Высказывания имамов относительно следования Сунне и отречения от их взглядов, если они ей противоречат
Приведемздесь некоторые подобные высказывания, ведь это может послужитьпредостережением и напоминанием для тех, кто слепо следует взглядамимамов — нет, даже не самих имамов, а находящихся по своему статусугораздо ниже их, — для тех, кто до такой степени придерживается своихмазхабов и взглядов, будто они снизошли с Небес! А ведь Аллах Всевышнийи Всеславный говорит:
«Следуйте тому,что ниспослано вам от вашего Господа, и не берите помимо Него другихпокровителей. Как же редко вы об этом помните!» (Сура «Преграды», аят 3).
Первыйиз них - имам Абу Ханифа ан-Ну’ман ибн Сабит (да будет милостив к немуАллах), последователи которого передали множество его высказываний ипредостережений. Все они сводятся к одному: необходимости брать заоснову хадис и отказываться от следования тем взглядам имамов, которыепротиворечат какому-либо хадису:
1. «Если хадис достоверный - это и есть мой мазхаб».
2.« Никому не разрешено принимать наши взгляды, не зная того, откуда мыих взяли». В другом сообщении передается: «Запрещено (харам) издаватьфетву на основании моих слов, не зная моих доказательств по данномувопросу». В еще одном сообщении добавляется: «...ведь все мы люди:сегодня говорим одни слова, а завтра от них отрекаемся». Такжепередается и такое сообщение: «Горе тебе, о Йакуб! Не записывай все то,что ты слышишь от меня! Ведь случается, что сегодня я думаю так, азавтра - иначе, или завтра я думаю так, а послезавтра - иначе».
3. «Если я говорю что-либо, противоречащее Книге Всевышнего Аллаха либо сообщениям о Посланнике , то откажитесь от моих слов».
1.«Поистине, я ведь только человек: (иногда) могу ошибаться и неошибаться. Вдумывайтесь в высказанные мною взгляды — всё, чтосоответствует Корану и Сунне, примите, а все, что не соответствуетКорану и Сунне, оставьте».
2. «У каждого (человека) после Пророка слова будут и приниматься, и отвергаться, кроме (слов) самого Пророка ».
3.Ибн Вахб сказал: «Я слышал, как Малика спросили об очищении междупальцами ног во время омовения. Он ответил: ‘Люди не должны этогоделать’. Я подождал, пока не поубавилось народу, и сказал ему: ‘Мызнаем сунну относительно этого’. Он спросил: ‘А какая она?’ Я ответил:‘Нам рассказали аль-Лайс ибн Са’ад, Ибн Лахий’а и Амр ибн аль-Харис сослов Йазида ибн Амра аль-Ма’афири, со слов Абу Абд ар-Рахманааль-Хубули, со слов аль-Мустаурида ибн Шаддада аль-Кураши, которыйпередал: ‘Я видел, как Посланник Аллаха
проводил мизинцем между пальцами ног’. Малик тогда сказал: ‘Это хорошийхадис. До этого самого времени я его никогда не слышал’. После чего яслышал, что когда ему задавали подобный вопрос, он велел очищать междупальцами ног».
Ачто касается Имама аш-Шафи’и (да будет милостив к нему Аллах), то еговысказывания по затронутому вопросу более многочисленны и прекрасны, аего последователи более других придерживались их.
1. «Сунна Посланника Аллаха достигает, равно как и ускользает, в отношении каждого из нас. Что бы яни говорил или какое бы свое утверждение ни обосновал со ссылкой наПосланника Аллаха ,последнее слово всегда остается за Посланником Аллаха (да благословитего Аллах и приветствует). То, что сказал Посланник Аллаха — (и) мое слово».
2. «Мусульмане единодушны в том, что если человеку стало известно о каком-либо действии или высказывании Посланника Аллаха , то ему не разрешается оставлять это ради высказывания кого-нибудь другого».
3. «Если вы обнаружите в том, что я написал, нечто противоречащее Сунне Посланника Аллаха , то говорите согласно Сунне Посланника Аллаха , и оставьте то, что я сказал» (в другом варианте: «... тогда следуйте ей и не обращайте внимания ни на чьи слова».
4. «Если хадис достоверен, то это и есть мой мазхаб».
5.«Вы(37) больше знаете о хадисах, чем я. Поэтому, если хадис достоверен,то сообщите мне о нем, будь он из Куфы, Басры или аш-Шама(38), чтобы яссылался на него, если он достоверен».
6. «Если по любому вопросу обнаружится несоответствие сказанного мной с достоверным сообщением от Посланника Аллаха , и это будет установлено знатоками хадисов, то я отказываюсь от сказанного мной, будь то при моей жизни или после моей смерти».
7. «Если вы увидите, что я сказал что-то противоречащее словам или делам Пророка , то знайте: меня покинул мой разум».
8. «Что бы из сказанного мной ни отличалось от того, что достоверно установлено в хадисе от Посланника Аллаха , то хадис Пророка важнее, и вы не следуйте сказанному мной».
9.«Каждый хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) —это и моё утверждение, даже если вы его и не услышали от меня».
ИмамАхмад известен тем, что он более всех других имамов занималсясобиранием Сунны и придерживался ее до такой степени, что он даже«выступал против написания книги, посвященной дедуктивным методам иумозаключениям». Поэтому он и говорил:
1. «Не следуйте мне, ине следуйте ни за Маликом, ни за аш-Шафи’и, ни за аль-Ауза’и, ни заас-Саури, а берите оттуда, откуда они взяли». В другой версии этоговысказывания сообщается: «Не подражайте в своей вере никому из этих!Берите то, что дошло от Пророка и его сподвижников; а затем за ними идут их последователи, в отношениикоторых человеку предоставлен выбор». Однажды он сказал: «Еслиследовать (чему-либо), то человеку необходимо следовать тому, что дошлоот Пророка и его сподвижников, а в отношении их последователей он имеет право выбора».
2.«Мнение аль-Ауза’и, мнение Малика, мнение Абу Ханифы — все это лишьмнение, и каждое из них равнозначно в моих глазах, а доказательство — вхадисах от Пророка и его сподвижников».
3. «Если кто-либо отвергает хадис Посланника Аллаха , (то он) находится на краю гибели».
***
Воткаковы ясные, убедительные, не имеющие иных толкований и искаженийвысказывания имамов (да будет милостив к ним Аллах) относительноследования хадисам. Все они запрещали слепо подражать себе, не имея нато веских оснований. Поэтому тот, кто придерживается всего достоверноустановленного в Сунне, даже если он при этом поступает вопрекинекоторым указаниям имамов, не нарушает их мазхабы, не выходит запределы указанного ими пути. Скорее наоборот — такой человек будетследовать за каждым из них, держась за твердую рукоять, которая никогдане сломается. Совсем по-другому обстоит дело у того человека, которыйотказывается от достоверно установленной Сунны только лишь потому, чтоона противоречит указаниям имамов. Получается, что именно такой человеквыступает против них, вступает в противоречие с их высказываниями,упомянутыми выше.
Всевышний Аллах говорит:«Но нет, - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока несделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока неперестанут твои решения вызывать у них недовольство, и пока они неподчинятся полностью» (Сура «Женщины», аят 65).
Всевышний также сказал: «Пусть остерегаются те, кто нарушает его повеления, чтобы не постигла их беда или мучительное наказание» (Сура «Свет», аят 63).
Видный ученый-богослов, знаток Корана Ибн Раджаб аль-Ханбали (да будет милостив к нему Аллах) сказал:
«Каждый человек, которому стало известно о каком-либо повелении Пророка ,должен о нем сообщать людям, искренне увещевать их, призывать ихследовать ему, даже если это противоречит чьему-либо авторитетномумнению. Так следует делать потому, что поступок или какое-либо деяниеПророка более достойны возвеличивания и подражания, чем мнение любогоавторитета, которое (скорее) по недоразумению стало противоречить внекоторых вопросах повелениям Пророка . Поэтому сподвижники Пророка и их последователи отвергали каждого, кто поступал вопреки достовернойСунне. Возможно, они делали это иногда в довольно жесткой форме, но неиз-за личной неприязни к такому человеку, ибо они любили и уважали его,а из-за того, что к Посланнику Аллаха они проявляли большую любовь, и повеление его для них было выше любогодругого человека. Поэтому, когда повеления Посланника Аллаха и еще кого-либо вступают между собой в противоречие, более естественно следовать приказам Посланника . Однако это не мешает уважительно относиться к человеку, мнение которого противоречит Пророку ,ибо этот человек знал, что он будет прощен. На самом деле такой человеки не противился бы тому, чтобы его мнению, которое противоречит Сунне,перестали следовать, если по этому же вопросу существуетсоответствующее повеление Посланника Аллаха ».
Поистине,а как они могли бы возражать против этого, когда сами призывали к томусвоих последователей, как было указано выше, и обязали их отказаться отлюбых своих взглядов, если они противоречат Сунне. Имам аш-Шафи’и,например, велел своим последователям приписывать ему достоверную Сунну,даже если он и не следовал ей или следовал чему-либо, противоречащемуСунне. Вот почему, когда известный аналитик Ибн Дакик аль-’Ид (да будетмилостив к нему Аллах) собрал те вопросы, по которым мазхабы одноголибо (всех) четырех имамов отличаются от достоверных хадисов, в однуобъемную книгу, в предисловии к ней он написал: «Приписывать всеэти ответы имамам-муджтахидам строго запрещено (харам); исламскиеправоведы (факихи), придерживающиеся взглядов этих имамов, должны знатьоб этом, чтобы не ссылались на них в этих вопросах, тем самым оболгавих».
Ввидувсего вышеизложенного последователи имамов, многие из прошлых поколенийи лишь некоторые из последующих безоговорочно принимают не всё изсказанного своими имамами. На самом деле они даже отвергали многие изих взглядов, если выяснялось, что они прямо противоречат Сунне. Дажедва имама — Мухаммад ибн аль-Хасан и Абу Йусуф (да будет милостив к нимАллах) — поступали вопреки указаниям своего учителя Абу Ханифы в«приблизительно трети его мазхаба», как на то указывают многие книги,посвященные рассмотрению отдельных правовых вопросов (маса’иль).
Тоже самое можно сказать и об имаме аль-Музани и других последователяхимама аш-Шафи’и, а также последователях других имамов (да будетмилостив к ним Аллах). Если мы станем приводить примеры вдоказательство нашего утверждения, то это займет много места, и мывыйдем за пределы поставленной в предисловии к этой книге цели. Поэтомуограничимся лишь двумя примерами:
1. Имам Мухаммад в своейкниге «аль-Муватта’» (стр. 158) пишет: «Абу Ханифа (да будет милостив кнему Аллах) не считал, что следует проводить молитву о ниспосланиидождя. А по нашему мнению, имаму следует совершить с людьми дварак’ата, затем произнести мольбу (ду’а) и надеть свою одеждупо-другому...».
2. Исам ибн Йусуф аль-Бальхи, один изсподвижников имама Мухаммада и последователь имама Абу Йусуфа, «издавалфетвы, которые противоречили словам Абу Ханифы, поскольку он не знал одоводах последнего, в то время как ему представлялись другиедоказательства, на основании которых он выносил фетвы». Поэтому «передсовершением поясного поклона (руку’) и вставая после него, он поднималруки (до уровня плеч)», как об этом сообщается во множестве (мутаватир)достоверных хадисов, являющихся Сунной Пророка .А три имама (т.е. Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад) высказывались поэтому вопросу иначе. Подобным образом и должен поступать каждыймусульманин, следуя высказываниям четырех имамов и других авторитетныхзнатоков религии (улемов), как об этом было упомянуто выше.
Подводяитог, выражаю искреннюю надежду, что никто из последователей имамов небросится осуждать принципы этой книги, отказавшись от содержащейся вней Сунны Пророка лишь на том основании, что эта Сунна противоречит их мазхабу. Янадеюсь, что такой человек, наоборот, объективно рассмотритвышеприведенные нами увещевания имамов о необходимости поступатьсогласно Сунне и отказаться от их взглядов, если они противоречат ей. Ятакже надеюсь, что такой человек поймет, что осуждение методологии этойкниги равнозначно осуждению любого из имамов, за которым он следует. Я,как было уже разъяснено, взял эту методологию, к которой нам быловелено обращаться в случае разногласий и на которую мы должныполагаться, от самих имамов. Кто отказывается следовать в этом вопросеуказаниям имамов, тот подвергает себя большой опасности, ибо, поступаятак, он отворачивается от Сунны.
Ведь Всевышний Аллах сказал:«Но нет, — клянусь Господом твоим! — не уверуют они до тех пор, пока несделают тебя судьёй в возникающих между ними (спорах), пока неперестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они неподчинятся полностью» ( Сура «Женщины», аят 65 ) .
МолюВсевышнего Аллаха включить нас в число тех, о которых Он сказал:«Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его Посланнику, чтобы онрассудил их, они только говорят: «Мы слышим и повинуемся!» Такиепреуспеют! И кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, и страшитсяАллаха, и боится Его, этим - предстоит успех!» ( Сура «Свет», аяты51-52 ).
Шейх Мухаммад Насирруддин аль-Албани
Дамаск, 13 число месяца джумада аль-авваль, 1370 г. х. (20.02.1951)