В каких ситуациях нужно использовать сивак
Вопрос #2577:
Сунны в использовании сивака Что такое сивак? Каково шариатское постановление о его использовании? Каким должен быть сивак, когда и как его нужно использовать? Существуют разновидности сивака с разными вкусами – со вкусом лимона и др. Их шариатское положение такое же, как и обычного сивака?
Ответ:
Хвала Аллаху.
Сивак означает чистку полости рта и зубов зубочисткой, а так же предмет для чистки зубов, которую делают из веток (и корней дерева арак).
Сивак – это способ очистки полости рта, который является причиной довольства Аллаха, как достоверно передается в хадисе от ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах – о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сивак очищает полость рта и является причиной довольства Господа». Хадис приводит без упоминания цепочки передатчиков ал-Бухари в комментариях в своем «Сахихе» (2/274). Этот хадис так же передали Ахьмад (6/47), ан-Насаи (1/50) с достоверной цепочкой передатчиков (см. «ал-Ирваъ» 1/105).
Использование мисвака настоятельно рекомендуется, как сказано в хадисе Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой». Хадис передали ал-Бухари (2/299) и Муслим (1/151). В версии ал-Бухари говорится: «С каждым омовением (вудуъ)».
Имам ан-Навави – да помилует его Аллах – передал консенсус (иджма’) авторитетных ученых о желательности использовании сивака и о том, что это является сунной. На огромную значимость сивака указывает тот факт, что некоторые праведные предшественники (салафы) считали его использование обязательным (ваджиб), как например имам Исхьакъ б. Рахавайх.
Времена, когда рекомендуется использовать сивак:
Сивак рекомендуется использовать в любое время дня и ночи из-за общего смысла слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в вышеприведенном хадисе ‘Аиши: «Сивак очищает полость рта и является причиной довольства Господа».
Ученые выделили времена, в которых желательность использования сивака еще сильнее:
1. При малом омовении и молитве, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой», а в другой версии хадиса: «С каждым омовением», как было приведено выше.
2. При возвращении домой и присоединении к своей семье, как достоверно передается в хадисе ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах, – когда ее спросили: «С чего начинал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он приходил домой?», она ответила: «Когда он входил в свой дом, первое, что он делал, это использование сивака». Хадис передал Муслим (1/220).
3. Сразу после пробуждения ото сна. Передается, что Хузайфа б. ал-Йаман – да будет доволен им Аллах – сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ночью (на молитву), честил рот сиваком». Хадис передали ал-Бухари (1/98) и Муслим (1/220). «Чистил рот» здесь означает: полоскал водой и чистил сиваком.
4. В случае изменения запаха изо рта, будь то из-за еды с сильным запахом (чеснок, лук и т.п.) или в результате продолжительного голода, жажды и т.д. Потому что, когда говорят, что сивак очищает рот, то это говорит о необходимости использования сивака, когда рот нуждается в очищении.
5. При входе в мечеть, потому что это относится к украшению себя, что является повелением Аллаха для каждой мечети. Всевышний сказал: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети». А так же из-за присутствия в мечетях ангелов и собрания молящихся.
6. При чтении Корана и в собрании тех, кто поминает Аллаха, во время которого также присутствуют ангелы.
Использование сивака во время поста:
По единогласному мнению ученых – да помилует их Аллах – нет проблем в том, чтобы использовать сивак постящимся в начале дня поста, но их мнения разошлись относительно его использования после полудня — некоторые из них сказали, что это нежелательно. Правильным мнением является, что это сунна для постящегося, как и для того, кто не постится из-за общего смысла доказательств, указывающих на это. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал исключения для определенного времени, а текст с общим смыслом должен оставаться таковым до тех пор, пока нет конкретизирующего текста. Что касается приведения в качестве доказательства хадиса Али б. Абу Талиба – да будет доволен им Аллах, – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы соблюдаете пост, используйте сивак утром, но не во второй половине дня», который передал ад-Даракъутни, то это слабый хадис. Ибн Хаджар в «Талхис ал-Хабир» (1/62) сказал, что его иснад даиф. Нет доказательств, что эти слова принадлежат Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Что касается его слов: «Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем запах мускуса» (ал-Бухари, 229 и Муслим, 2/806), то использование сивака не уничтожает этот запах, потому что его причиной является пустой желудок, что может иметь место и в начале дня, если постящийся не принимал пищу перед рассветом. Все ученые согласны с тем, что дозволено использовать сивак в начале дня. Это показывает, что использование сивака является желательным (мустахаб) в течение всего поста, и нет разницы между его использованием в начале дня или в конце.
Каким должен быть сивак:
Ученые единогласны в том, что лучше использовать для сивака ветки дерева арак, поскольку у них приятный запах, они волокнистые, подобно щетке, что является удобным для удаления остатков пищи между зубами и т.д. Так же в хадисе Абд-Аллаха б. Мас’уда – да будет доволен им Аллах – передается, что он сказал: «Я собирал ветки арака для сивака для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Хадис передал Ахьмад (3991) с хорошим иснадом (см. «ал-Ирваъ» 1/104).
При отсутствии веток арака, ученые рекомендовали использовать ветви пальмы или оливкового дерева, но хадисы об этом не являются достоверными.
Правильным мнением является то, что при отсутствии сивака вместо него можно использовать любые очищенные и безвредные веточки для очищения и удаления того, что остается на зубах. Так же могут быть полезны обычные зубные щетки.
Что нельзя использовать в качестве сивака?
Ученые сказали, что нельзя делать сивак из ядовитых или нечистых веток, а так же использовать для этого все, что приводит к кровотечению, повреждениям или болезни.
Описание мисвака:
Ученые фикха сказали, что желательно использовать сивак средней толщины и длины. Сивак должен быть не толще мизинца, и на нем должны отсутствовать узлы. Сивак не должен быть настолько сырым, что он легко сгибается, потому что такой сивак не удаляет грязь. Он так же не должен быть настолько сухим, что может поранить рот или будет крошиться. Безусловно, это вопросы касающиеся совершенства, потому что существующие доказательства не ограничивают сивак определенными параметрами, но разрешают пользоваться любым видом сивака, при помощи которого можно достигнуть желаемого результата.
Способ использования сивака:
Ученые фикха разошлись во мнениях насчет того, какой рукой использовать сивак – правой или левой.
Большинство ученых считают, что нужно использовать для этого правую руку из-за общего смысла хадиса ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах, – которая сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил начинать с правой стороны, когда надевал обувь, слезал с верхового животного, совершал омовение и во всех своих делах». Согласованный хадис. А также, потому что сивак является актом послушания и приближения к Аллаху, что не совершается левой рукой.
Ряд ученых сказали, что желательно использовать сивак левой рукой, потому что это относится к удалению нечистот. Это известное мнение мазхаба имама Ахмада, которое так же выбрал Шейх Ислама Ибн Таймийа – да помилует его Аллах.
Некоторые ученые сказали, что если целью является следование сунне, то следует использовать правую руку, а если целью является удаление нечистот, то левую. Более правильным является то, что этот вопрос открыт, потому что нет достоверного конкретизирующего текста, и каждое из указанных мнений опирается на свои доводы.
Фукаха считают желательным начинать использование сивака с правой стороны и движения должны быть по горизонтали, так как движениями по вертикали (верх-вниз) можно поранить десна. Среди этикета сивака они отметили следующие:
- Сивак нельзя использовать в присутствии людей или в общественном месте, потому что это противоречит порядочности.
- Сивак нужно промывать после каждого использования, чтобы очистить от загрязнений. В хадисе ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах – передается, что она сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после использования сивака отдавал его мне, чтобы я промыла его. Сначала я использовала этот сивак, и только после этого промывала и отдавала ему». Хадис передал Абу Дауд (1/45).
- Сивак нужно хранить в чистом месте.
Использование пальца вместо сивака:
Среди ученых есть разногласие насчет дозволенности использования пальца вместо сивака при отсутствии альтернативы. Ближе к истине мнение о том, что использование пальца не может заменить сунну, потому что этому нет основания в Шариате, и это не приводит к очищению полости рта, как это происходит в случае с сиваком и его эквивалентами.
Вместо сивака можно использовать современные средства для поддержания гигиены полости рта, подобно зубной щетке, которые удаляют нечистоту и освежают дыхание.
Нет ничего предосудительного в использовании сивака с ароматом мяты или лимона и другими вкусами до тех пор, пока отсутствует вред. Но тому, кто соблюдает пост, нельзя использовать ароматизированный сивак, и в течении дня поста он должен ограничиться простым сиваком.
А Всевышний Аллах знает лучше.
http://www.fatwaonline.net