О том, как следует есть и пить

 

О том, как следует есть и пить


Еда и питье являются средством поддержания здоровья тела, которое было даровано Аллахом человеку для того, чтобы он мог поклоняться Аллаху Всевышнему так, чтобы в мире вечном это позволило ему обрести счастье. Аллах Всевышний сказал:

«О посланники! Вкушайте благое[1] и совершайте праведные дела. Поистине, знаю Я о том, что вы творите!»[2]

Наилучших результатов позволяет добиться употребление еды и питья согласно установлениям шариата.

Так, например, мусульманин должен стараться употреблять в пищу только благое и дозволенное, отстраняясь от того, что является сомнительным или запретным, так как Аллах Всевышний сказал:

«О те, кто уверовал! Вкушайте (то) благое, чем Мы наделили вас, и благодарите Аллаха, если вы поклоняетесь лишь Ему».[3] Об этом же говорится и во многих других айатах Корана и хадисах.

Мусульманину следует есть и пить, намереваясь приобрести достаточно сил для поклонения Аллаху Всевышнему, чтобы получить за это награду, поскольку благодаря соответствующему намерению дозволенные (мубах)[4] действия становятся поклонением, за которое полагается награда.

Перед едой следует помыть руки, если человек не уверен в том, что они чисты.

Если еда нравится человеку, пусть ест, а если нет, пусть оставит, не порицая ее, поскольку в одном из хадисов сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк, , никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, в противном же случае (просто) не притрагивался к ней».[5] Желательно, чтобы человек ел не один, а вместе с гостем, женой, ребенком или слугой, так как в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:

]??????????? ????? ??????????? ? ??????????? ????? ??????? ???????? ???????? ? ????????? ?????? ?????[

«Собирайтесь для (совместной) трапезы и поминайте над едой имя Аллаха, и (благодаря этому) она станет для вас благословенной».[6]

Прежде чем приступать к еде или питью, следует сказать “Би-сми-Лляхи”. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:

] ????? ?????? ?????????? ???????????? ????? ??????? ???????? ? ?????? ?????? ???? ???????? ????? ??????? ???????? ??? ????????? ?????????? : ?????? ??????? ????????? ?????????[

«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце ее /Би-сми-Лляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи/».[7]

Находясь за столом, следует брать то, что находится рядом, а не на середине общего блюда, так как посланник Аллаха, , сказал ‘Умару бин Абу Саламе, да будет доволен Аллах ими обоими:

] ??? ??????? ? ????? ??????? ? ?????? ??????????? ? ?????? ?????? ??????? [

«О мальчик, скажи: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!»[8] Посланник Аллаха, , также сказал:

] ??????????? ???????? ?????? ??????????  ???????? ???? ??????????? ????? ?????????? ???? ????????[

«Благодать /барака/ нисходит на середину пищи, ешьте же с ее краев и не ешьте с ее середины».[9]

Еду необходимо хорошо прожевывать, а после еды в соответствии с сунной желательно облизать тарелку и пальцы, так как посланник Аллаха, , сказал:

]????? ?????? ?????????? ???????? ????? ???????? ????????? ?????? ??????????? ???? ???????????[

«Когда кто-нибудь из вас поест, пусть не вытирает руку, пока не оближет ее сам или не даст облизать другому[10]».[11] Кроме того, передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , велел облизывать пальцы и тарелку и сказал:

] ??????????? ??? ????????? ??? ????? ??????????? ???????????[

«Поистине, не знаете вы, в каком (куске) вашей пищи (скрыта) благодать».[12]

Если кусок еды упадет на пол, следует поднять его, очистить и съесть, так как пророк, , сказал:

] ????? ???????? ???????? ?????????? ??????????????? ?????????? ??????? ???????? ??????????????? ????? ????????? ????????????? [

«Если у кого-нибудь из вас упадет кусок (еды), пусть он возьмет его, очистит от (всего лишнего) и съест, (ничего) не оставляя шайтану...»[13]

Нежелательно дуть на горячую еду или на воду во время питья, если же человек захочет сделать вдох и выдох, ему не следует дышать в сосуд. Указанием на это служит хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который передал, что посланник Аллаха, , запретил дуть на питье.[14]

Желательно избегать переедания, поскольку пророк, , сказал:

]??? ?????? ???????? ??????? ?????? ???? ?????? ? ???????? ????? ????? ????????? ???????? ???????? ? ?????? ????? ??? ????????? : ???????? ??????????? ? ???????? ??????????? ? ???????? ??????????[

«(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем (его собственное) чрево! Достаточно человеку есть столько, чтобы поддерживать свои силы, если же (иное будет) неизбежно, пусть (наполняет) треть (желудка) едой, треть - питьем и треть (оставляет для) воздуха».[15]

Попив молока, посланник Аллаха, , говорил: «О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты нас наделил, и добавь нам этого /Аллахумма, барик ля-нафи-ма разакта-на ва зид-на мин-ху/».[16] Разговевшись же у кого-либо, посланник Аллаха, , говорил:

] ???????? ?????????? ????????????? , ???????? ??????????? ???????????? ? ????????? ?????????? ?????????????? [

«Пусть разговляются у вас постящиеся, и пусть вкушают вашу еду праведные, и пусть благословляют вас ангелы… /Афтара ‘инда-куму-с-са’имуна, ва акяля та‘ама-куму-ль-абрару, ва саллят ‘аляй-куму-ль-маля’икяту…/».[17]

Завершив еду, следует воздать хвалу Аллаху, так как пророк, , сказал:

]???? ?????? ???????? ??????? : ????????? ??????? ??????? ??????????? ????? ????????????? ???? ?????? ?????? ?????? ????? ??????? ? ?????? ???? ??? ????????? ???? ????????[

«Простятся грехи[18] тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, Который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю /Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ат‘ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин/».[19]



[1] То есть ешьте то, что является дозволенным и нравится вам.

[2] “Верующие”, 51.

[3] “Корова”, 172.

[4] Мусульманское право подразделяет все действия человека на пять категорий, а именно:

а) “ваджиб” /обязательное/ ? любое действие, которое по шариату является обязательным;

б) “мандуб” /рекомендуемое/ ? любые похвальные, но не обязательные действия;

в) “мубах” или “джа’из” /дозволенное/ ? любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается награда Аллаха;

г) “макрух” /неодобряемое/ ? нерекомендуемые действия, которые не влекут за собой наказания;

д) “харам” или “махзур” /запретное/ ? любые безусловно запрещаемые и наказуемые действия и вещи.

[5] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[6] Этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа.

[7] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[8] Этот хадис приводит аль-Бухари и Муслим.

[9] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[10] Имеются в виду жена, дети или рабы.

[11] Этот хадис приводит аль-Бухари.

[12] Этот хадис приводит Муслим.

[13] Этот хадис приводит Муслим.

[14] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[15] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

[16] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[17] Этот хадис приводит Абу Дауд.

[18] Здесь речь о мелких прегрешениях, а не о тяжких грехах.

[19] Этот хадис приводит Абу Дауд.

 

?????????? ? ??????? ?????????  МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКАИ НРАВСТВЕННОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика