Отношение человека к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует
Все, что имеет отношение к пророчеству, занимает важное место в душах мусульман, ведь Аллах Всевышний сказал, что повиновение Его посланнику является признаком повиновения Аллаху:
«Повинующийся посланнику повинуется и Аллаху».[1]
Коран велит почитать посланника Аллаха, , и не повышать голос в его присутствии, а также во время разговора с ним. Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Не возвышайте голосов ваших над голосом пророка и не говорите с ним так же громко, как говорите вы между собой, иначе дела ваши окажутся тщетными, а вы даже и не почувствуете (этого)!»[2]
У одного из сподвижников посланника Аллаха, , Сабита бин Кайса, да будет доволен им Аллах, был громкий голос, и поэтому он не явился к пророку, , из страха перед тем, что он относится к числу тех, о ком говорится в этом айате, но пророк, , объяснил ему, что это не так.
Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
- После того как был ниспослан айат, в котором сказано:
«О те, кто уверовал! Не возвышайте голосов ваших над голосом пророка и не говорите с ним так же громко, как говорите вы между собой, иначе дела ваши окажутся тщетными, а вы даже и не почувствуете (этого)!»[3], Сабит бин Кайс, да будет доволен им Аллах, сидел у себя дома, повторяя: «Я попаду в огонь!» - и перестал являться к пророку, . Пророк, , спросил (о причине) этого Са‘да бин Му‘аза: «О Абу ‘Амр, что случилось с Сабитом и чем он болеет?» Са‘д ответил: «Он ходит, и я не слышал, чтобы он на что-либо жаловался». После этого Са‘д явился к (Сабиту) и передал ему слова посланника Аллаха, , (Сабит же сказал): «Я попаду в огонь!» Са‘д передал его слова пророку, , и он сказал:
]???? ???? ???? ?????? ??????????[
«Напротив, он попадет в рай!»[4]
Признаком подобающего отношения к пророку, , является то, что человек часто призывает на него благословения, что необходимо делать при упоминании о нем, так как пророк, , сказал:
]???? ?????? ??????? ??????? ? ?????? ??????? ???????? ????? ???????[
«Того, кто (один раз) призовет на меня благословение, Аллах благословит за это десять (раз)».[5] Посланник Аллаха, , также сказал:
]?????? ?????? ?????? ???????? ???????? ?????? ??????? ??????? [
«Да постигнет унижение того человека, который не призовет на меня благословение, когда в его присутствии упомянут обо мне!»[6]
Однако подобающее отношение к пророку, , подразумевает соблюдение и многих иных необходимых условий, важнейшими из которых являются выполнение его велений, удаление от всего, что он запрещал, и неуклонное следование его сунне явно и тайно. Аллах Всевышний сказал:
«О те, кто уверовал! Повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь посланнику, и не делайте тщетными дела ваши!»[7] Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, , сказал:
] (????? ???????? ??????????? ?????????? ?????? ???? ????? ) . ??????? : ??? ??????? ??????? ? ?????? ??????? ? ????? : ( ???? ?????????? ?????? ?????????? ? ?????? ???????? ?????? ?????)[
«Все (члены) моей общины войдут в рай, кроме тех, кто откажется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?» Он сказал: «Кто будет повиноваться мне, тот войдет в рай, а кто ослушается меня, тот откажется».[8]
Посланника Аллаха, , следует любить больше, чем самого себя, своих детей и всех людей вообще. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
]??????????? ??????? ???????? ? ??? ???????? ?????????? ?????? ??????? ??????? ???????? ???? ????????? ??????????[
«Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, не уверует[9] никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца и своих детей».[10] Эти слова означают, что вера раба Аллаха будет совершенной лишь в том случае, если он в первую очередь станет повиноваться посланнику Аллаха, , не говоря уже об отказе от его ослушания. Кроме того, вера человека будет совершенной лишь в том случае, если он станет поддерживать тех, кого поддерживал он, враждовать с теми, с кем враждовал он, соглашаться с тем, с чем соглашался он, и негодовать из-за того, из-за чего негодовал он. Вместе с тем, не следует возносить пророка, , выше того места, которое отвел ему Аллах. Так, например, обращения к пророку, , с мольбами о спасении или с любыми иными мольбами, равно как и все прочие виды поклонения ему, не являются свидетельством любви или должного отношения к посланнику Аллаха, , поскольку поклоняться следует только Аллаху. Предостерегая людей от этого, пророк, , сказал:
]??? ?????????? ????? ???????? ??????????? ????? ???????? ? ?????????? ????? ???????? ? ????????? : ?????? ??????? ???????????[
«Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят (‘Ису,)[11] сына Марйам, ибо, поистине, я - раб (Аллаха), а поэтому говорите: «Раб Аллаха и посланник Его».[12]
Пророк, , сказал так, чтобы ни один из этих путей не был использован для практики всевозможных нововведений в религии наподобие рождества, ведь пророк, , также сказал:
]???? ???????? ??? ????????? ????? ??? ?????? ????? ?????? ?????[
«(Если) кто-нибудь внесет в это наше дело[13] то, что не имеет к нему отношения[14], (нововведение его будет) отвергнуто[15]».[16]
Посланник Аллаха, , полностью довел до сведения людей свое послание, выполнил то, что было возложено на него, и дал членам своей общины наилучшие наставления, а Аллах Всевышний сказал:
«Сегодня Я довел для вас вашу религию до совершенства, завершил для вас Свою милость и одобрил[17] для вас ислам в качестве религии».[18]
Отношение к сподвижникам, да будет доволен им Аллах
Мусульманин верит в обязательность любви к сподвижникам посланника Аллаха, , в их превосходство над прочими мусульманами, а также в то, что по своим заслугам и положению сподвижники отличаются друг от друга. Наиболее достойными из них являются четыре праведных халифа в порядке очередности их правления. Достойнейшим из сподвижников посланника Аллаха, , является Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, поскольку пророк, , сказал: «Если бы мне пришлось выбирать ближайшего друга[19], я непременно выбрал бы Абу Бакра, однако он является моим братом и сподвижником, а любищем вашего товарища[20] избрал Аллах».[21]
После Абу Бакра наиболее достойными являются ‘Умар бин аль-Хаттаб, ‘Усман бин ‘Аффан и ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен ими Аллах. Указанием на это служат слова ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Не сообщить ли вам о лучшем из членов этой общины после ее пророка? Это - Абу Бакр». Затем ‘Али сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем из членов этой общины после Абу Бакра? Это - ‘Умар».[22]
После них наиболее достойными являются остальные шестеро сподвижников, которым была возвещена благая весть о рае[23]. Хвалу этим людям воздал Сам Аллах Всевышний, Который сказал:
«А (что касается) опередивших[24] (из числа) первых переселившихся[25], и ансаров[26], и тех, кто последовал за ними, совершая благое[27], то Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом и Он приготовил для них сады, где внизу текут реки (и где останутся) они навечно. Это - великий успех!»[28] Сообщается, что пророк, , сказал:
]?????? ???????? ??????? ? ????? ????????? ??????????? ? ????? ????????? ??????????? [
«Лучшими из людей являются (представители) моего поколения, (лучшими после них станут) те, кто последует за ними,[29] а (лучшими после этих станут) те, кто последует за ними».[30]
Приверженцы сунны и согласия постоянно указывают на необходимость обращения к Аллаху с просьбами о том, чтобы Он оказал милость этим людям, любви к ним и готовности принимать их высказывания, касающиеся религиозных установлений (ахкам) и обычаев (сунан). О проявлении любви к сподвижникам свидетельствует отказ от нанесения им оскорблений словом и делом, так как пророк, , сказал:
«Не поносите моих сподвижников, ибо, даже если любой из вас потратит (столько) золота, (сколько весит гора) Ухуд[31], (это не сравнится) ни с муддом[32], ни с половиной мудда, (пожертвованного) любым из них!»[33]
Мусульмане с большим почтением относятся к женам пророка, , которых именуют матерями правоверных, так как они многое сделали для распространения сведений о пророке, , и извещения мусульман о том, что он говорил и как поступал, когда находился в домах своих жен. Мусульмане обязаны признавать эти заслуги и обращаться к Аллаху с мольбами за жен пророка, , ведь Аллах Всевышний сказал:
«Пророк имеет больше прав на верующих, чем сами они (на себя) его жены (являются) их матерями».[34]
[1] “Женщины”, 80.
[2] “Комнаты”, 2.
[3] “Комнаты”, 2.
[4] Этот хадис приводит Муслим.
[5] Этот хадис приводит Муслим.
[6] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
[7] “Мухаммад”, 33.
[8] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[9] В этом и иных подобных случаях имеется в виду, что вера мусульманина не будет совершенной.
[10] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[11] То есть не называйте меня сыном Божьим.
[12] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[13] Под “нашим делом” подразумевается исламская религия.
[14] В данном случае речь идет о том, что вносится в религию вопреки велениям Аллаха и пророка, , а также их частным и общим указаниям.
[15] Здесь имеется в виду и то, что дело его не будет принято, и то, что следовать этому недопустимо.
[16] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[17] То есть избрал.
[18] “Трапеза”, 3.
[19] “Халиль”. Перевод этого слова как “ближайший друг” не вполне адекватен, поскольку имеется в виду такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы. То же самое касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, , именуется в Коране “халилю-Ллах”, что же касается пророка Мухаммада, , то друзей у него было много, но словом “халиль” он называл только Аллаха.
[20] Здесь пророк, , имеет в виду самого себя.
[21] Этот хадис приводит Муслим.
[22] Этот хадис приводит Ахмад.
[23] Здесь имеется в виду лишь один из хадисов, в котором сообщается, что пророк, , порадовал вестью о рае Са‘да бин Абу Ваккаса, а также Абу Бакра ас-Сиддика, ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Усмана бин ‘Аффана, ‘Али бин Абу Талиба, Тальху бин ‘Убайдуллаха, аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, ‘Абд ар-Рахмана бин ‘Ауфа, Са‘ида Ибн Зайда и Абу ‘Убайду бин аль-Джарраха. Всего же таких людей, да будет доволен всеми ими Аллах, насчитывается больше.
[24] Имеются в виду те люди, которые опередили других, приняв ислам раньше прочих.
[25] То есть переселившихся вслед за пророком, , из Мекки в Медину.
[26] Ансар (мн. ч. от насир ? “помощник”; по-русски употребляется только в форме мн. ч. ? ансары) ? жители Йасриба (Медины) из племен аус и хазрадж, которые признали пророка Мухаммада, , своим вероучителем, предоставили ему и его мекканским сподвижникам убежище в своем городе и оказали им материальную помощь.
[27] “Ихсан”. Здесь имеется в виду искренняя убежденность, подкрепленная соответствующими словами и делами.
[28] “Покаяние”, 100.
[29] То есть представители следующего поколения.
[30] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[31] Ухуд ? гора близ Медины.
[32] Мудд ? мера веса.
[33] Этот хадис приводит аль-Бухари.