением, за которое полагается награда.
Перед едой следует помыть руки, если человек не уверен в том, что они чисты.
Если еда нравится человеку, пусть ест, а если нет, пусть оставит, не порицая ее, поскольку в одном из хадисов сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, , никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, в противном же случае (просто) не притрагивался к ней».[5] Желательно, чтобы человек ел не один, а вместе с гостем, женой, ребенком или слугой, так как в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
]??????????? ????? ??????????? ? ??????????? ????? ??????? ???????? ???????? ? ????????? ?????? ?????[
«Собирайтесь для (совместной) трапезы и поминайте над едой имя Аллаха, и (благодаря этому) она станет для вас благословенной».[6]
Прежде чем приступать к еде или питью, следует сказать “Би-сми-Лляхи”. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
] ????? ?????? ?????????? ???????????? ????? ??????? ???????? ? ?????? ?????? ???? ???????? ????? ??????? ???????? ??? ????????? ?????????? : ?????? ??????? ????????? ?????????[
«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце ее /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/».[7]
Находясь за столом, следует брать то, что находится рядом, а не на середине общего блюда, так как посланник Аллаха, , сказал ‘Умару бин Абу Саламе, да будет доволен Аллах ими обоими:
] ??? ??????? ? ????? ??????? ? ?????? ??????????? ? ?????? ?????? ??????? [
«О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!»[8] Посланник Аллаха, , также сказал:
] ??????????? ???????? ?????? ?????????? ???????? ???? ??????????? ????? ?????????? ???? ????????[
«Благодать /барака/ нисходит на середину пищи, ешьте же с ее краев и не ешьте с ее середины».[9]
Еду необходимо хорошо прожевывать, а после еды в соответствии с сунной желательно облизать тарелку и пальцы, так как посланник Аллаха, , сказал:
]????? ?????? ?????????? ???????? ????? ???????? ????????? ?????? ??????????? ???? ???????????[
«Когда кто-нибудь из вас поест, пусть не вытирает руку, пока не оближет ее сам или не даст облизать другому[10]».[11] Кроме того, передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , велел облизывать пальцы и тарелку и сказал:
] ??????????? ??? ????????? ??? ????? ??????????? ???????????[
«Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать».[12]
Если кусок еды упадет на пол, следует поднять его, очистить и съесть, так как пророк, , сказал:
] ????? ???????? ???????? ?????????? ??????????????? ?????????? ??????? ???????? ??????????????? ????? ????????? ????????????? [
«Если у кого-нибудь из вас упадет кусок (еды), пусть он возьмет его, очистит от (всего лишнего) и съест, (ничего) не оставляя шайтану...»[13]
Нежелательно дуть на горячую еду или на воду во время питья, если же человек захочет сделать вдох и выдох, ему не следует дышать в сосуд. Указанием на это служит хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который передал, что посланник Аллаха, , запретил дуть на питье.[14]
Желательно избегать переедания, поскольку пророк, , сказал:
]??? ?????? ???????? ??????? ?????? ???? ?????? ? ???????? ????? ????? ????????? ???????? ???????? ? ?????? ????? ??? ????????? : ???????? ??????????? ? ???????? ??????????? ? ???????? ??????????[
«(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем (его собственное) чрево! Достаточно человеку есть столько, чтобы поддерживать свои силы, если же (иное будет) неизбежно, пусть (наполняет) треть (желудка) едой, треть - питьем и треть (оставляет для) воздуха».[15]
Попив молока, посланник Аллаха, , говорил: «О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты нас наделил, и добавь нам этого /Аллахумма, барик ля-нафи-ма разакта-на ва зид-на мин-ху/».[16] Разговевшись же у кого-либо, посланник Аллаха, , говорил:
] ???????? ?????????? ????????????? , ???????? ??????????? ???????????? ? ????????? ?????????? ?????????????? [
«Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные, и пусть благословляют вас ангелы… /Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икяту…/».[17]
Завершив еду, следует воздать хвалу Аллаху, так как пророк, , сказал:
]???? ?????? ???????? ??????? : ????????? ??????? ??????? ??????????? ????? ????????????? ???? ?????? ?????? ?????? ????? ??????? ? ?????? ???? ??? ????????? ???? ????????[
«Простятся грехи[18] тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, Который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю /Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ат‘ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин/».[19]
[1] То есть ешьте то, что является дозволенным и нравится вам.
[2] “Верующие”, 51.
[3] “Корова”, 172.
[4] Мусульманское право подразделяет все действия человека на пять категорий, а именно:
а) “ваджиб” /обязательное/ ? любое действие, которое по шариату является обязательным;
б) “мандуб” /рекомендуемое/ ? любые похвальные, но не обязательные действия;
в) “мубах” или “джа’из” /дозволенное/ ? любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается награда Аллаха;
г) “макрух” /неодобряемое/ ? нерекомендуемые действия, которые не влекут за собой наказания;
д) “харам” или “махзур” /запретное/ ? любые безусловно запрещаемые и наказуемые действия и вещи.
[5] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[6] Этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа.
[7] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.
[8] Этот хадис приводит аль-Бухари и Муслим.
[9] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.
[10] Имеются в виду жена, дети или рабы.
[11] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[12] Этот хадис приводит Муслим.
[13] Этот хадис приводит Муслим.
[14] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
[15] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
[16] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[17] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[18] Здесь речь о мелких прегрешениях, а не о тяжких грехах.
[19] Этот хадис приводит Абу Дауд.
?????????? ? ??????? ????????? МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКАИ НРАВСТВЕННОСТЬ