Али бин Абу Талиб (Халиф 35–40 гг. х./656–661)

Алибин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, являлся сыном дяди посланникаАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, мужем его дочериФатимы, да будет доволен ею Аллах, одним из праведных халифов и однимиз десяти, которым был обещан рай. Имя его отца ? Абд Манаф бин Абдаль-Мутталиб бин Хашим бин Абд Манаф. Али получил прозвище Абу-с-сибтейн(отец двух внуков), то есть отец внуков пророка, да благословит егоАллах и да приветствует, аль-Хасана и аль-Хусейна. Кунья Али ?Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана). Кроме того, пророк, да благословит егоАллах и да приветствует, дал ему прозвище Абу тураб. Сообщается, что Сахль бин Са‘д, да будет доволен им Аллах, сказал:
    
?(Однажды, когда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, пришёл в дом Фатимы, он не нашёл там Али и спросил: «Агде же сын твоего дяди?» (Фатима) ответила: «Мы повздорили, и онрассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём». Тогдапосланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, велелодному человеку: «Посмотри, где он». (Через некоторое время этотчеловек) вернулся и сказал: «О посланник Аллаха, он спит в мечети».Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёлтуда (и увидел), что накидка Али упала с его бока, а сам он  лежит,испачкавшись в пыли. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и даприветствует, стал стряхивать с него пыль, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб1, вставай, о Абу Тураб!»
Этот хадис приводит аль-Бухари.

КАК АЛИ ПРИНЯЛ ИСЛАМ


Алибыл первым ребёнком, принявшим ислам. В то время он жил на попечениипосланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, которыйвоспитывал его и заботился о нём, чтобы помочь своему дяде облегчитьбремя забот о детях. Али остался жить в доме Мухаммада, да благословитего Аллах и да приветствует, и после начала пророчества. ПосланникАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал его кисламу, и Али уверовал в него, когда ему было 8 или 10 лет.

КАЧЕСТВА ‘АЛИ

    
Али,да будет доволен им Аллах, отличался своими знаниями и умом и приобрёлизвестность своим красноречием, смелостью, мужеством преданностью инеуклонным выполнением взятых на себя обязательств. Он чуждался блескаэтого мира, любил уединяться по ночам и предпочитал простую одежду игрубую пищу. Он с уважением относился к религиозным людям, был близок снеимущими и обращался к миру этому с такими словами: «Жизньтвоя коротка, общество твоё презренно, а значение твоё ничтожно. Ах,ах, сколь мало припасов, сколь далёк путь и сколь он безлюден!»

ЗАСЛУГИ АЛИ


ЗаслугиАли, да будет доволен им Аллах, многочисленны, на что указывают словапророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Ты от меня, а я от тебя», а также слова Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, оставаясь довольным им».
    
Передаютсо слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, что в день Хайбараон слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует (нам) победу».
    
(Сахль, да будет доволен им Аллах, сказал):
    
?(Услышав это, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и даприветствует,) поднялись (со своих мест и разошлись, и каждый) надеялсяна то, что (знамя вручат) ему, а наутро они направились (к пророку, даблагословит его Аллах и да приветствует,) и каждый из них хотел, чтобы(знамя) вручили ему, однако он спросил: «Где Али?»Ему сказали, что у него болят глаза, и он велел позвать Али к себе.(Когда он явился, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,)поплевал ему на глаза, и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего ине было.
    
А потом пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вручил ‘Али знамя, и через него Аллах даровал мусульманам победу.
Этот хадис приводит аль-Бухари.
    
Каки другие достойнейшие сподвижники, Али, да будет доволен им Аллах, былготов жертвовать ради исламского призыва собственной жизнью и своимдостоянием. Он был первым, кто намеревался в случае необходимостипожертвовать собой ради посланника Аллаха, да благословит его Аллах ида приветствует. Именно он, зная о том, что многобожники сговорилисьубить посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,улёгся в его постель в ту ночь, когда пророк покинул Мекку вместе с АбуБакром. Али принимал участие во всех военных походах мусульман, заисключением похода на Табук.

ПРАВЛЕНИЕ АЛИ


Послеубийства Усмана мусульмане избрали халифом Али, который сталотказываться от этого и выразил желание быть вазиром, а не халифом.Однако другие сподвижники настаивали на своём, стремясь выйти изтрудного положения, в котором они оказались.

Дело в том, чтопосле несправедливого убийства Усмана, мятежники не только сталихозяевами положения в Медине, но и угрожали убить членов совета  (шура),виднейших сподвижников и всех мухаджиров, которых сумеют схватить, еслине найдут никого, кто согласился бы стать халифом. Они говорили: «Берегитесь,о жители Медины! Мы даём вам два дня и клянёмся Аллахом, что если вы нерешите этот вопрос, то на следующий день мы непременно убьём Али,Тальху, аз-Зубайра и многих других людей!»

Когда ансарыи мухаджиры стали настаивать, Али счёл своим долгом выполнить ихпросьбу и подчинился. В субботу 19-го зу-ль-хиджжа он явился в мечеть иподнялся на минбар, после чего мухаджиры и ансары принесли ему присягу.Среди присягнувших были аз-Зубайр бин аль-Аввам и Тальха бин Убайдуллах.

ВАЖНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВЛЕНИЮ АЛИ


Аллахубыло угодно, чтобы смута продолжалась и после убийства Усмана, да будетдоволен им Аллах, когда новые её волны, поднятые с помощью козней ихитростей врагов ислама, стали испытанием для мусульман, однако впредустановлении Аллаха проявляется Его мудрость, и Ему ведомопредопределённое Им.
    
После принесения присяги Али предпринял следующие шаги:
    
    1. Али сместил тех наместников Усмана, на которых жаловались люди, атакже тех из них, кто был не согласен с политикой нового халифа.
    2. Али решил отложить наказание убийц Усмана до тех пор, пока еговласть не укрепится, и он не заручится поддержкой мусульман из разныхпровинций Халифата.

ОТНОШЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СПОДВИЖНИКОВ К ШАГАМ АЛИ

    
Некоторыенаместники подчинились приказу о смещении, но нашлись и такие, которыеотнеслись к этому неодобрительно. Среди них был наместник Шама Муавийабин Абу Суфйан, хотя он и признавал преимущество Али, да будет доволенАллах ими обоими.
    
Причина его неподчинения заключалась в том, что он настаивал на необходимости воздаяния преступникам равным (кисас)до принесения присяги, что и положило начало разногласиям. Такимобразом, всё, что случилось между Али и Муавийей, явилось результатомпопыток найти самостоятельное решение, а не следствием борьбы Муавийиза власть. Вот почему приверженцы сунны и согласия считают, что оба ониполучат награду, но награда того, кто был прав, будет двойной,поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,сказал: «Если судья вынесет решение, проявив усердие2, и (его решение) окажется правильным3, ему (полагается) двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему (полагается одна) награда».
Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
    
Результатомиспользования ненавистниками ислама этих разногласий стали дведостойные сожаления битвы между мусульманами, в которых представителикаждой из сторон отстаивали то, что представлялось им правильным.
    
Первойбыла так называемая “верблюжья битва”, состоявшаяся в 36 г. х./56 г.Причиной её явилось то, что Аиша, Тальха и  аз-Зубайр, да будет доволенвсеми ими Аллах, в сопровождении множества людей направились в Басру,желая добиться примирения и прекращения смуты, которая возникла послеизбрания халифом Али. Они поступили так, ибо в Коране сказано: «Нетблага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призываетраздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей друг сдругом...»
(“Женщины”, 114).
    
Узнаво том, что Аиша направляется в Басру, Али во главе своих войск выступилей навстречу, желая добиться примирения. Указанием на это служит то,что, когда кто-то спросил Али: «Чего ты хочешь и куда ты направляешься?» ? он ответил: «Что касается наших желаний и намерений, то они состоят в примирении, если с этим согласятся те, кто находится вместе с Аишей». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» Али сказал: «Мы выслушаем их оправдания, воздадим им должное и уйдём». Этот человек спросил: «А если они не согласятся?» Али сказал: «Мы не станем их трогать, пока они не тронут нас». Этот человек спросил: «А если они не оставят вас в покое?» Али сказал: «Мы будем защищаться от них». Этот человек сказал: «Тогда прекрасно!»

Черезнекоторое время состоялась встреча Али с Аишей и теми, кто был вместе сней. На этой встрече они достигли взаимопонимания, после чего обе армиимирно провели ночь в своих лагерях. Однако те, кто разжигал огоньсмуты, а именно Абдуллах бин Саба’ и его приспешники опасались, что,если стороны окончательно придут к согласию, это создаст угрозу для ихбезопасности. На рассвете они разделились на две группы, одна изкоторых атаковала лагерь Али, а другая ? лагерь Аиши. В обоих лагеряхлюди, которые решили, что их обманули, схватились за оружие, и междуними разгорелся жестокий бой. Он продолжался, пока верблюду, на которомв паланкине сидела Аиша, не подрезали поджилки. Её сторонникирассеялись, и бой закончился. Что касается Аиши, то она вернулась вМекку после того, как Али, который снабдил её всем необходимым, пешкомпроводил её до предместий Медины, а брат Аиши, Мухаммад бин Абу Бакр, иего дети провожали её в течение дня пути.
    
Второй из битв,явившихся результатом вышеупомянутых разногласий, которые былииспользованы ненавистниками ислама, стала битва при Сиффине. Передбитвой при Сиффине сторонники Али и Муавийи, да будет доволен Аллах имиобоими, в течение шести месяцев обменивались посланиями, и этот фактслужит убедительным доказательством того, что и тот, и другойстремились не к сражению, а к примирению. Началу битвы предшествовалиследующие события:
    
1. Стычки между сторонами, которыепроисходили из-за источников воды. В борьбе за эти источники,находившиеся под контролем воинов Муавийи, победили сторонники Али,которым удалось оттеснить сирийцев. Однако после этого Али, да будетдоволен им Аллах, разрешил воинам Муавийи брать воду.
    
2.После этого, столкновения между сторонами продолжались с переменнымуспехом. Никто не мог добиться решающей победы, хотя некотороепреимущество было всё же на стороне Али. Несмотря на длившееся не одиндень сражение, воины противоборствующих сторон встречались друг сдругом по ночам и вели беседы.

ЗАВЕРШЕНИЕ СРАЖЕНИЯ И КРОВОПРОЛИТИЯ


Люди,придерживавшиеся искренних намерений, опасались, что в результате всехэтих событий мусульмане уничтожат друг друга, хотели спасти их идобивались прекращения сражения. Об этом долго размышлял Амр биналь-Ас, да будет доволен им Аллах, и в конечном итоге ему в головупришла мысль о третейском суде. Он поделился своими соображениями сМуавийей, который был весьма рад этому предложению. После этого еговоины прикрепили свитки Корана к копьям и подняли их. Воины Алиперестали сражаться с ними, и бой прекратился, когда же было вынесенорешение третейского суда6, все воины вернулись к себе домой.
   

ГИБЕЛЬ АЛИ, да будет доволен им Аллах

    
Али,да будет доволен им Аллах, умер 17-го рамадана 40 г. х./661 г., получивсмертельную рану, которую нанёс ему один из хариджитов5 по имени Абд ар-Рахман бин Мульджам, решивший, что благодаря убийству повелителя правоверных он приблизится к Аллаху.

Вовремя хаджжа в 39 г. х. Абд ар-Рахман бин Мульджам встретился в Мекке сдвумя своими единомышленниками, и они стали вспоминать всё, чтопроизошло между мусульманами6, говоря: «О, если бы нам удалось убить предводителей заблудших и избавить от них страну!» Абд ар-Рахман бин Мульджам сказал: «Я избавлю вас от Али». Его сообщник аль-Бара бин Абдуллах сказал: «Я избавлю вас от Муавийи», а Амр бин Бакр заявил: «А я избавлю вас от Амра бин аль-Аса».После этого они условились, что всё это произойдёт в одну ночь, и Абдар-Рахману бин Мульджаму удалось смертельно ранить Али, да будетдоволен им Аллах, отравленным мечом, когда Али шёл на утреннюю молитву,восклицая: «Молитва, молитва!» Что же касается его единомышленников, то им не удалось убить ни Муавийу, ни Амра бин аль-Аса.

Да окажет Аллах повелителю правоверных великую милость и да воздаст Он ему благом!

ГОД ОБЪЕДИНЕНИЯ


Послесмерти Али иракцы принесли присягу аль-Хасану бин Али, да будет доволенАллах ими обоими. Через некоторое время до Муавийи дошли слухи о том,что аль-Хасан собирает войска, чтобы продолжить войну с ним, и решил навсякий случай тоже собрать свои силы. В “Сахихе” аль-Бухари сообщается,что аль-Хасан аль-Басри сказал:
    
? Аль-Хасан повёл на Му‘авийу свои отряды, подобные горам. Амр бин аль-Ас воскликнул: «Поистине, противостоять им могут только подобные им!» В ответ на это Муавийа сказал: «Эй, Амр, если эти перебьют тех, а те ? этих, кто же тогда у меня будет заниматься всеми делами?»После этого он направил к аль-Хасану Абд ар-Рахмана бин Самуру иАбдуллаха бин Амира, курайшитов из рода бану абд шамс. Он велел им: «Ступайте к этому человеку7, поговорите с ним и предложите заключить мир».

Они явились к аль-Хасану и стали говорить с ним, склоняя его к миру. На это аль-Хасан бин Али сказал им: «Поистине, мы ? потомки Абд аль-Мутталиба, и нам достались богатства, а эта община скоро захлебнётся в собственной крови!»«Муавийа предлагает тебе то-то и то-то и просит тебя принять его предложения». Аль-Хасан спросил: «А кто мне поручится за это?» Они ответили: «Мы», после чего он уже ни о чём их не спрашивал, пошёл на уступки и согласился заключить мир.
    
Такзакончилась смута, и Аллах привёл мусульман к примирению, что сталовозможным благодаря уму и благочестию аль-Хасана бин Али, да будетдоволен им Аллах. Всё это послужило подтверждением слов пророка, даблагословит его Аллах и да приветствует, которые приводятся в “Сахихе”аль-Бухари. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах,сказал:
    
? Я видел (находившегося) на минбаре посланникаАллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, рядом с которым(стоял) аль-Хасан бин Али, и (пророк, да благословит его Аллах и даприветствует,) смотрел то на людей, то на (аль-Хасана), говоря: «Поистине,этот мой сын является сайидом, и может случиться так, что через негоАллах приведёт к примирению две большие группы мусульман».
    
В 41 г. х. аль-Хасан бин Али отрёкся от власти, и халифом стал Муавийа бин Абу Суфйан.
                                           

     ВОПРОСЫ

    1. Расскажите о происхождении Али. Когда он родился? Что вам известно оего детстве и том, как он принял ислам? Что вам известно об участии Алив джихаде и его помощи пророку, да благословит его Аллах и даприветствует?
     2. Что вам известно о том, как Али, да будет доволен им Аллах, стал халифом?
     3. Расскажите о причине разногласий между Али и Муавийей, да будет доволен Аллах ими обоими.
     4. Что послужило причиной сражения при Сиффине?
     5. Расскажите о важнейших событиях, имевших место во время правления ‘Али.
    6. Расскажите о том, какие позиции занимали Али и Аиша, да будетдоволен Аллах ими обоими, и что послужило причиной “верблюжьей битвы”?
     7. Объясните, почему ни Али, ни Муавийа, да будет доволен Аллах ими обоими, не желали сражаться перед битвой при Сиффине?
     8. Назовите имя одного из известных вам предков Али.
     9. Что вам известно об обстоятельствах гибели Али, да будет доволен им Аллах?
     10. Какой год называют “годом объединения” и что вам о нём известно?

___________________

1Абу Тураб ? буквально “отец пыли”, то есть извалявшийся в пыли.Впоследствии Али, да будет доволен им Аллах, гордился этим прозвищем илюбил, когда его так называли.

2 То есть использовав в процессе поисков решения все свои знания.

3 Иначе говоря, соответствующим решению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует.

4Свои интересы на этом суде Али поручил представлять Абу Мусеаль-Аш‘ари, а Муавийа ? Амру бин аль-Асу, да будет доволен всеми имиАллах. Для изучения и обсуждения этого вопроса судьи договорилисьвстретиться в следующем году. Встреча состоялась в условленное время, икаждый из судей старался добиться результата, однако из-за разногласиймежду ними она оказалась бесполезной, и всё осталось без изменений.После этого переговоры возобновились, и в конечном итоге Али и Муавийасогласились с тем, что Али будет править Ираком, а Муавийа ? Шамом.

5 Хариджитами (хаваридж),то есть мятежниками стали именовать 12 000 воинов, которые былинедовольны согласием Али на третейский суд и покинули его лагерь.Хариджиты объявили неверными Али, Муавийю, тех, кто принимал участие в“верблюжьей битве” на стороне Аиши, обоих третейских судей, а такжевсех тех, кто одобрил мнение этих судей или одного из них или призналрешение третейского суда.

6 Имеются в виду “верблюжьябитва”, сражение при Сиффине, третейский суд и сражение при Нахраване.Сражение при Нахраване произошло после третейского суда, когда Муавийавернулся в Шам, а Али ? в Куфу. Неподалеку от Куфы от войска Алиотделилось примерно 12 000 человек, осудивших Али за ряд действий,которые, по их утверждению, он совершил. Али направил к ним Абдуллахабин Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, который вступил с ними вдискуссию, после чего многие из них вернулись.

Остальные непожелали отказаться от своих заблуждений и стали сеять на земле зло,проливать кровь, заниматься разбоем и объявлять запретное дозволенным.Так, например, они убили Абдуллаха бин Хаббаба, его жену и ещё трёхженщин. Подобные действия причиняли Али, да будет доволен им Аллах,страдания, и он направил к хариджитам в качестве посланника аль-Харбабин Мурру аль-Абди, чтобы тот проверил доходившие до Али сведения оделах этих людей.

Посланец халифа вместе с сопровождавшими еговоинами также были убиты, однако Али и после этого не стал воевать схариджитами, а предложил прекратить военные действия при том условии,что они выдадут ему убийц Абдуллаха бин Хаббаба и аль-Харба бин Муррыаль-Абди. Хариджиты отказались, заявив, что все они являются убийцамиэтих людей, и в тот же день были атакованы в месте под названиемНахраван, расположенном к юго-востоку от Багдада. Это сражение ипослужило причиной убийства Али, да будет доволен им Аллах.

7 Имеется в виду аль-Хасан.

Тогда они сказали:


Саид бин Абдуллах аль-Гамиди, Халид бин Сулейман аль-Хусейнан
Перевод: Владимир (Абдалла) Нирша.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика