О том, что было присуще только нашему Пророку
– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было даровано пять (вещей), которые не былидарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом(, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстояниимесяца пути; (вся) земля была сделана для меня1 местомсовершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни засталочеловека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, пусть молится(на этом месте)2; военная добыча, которую не разрешалось(брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне былодаровано право заступничества3, и (, кроме того, раньше) каждый пророкнаправлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям». Аль-Бухари и Муслим.
И он, да благословит его Аллах и приветствует, выполнил то, что емубыло повелено, и превзошёл всех остальных людей. Вот почему Аллахнаделил нашего Пророка тем, чего ни у одного другого пророка не было, исреди прочего Он даровал ему вышеупомянутые пять вещей, что принеслоего общине всевозможные блага, благословение и пользу.
К числуэтих вещей относится оказание ему помощи в виде внушения страха передним всем, кто находился от него на расстоянии месяца пути. Эту помощьвместе со Своим небесным воинством Господь направлял Своему посланникуи его общине, члены которой следовали правильным путём, и вследствиеэтого враг Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,оказывавшийся от него на расстоянии месяца пути или менее того, начиналиспытывать перед ним страх, ведь если Аллах желает оказать кому-нибудьпомощь, Он внушает сердцам врагов такого человека страх перед ним.
Аллах Всевышний сказал: «ИМы внушим страх сердцам тех, которые не уверовали, за то, что наряду сАллахом они поклонялись тому, относительно чего Он не ниспосылалникаких доводов».“Семейство Имрана”, 151.
Что же касается сердец верующих, то Он наделил их силой, стойкостью испокойствием, а это является одним из важнейших средств оказанияпомощи. Аллах Всевышний пообещал нашему Пророку, да благословит егоАллах и приветствует, и членам его общины, что Он окажет им великуюподдержку и поможет им различными средствами, приведя их к единству,согласию, терпению, готовности дать отпор врагу всеми силами и прочимподобным вещам, к которым, равно как и к другим, укажет им путь. ИВсеблагой и Всевышний Аллах действительно сделал это, о чём намизвестно из сообщений о жизни Пророка, да благословит его Аллах иприветствует, последовавших за ним праведных халифов и других праведныхправителей, которым Он в течение самого короткого времени оказал такуюподдержку и даровал такую власть, какой не даровал никому иному.
Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения…»,а подтверждением этого стали другие его слова: «И где бы ни засталовремя молитвы любого из членов моей общины, он всегда сможет найтиместо для её совершения и средство очищения». Ахмад и аль-Байхаки.
Это значит, что любая часть земли является таким местом, на которомможно совершать молитву, исключение же составляют лишь те места, накоторых молиться запрещено по шариату. Так, например, точно известно,что запрещено молиться на могиле, в бане и в загонах для верблюдов, атакже на земле, захваченой у другого, и там, где есть нечто нечистое,поскольку непременным условием действительности молитвы являетсячистота тела и одежды молящегося, а также чистота того места, где оннамеревается совершить свою молитву.
Что же касается тех, у когонет воды или кому использование её может принести вред, то они могутзаменить омовение очищением песком, землёй или пылью, взяв это с любогочистого места на поверхности земли. Ясным указанием на это является нетолько данный хадис, но и слова Аллаха Всевышнего, Который сказал: «…очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки.»“Трапеза”, 6. Использованное здесь слово "са‘ид", служит для обозначения любого вида почвы.
Данный аят указывает на то, что в случае необходимости обтирание пескомили иным видом чистой почвы лица и рук может заменить собой омовение спомощью воды и позволяет совершать молитву, обходить Каабу, прикасатьсяк Корану и совершать прочие дела, непременным условием допустимости илидействительности которых является предварительное омовение. Такимобразом, в случае невозможности использвания воды шариат позволяетзаменять её песком, а это значит, что если человек совершит очищениепеском и состояние его ритуальной чистоты после этого не будетнарушено, то ему будет позволено делать всё то, что позволяетсясовершившему омовение водой.
Далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и для меня была сделана дозволенной военная добыча, которая не была дозволена никому (из пророков) до меня…»
Далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и мне было дано право заступничества…»Здесь речь идёт о величайшем заступничестве, от которого станутуклоняться все великие посланники и на осуществление которого будетуполномочен последний из них – Мухаммад, да благословит его Аллах иприветствует. Аллах позволит ему ходатайствовать за людей, и емудостанется место достохвальное, после занятия которого ему станутвоздавать хвалу первые и последние, обитатели небес и земли, а удел егообщины благодаря этому станет ещё более великим и совершенным. И онобратится за членов своей общины с особым ходатайством, на что АллахВсевышний предоставит ему право, ведь посланник Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, сказал:
«У каждого пророка была мольба,на которую он непременно получал ответ и с которой он уже поспешилобратиться к Аллаху, я же не стал торопиться обращаться со своеймольбой, которой станет ею заступничество за мою общину, а (право) нанего, если захочет Аллах, получат те, кто умрёт, не поклоняясь ничему,кроме Аллаха»4.
Сообщается также, что Пророк, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресениясчастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, ктоскажет: “Нет бога, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём»5. Аль-Бухари и Муслим.
И, наконец, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…и если раньше пророк6 направлялся только к своему народу, то я был направлен ко всем людям…»Причиной этого стало совершенство, универсальность и обширность данногоему религиозного закона (шариат), то, что он заключает в себеабсолютное благо, а также то, что он подходит для любого места ивремени. Благо можно обрести, только благодаря соблюдению установленийшариата, и когда люди поняли, что в мирских делах, как и в религии,шариат приведёт их к благу, это стало для них великой основой.
______________________
1 Это, естественно, распространяется и на всех мусульман в целом.
2 Само собой разумеется, что это место должно быть чистым и не являться одним из таких мест, где молиться запрещается.
3 Имеется в виду заступничество за людей перед Аллахом в День воскресения.
4Этот хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен имАллах, приводит Муслим. В нём сообщается, что посланник Аллаха, даблагословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждому пророку быладано обратиться к Аллаху с мольбой, которая будет услышана, и каждыйпророк поспешил обратиться со своей мольбой, я же, поистине, придержалсвою мольбу, чтобы в День воскресения обратиться с заступничеством засвою общину, и (право на) него, если захочет Аллах, получат те членымоей общины, которые умрут, ничему не поклоняясь наряду с Аллахом». Всокращённом виде этот хадис приводит также аль-Бухари.
5 Этот хадис передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах.
6 Имеется в виду каждый пророк, все пророки.
Шайх ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди, "Радость сердец благочестивых".