Ругал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, кого-либо?

147389: Ругал ли Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, кого-либо?

Мне сложно понять эти два хадиса.
Первый хадис из книги аль-Бухари (глава о достоинствах). Му'аз ибн Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы вышли с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на сражение при Табуке. Он соединял молитвы: полуденную молитву он совершил вместе с послеполуденной, а вечернюю – с ночной. На другой день он отложил полуденную молитву, потом он вышел (к людям) и совершил её вместе с послеполуденной. После он вошел (к себе в палатку), а после вновь вышел и совершил вечернюю и ночную молитвы. После этого он сказал: „Если пожелает Аллах, завтра вы будете у источника Табук, однако достигнете вы его не раньше того времени, когда будет уже светло. Так пусть же тот, кто подойдет к этому источнику, не прикасается к воде, пока туда не подойду я!" Когда мы подошли к этому источнику, оказалось, что там уже находились два человека, а из источника текло мало воды. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил их: „Прикасались ли вы к этой воде?" Они сказали: „Да". Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отругал их и сказал им то, что было угодно Аллаху. После сподвижники стали черпать руками из этого источника воду, пока не собрали её в посуду. Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, омыл этой водой лицо и руки, а потом вылил эту воду обратно в источник. После этого вода из него стала поступать в изобилии, и люди смогли напиться. Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „О Му'аз, если проживешь ты достаточно долго, то увидишь здесь множество садов"».
Второй хадис также приводится в «Сахих аль-Бухари», в главе о проявлении почтительности, поддержании родственных связей и благовоспитанности.
Передается от 'Аиши, да будет доволен её Аллах, что к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошли двое мужчин, поговорили с ним о чём-то, о чём она не знала, и разгневали его. А он стал проклинать и бранить их. Когда они ушли, 'Аиша сказала: «О Посланник Аллаха, эти двое не относятся к числу тех, кому досталось благо». Пророк спросил: «Почему же?» Она сказала: «Ты ведь проклял и бранил их». Тогда он сказал: «Разве ты не знаешь ты то, о чём я попросил своего Господа? Я сказал: „О Аллах, я только человек, и, если я прокляну или выбраню какого-нибудь мусульманина, сделай это для него очищением и наградой"».
Вопрос мой таков.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал нас воздержанности в речи, Коран наполнен аятами о благости в словах. Также в жизнеописании Пророка упоминается много случаев, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проявлял мягкость в речи, даже когда иудеи дерзко говорили с ним, и когда он разгневался на мать правоверных 'Аишу, да будет доволен её Аллах.
Как предыдущие два хадиса соотносятся с остальными достоверными текстами из Корана и Сунны, зная, что предыдущие хадис также достоверны?

Хвала Аллаху.

Кротость, выдержка и воздержанность в речи являются одними из самых великих черт Пророка нашего Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Восхваление этих его качеств упоминается и в текстах Писаний предыдущих пророков. Сказал Всевышний Аллах:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِنَ اللَّهِ لِنْتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنْتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لَانْفَضُّوا مِنْ حَوْلِكَ

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 159).

Передается от 'Абдуллаха ибн 'Амру ибн аль-'Аса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Клянусь Аллахом, он описан в Торе с теми же чертами, с которыми он упомянут в Коране <...> Он не груб, не жесток, не криклив на рынках, не отвечает злом на зло, но прощает и милует» (аль-Бухари № 2125).

По этим чертам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был узнаваем среди своих сподвижников, и его жизнеописание распространилось по всему миру.

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оскорблял, не говорил ничего непристойного, не проклинал (людей) и не поносил (их). А если он хотел выразить кому-нибудь из нас свое порицание, то обычно говорил: „Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб!"» (аль-Бухари № 6031).

Его сострадание распространялось не только на мусульман, но и на многих многобожников и лицемеров.

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды (некто) сказал: «О Посланник Аллаха, обратись к Аллаху против многобожников!» Он сказал: «Я не был послан в качестве проклятия, но – в качестве милости»(Муслим № 2599).

И если бы мы стали перечислять все примеры из достоверной Сунны, которые являются следствием его, да благословит его Аллах и приветствует, слов: «Воистину, я был послан только в качестве милости», то, как бы много не написали, в любом случае смогли бы охватить лишь малый объем преданий из Сунны.

В то же время мы скажем, что присущие ему, да благословит его Аллах и приветствует, в большинстве случаев милость и сострадание, не означает, что в некоторых случаях, когда это было необходимо, Пророк, мир ему и благословение, не проявлял редкое исключение. Ведь он был человеком. Во всем это есть большая мудрость.

1. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был правителем мусульман. И правитель в некоторых ситуациях для исправления положения людей и для улучшения дел обязан проявлять некоторую строгость, чтобы кротость и снисходительность правителя не обольщала их. Разве Вы не знаете того, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел забить камнями прелюбодея? Он проявил строгость и некоторую суровость в наказании, но исправление общества невозможно без проявления справедливости и применении Закона Аллаха. В ином случае кротость и скоромность лишь испортила бы жизнь людей, и общество было бы разрушено и уничтожено.

К этому выводу пришел аль-Кады 'Ийад, да помилует его Аллах, прочитав хадис от Му'аза, который упоминается в вопросе. Он сказал: «В хадисе упоминается о воспитании, которое правитель проявляет посредством слов и ругания человека, не унижая его» (Икмялу-ль-му'лим. Т. 7. С. 242).

2. Возможно, великой мудростью является и установление всей полноты силы, которой наделил Великий и Всемогущий Аллах этого благородного Посланника. Сказал Всевышний Аллах:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِمَنْ كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура 33 «Союзники», аят 21).

Строгость и суровость, которые были проявлены в верных ситуациях, есть необходимость, к которым прибегают судьи и предводители мусульманской общины. Примером им в этом является Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Исправление невозможно без объединения двух методов – прельщения и устрашения, страха и надежды.

Поэтому в жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно обнаружить некоторые ситуации, когда он был суровым. И это были такие случаи, когда положение требовало проявления строгости и суровости.

Передается от 'Аиши, да будет доволен её Аллах: «Когда бы ни предоставлялся Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выбор одного из двух дел, он неизменно выбирал более легкое из них, если только оно не являлось греховным. И если было в нем нечто греховное, то он держался от него дальше, чем кто-либо из людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за Аллаха» (аль-Бухари № 3560, Муслим № 2327).

Слова 'Аиши, да будет доволен её Аллах: «...но если совершалось нечто запрещенное Аллахом, то он мстил за Аллаха» являются доказательством наших слов.

Также к подобным примерам можно и отнести два упомянутых в вопросе хадиса. Причина, из-за которой потребовалась суровость в словах со стороны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояла в следующем, как это упоминали толкователи и комментаторы. Двое мужчин, которые испортили для мусульман родниковый источник Табук, были лицемерами, и сделали они это намеренно, чтобы навредить мусульманам и лишить их питья. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наказал их минимальным видом наказания, которое мог бы вынести судья, - он вынес им осуждение и был суров с ними при разговоре.

Аль-Уакыди, да помилует его Аллах, сказал:

«Среди того, что было рассказано мне, следующее. К нему (источнику с водой) устремились четыре лицемера: Му'таб ибн Кашир, аль-Харис ибн Йазид ат-Таи, Уади'а ибн Сабит и Зейд ибн Лясыт» (ар-Рауду-ль-унуф. Т. 7. С. 384). Смотрите также: Ибн Исхак «Магази» (С. 605-606).

Ибн Хазм, да помилует его Аллах, сказал:

«Они заслужили ругание от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как нарушили приказ своего Пророка о воде» (аль-Ихкям фи усуль-ль-ахкям. Т. 3. С. 282).

3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не был защищен от ошибок в речи или от моментов, когда язык опережал мысль. Иногда он думал, что определенный человек заслуживает проклятия и порицания, и поэтому, опираясь на внешнюю половину дела, он ругал человека. И если человек не заслужил этого сильного порицания или проклятия, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Милостивому и Милосердному Аллаху, чтобы эти проклятия были помещены в чашу с добрыми деяниями этого человека, или стали для него очищением и прощением греха. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О Аллах, я только человек, и, если я прокляну, выбраню или велю наказать ударами плетью какого-нибудь мусульманина, сделай это для него очищением и милостью» (Муслим № 4706).

В другой версии от него сказано: «О Аллах,воистину, Мухаммад только человек. Гневается, как гневаются остальные люди. У меня есть Твой договор, который Ты не станешь нарушать. Какого бы верующего я не обидел, не выбранил или не велел наказать плетьми, то сделай (это наказание) очищением для него и приближением к Тебе в День Суда» (Муслим № 4708).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

«Эти два хадиса наглядно дают понять насколько Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жалел свою общину, заботился об её интересах, и желал для её членов всё, что приносит им пользу. Предание, которое было приведено последним, разъясняет смысл всех остальных преданий. (Оно разъясняет), что мольба Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на самом деле будет милостью и очищением для тех мусульман, кто не заслуживал брани, проклятия и прочего. Наряду с этим Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбой против неверующих и лицемеров, и это не было для них милостью.

Если же кто-то спросит о том, как он может обращаться с мольбой против человека, ругать его или проклинать, хотя этого человек не заслуживает? Вкратце, ответ, который дали ученые, таков.

Причина первая. Под словами „заслуживают этого" не подразумеваются люди, которые заслуживают этого перед Аллахом, по сути дела, но имеются в виду люди, которые внешне это заслужили. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, на основании Шариата видится, что человек заслужил этого, хотя на самом деле это не так. Но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязан опираться на внешнее, а то, что скрыто, подвластно лишь Аллаху.

Вторая состоит в том, что ругание, мольба против кого-либо и прочее не были намеренными, но произошло это из-за обычаев арабов прибавлять некоторые выражения без намерения (желать именно это). К подобным словам относится выражение: „Да покроется пылью твоя правая рука" <...> и пр. Произнося это, арабы не подразумевают мольбу против человека, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опасался, что Аллах ответит на подобные слова, поэтому попросил Господа Всевышнего сделать их милостью и очищением, приближением и наградой. Подобные выражения он произносил очень редко. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сквернословил, не оскорблял, не проклинал и не мстил за себя. Ранее в хадисе было сказано, что к нему обратились с просьбой „Обратись к Аллаху против (племени) Даус", но он сказал: „О Аллах, выведи Даус на прямой путь!", также он сказал: „О Аллах, прости моему народу, воистину, они не ведают!"» (ан-Навави. Шарх Сахих Муслим).

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»

http://islamqa.info/ar/147389

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика