Усман бин Аффан (Халиф 23 – 35 гг. х./644 – 656)
Усманбин Аффан, да будет доволен им Аллах, принявший ислам в возрасте 34лет, относился к числу первых десяти человек, которые приняли этурелигию, а также к числу десяти тех, кому был обещан рай. Усман бинАффан принял ислам по призыву Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволенАллах ими обоими, призывавшего к исламу каждого из своих соплеменников,кому он доверял и кто приходил к нему и поддерживал с ним общение.
Так, например, при его посредстве ислам приняли аз-Зубайр биналь-Аввам, Усман бин Аффан, Тальха бин Убайдуллах, Са‘д бин Абу Ваккаси Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен всеми ими Аллах. Абу Бакрпривёл этих людей к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, который предложил им принять ислам, почитал им Коран ирассказал о сути ислама, после чего они уверовали.
Усманбин Аффан, да будет доволен им Аллах, был известен своей щедростью,мягкостью характера и стыдливостью. Не было человек более стыдливого,чем он, и его стыдился сам пророк, да благословит его Аллах и даприветствует, который сказал: «Как же мне не стыдится перед человеком, в присутствии которого испытывают стыд ангелы?» Этот хадис приводит Муслим.
Передаютсо слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (однажды)пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, поднялся на (гору)Ухуд вместе с Абу Бакром, Умаром и Усманом, и (гора) под нимизатряслась, (пророк же) сказал: «Не двигайся, Ухуд, ибо стоят на тебепророк, правдивейший1 и два шахида2!» Этот хадис приводит аль-Бухари.
Сообщается,что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «При жизнипророка, да благословит его Аллах и да приветствует, выше всех (из егосподвижников) мы ставили Абу Бакра, затем – Умара, а затем Усмана, чтоже касается остальных сподвижников пророка, да благословит его Аллах ида приветствует, то мы не делали никаких различий между ними». Этот хадис приводит аль-Бухари.
Усманбин Аффан, да будет доволен им Аллах, служит для нас прекраснымпримером стремления к возвышению ислама и оказания поддержки этойрелигии. Он проявлял наибольшую щедрость из всех сподвижников, когдаслучалось что-нибудь важное или когда дело касалось джихада.Сообщается, что Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах,сказал:
? Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, готовил войско к походу на Табук, Усман принёс ему тысячу динаров3,что же касается (посланника Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует,) то он стал переворачивать эти динары и дважды сказал: «Что бы ни делал Усман после этого дня, ничто уже не повредит ему!» Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
В6 г. х. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,направил Усмана для ведения переговоров с курайшитами, которыепреградили мусульманам путь в Мекку. Усман должен был сообщить им, чтопосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл недля того, чтобы воевать, а для того, чтобы совершить умру4.Рискуя собственной жизнью, Усман отправился в Мекку, явился к АбуСуфйану и другим старейшинам курайшитов и передал им слова пророка, даблагословит его Аллах и да приветствует. Выслушав Усмана, они сказалиему: «Ты можешь совершить обход Каабы, если желаешь сделать», на что он дал такой ответ: «Я не сделаю этого, пока обход не совершит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!»
Послетого как огнепоклонник Абу Лю’люа смертельно ранил Умара биналь-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, некоторые мусульманепотребовали, чтобы он избрал себе такого преемника, который устраивалбы его. Подумав некоторое время, Умар сказал: «Еслия и оставлю кого-либо своим преемником, им будет тот, кто лучше меня,если же я не сделаю этого, то он уже оставил тех, кто лучше меня», имея в виду посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Послеэтого Умар назвал имена шестерых людей, пользовавшихся особой любовьюпророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Этими людьми былиАли, Усман бин Аффан, Абд ар-Рахман бин Ауф, Са‘д бин Абу Ваккас,аз-Зубайр бин аль-Аввам и Тальха бин Убайдуллах, да будет доволен всемиими Аллах. Умар велел им, чтобы после его кончины они собрались иизбрали халифом кого-нибудь из них.
После смерти Умара такаявстреча действительно состоялась, и её участники пришли к мнению, чтоизбрать халифом следует Усмана бин Аффана, которому присягнули всемусульмане.
Все мусульмане начинают читать Коран на курайшитском диалекте
Помере распространения ислама и продолжения мусульманских завоеваний этурелигию принимали и неарабы. В связи с этим некоторые сподвижникипосланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сталиопасаться, что люди будут читать Коран по-разному или искажать формуили смысл его слов.
Однажды к Усману приехал Хузайфа биналь-Йаман, который принимал участие в походе на Армению и Азербайджан,вместе с жителями Шама и Ирака. Хузайфа, который был напуган тем, чтоони читают Коран по-разному, сказал Усману: «Оповелитель правоверных, настигни эту общину, прежде чем её членыразойдутся во мнениях относительно Писания настолько же, насколькоразошлись между собой иудеи и христиане!»
Тогда Усман послал человека к Хафсе бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, и велел передать ей следующее: «Пришли нам листы, которые мы перепишем на свитки, а потом вернём тебе».Хафса отослала листы с записями сур Корана Усману, который велелпереписать Коран на курайшитском диалекте, а когда это было сделано, онразослал по одному свитку во все края и велел сжечь все прочие спискиКорана.
Создание мусульманского флота
НаместникШама, Му‘авийа бин Абу Суфйан, обратился к халифу Усману с просьбойразрешить ему приступить к строительству кораблей для защиты побережьяШама и Египта от нападений византийского флота. Усман дал разрешение наэто, и Му‘авийа построил сильный флот, с помощью которого ему удалосьзавоевать острова Кипр и Родос.
В 24 г. х. мусульманский флотодержал победу над византийским в морском сражении близ Александрии,несмотря на то, что у византийцев было больше кораблей, и они былилучше оснащены. Это сражение получило название зат ас-савари5, поскольку во время боя мачты кораблей противников были привязаны друг к другу.
Завоевание Магриба6 и Нубии
Вовремя правления Усмана, да будет доволен им Аллах, мусульманские войскадошли до Нубии на юге Египта, завоевали этот район и присоединили его кисламскому государству. Кроме того, мусульмане продолжали вестизавоевание Магриба и распространять на его территории исламский призыв.Мусульманские войска дошли до равнин Туниса, где одержали победу надсилами византийцев, в результате чего к исламскому государствуприсоединилась вся территория Магриба от Барки до Туниса.
Завоевание Ирана
Вовремя правления Усмана, да будет доволен им Аллах, территорияисламского государства увеличилась, и восточные границы Халифатапроходили по побережью Каспийского моря. Мусульмане продолжалипреследовать царя Йездигерда, и в конечном итоге он был убит в Мерве. Сего смертью Иран прекратил своё существование как независимоегосударство.
Усманотличался многими достойными качествами. Он был мягким, милосердным,чувствительным и щедрым человеком. Против него стали плести интригинизкие люди и враги ислама, к числу которых относился Абдуллах бинСаба’, иудей, притворно принявший ислам во время правления Усмана. Этотчеловек стал объезжать разные края, где жили мусульмане, и в каждойпровинции распространял ложные слухи о несправедливости Усмана поотношению к жителям другой провинции, в результате чего населениекаждой провинции стало думать, что оно живёт лучше других. Кроме того,он убеждал людей в том, что Али имеет больше прав быть халифом, чемУсман, да будет доволен Аллах ими обоими.
Через некотороевремя в Медину прибыли делегации из Басры, Куфы и Египта, которымируководил Абдуллах бин Саба’. Эти люди встретились с Усманом, которыйпообещал удовлетворить их требования, если они вернутся обратно. Послеэтого делегации покинули Медину, однако вскоре появились там снова подтем предлогом, что Усман направил наместнику Египта послание с приказомказнить членов делегации египтян. Однако Усман не имел никакогоотношения к этому посланию, поскольку оно было просто подделано. Гонец,который его вёз, специально проехал рядом с египтянами и стал задеватьэтих людей, они же принялись выяснять, кто он такой. Гонец сказал: «Я ?посланец повелителя правоверных к его наместнику в Египте», после чегоони обыскали его и обнаружили это послание. Таким образом, цель этогочеловека состояла именно в том, чтобы они начали выяснять, кем онявляется.
После этого члены делегации из Египта вернулись вМедину и явились к Усману. Он потребовал выяснения обстоятельствпоявления этого послания, однако мятежники отказались от этого изаявили: «Аллах позволяет убить тебя!»? а потом окружили дом Усмана. Многие сподвижники вместе со своимисыновьями пытались защитить халифа, но он велел им не браться заоружие. После этого мятежники напали на халифа, и один египтянин изплемени бану садус, которого называли Джабля, что означает чёрныйчеловек, нанёс читавшему Коран Усману, да будет доволен им Аллах, удармечом. Усман попытался защититься рукой, но этот человек отрубил емуруку, и тогда Усман воскликнул: «Поистине, эта рука была первой рукой, которая записывала слова Корана!»? поскольку Усман был одним из тех, кто записывал откровения и являлсяпервым, кто записывал айаты Корана под диктовку самого посланникаАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Кровь ‘Усманапролилась на тот айат, в котором сказано: «...а Аллах избавит тебя от них, (ибо) Он ? Слышащий, Знающий». (“Корова”, 137).
Онвыпустил Коран из рук, и к нему подбежала его жена Наиля, чтобызащитить его, однако один из этих преступников ударил её мечом по руке,а потом ударил мечом Усмана и убил его. Это случилось в пятницу 18-гозу-ль-хиджжа 35 г. х. Да окажет Аллах великую милость повелителюправоверных Усману и да воздаст Он ему благом!
ВОПРОСЫ
1. Расскажите о происхождении халифа ‘Усмана.
2. Какое прозвище было у ‘Усмана бин ‘Аффана и почему его так называли?
3. Как принял ислам ‘Усман?
4. Какими нравственными качествами отличался халиф ‘Усман?
5. Какое участие принимал ‘Усман в подготовке похода на Табук?
6. Как ‘Усман стал халифом?
7. Дополните следующие предложения:
а) Во время правления ‘Усмана территория Халифата расширилась до ....... на востоке и до ....... на западе.
б) С помощью флота мусульмане завоевали такие острова, как .......
8. Поставьте знак + или – после следующих предложений:
а) В сражении, получившем название “зат ас-савари”, мусульмане сражались против персов. ( )
б) Во время правления халифа ‘Усмана мусульманские войска дошли до Нубии на юге Египта. ( )
в) Во время правления халифа ‘Усмана мусульмане с помощью флота завоевали острова Сицилия и Крит. ( )
9. Укажите, что послужило причиной перечисленных ниже событий:
а) письменная фиксация Корана во время правления халифа ‘Усмана;
б) создание мусульманского флота;
в) смута при жизни халифа ‘Усмана;
г) веление не браться за оружие, которое ‘Усман отдал сподвижникам и их сыновьям во время осады своего дома.
10. Кто и когда убил халифа ‘Усмана?
____________________
1 “Сиддик” ? почётное прозвище Абу Бакра, да будет доволен им Аллах.
2 Умар бин аль-Хаттаб был убит в 644, а Усман бин Аффан, да будет доволен Аллах ими обоими, ? в 656 г.
3 Динар – золотая монета весом в 4,25 гр.
4 Умра – добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия.
5 “Савари” ? мн. число от “сарийа” (мачта).
6 Магриб – страны Северной Африки к западу от Египта.
Саид бин Абдуллах аль-Гамиди, Халид бин Сулейман аль-Хусейнан
Перевод: Владимир (Абдалла) Нирша.