Что является уважительной причиной, чтобы прервать пост?
Кто бы ни нарушил пост в течение Рамадана, без уважительной причины, совершил серьёзный и большой грех. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, описывая увиденный им сон: «…Когда я был на горе, я услышал громкие крики. Я спросил: «Что это за крики?» Они сказали: «Это вой людей в Адском пламени». Затем я был взят (на тот свет) и увидел людей, подвешенных на своих сухожилиях, с разорванными уголками рта, истекающего кровью. Я спросил: «Кто это?». Они сказали: «Это люди нарушившие свой пост до того, когда это позволено, т.е. до времени ифтаар.» (Сахих ат-Таргиб)
Что является уважительной причиной для прерывания поста?
1.) В случае тяжелой болезни человек может не поститься. Основанием этому служит аят : «…а кто болен или в пути, то – число других дней…» (аль- Бакара 2:185).
Однако если болезнь несерьёзная, такая как кашель или головная боль, то это не причина для прерывания поста. Если есть медицинское подтверждение или человек знает из своего личного опыта, или он уверен, что пост усугубит его болезнь или задержит выздоровление, то ему позволено, не поститься. Более того, пост для него становится нежелательным (макрух).
Если человек серьёзно болен, он не обязан ночью намереваться поститься следующий день, даже если существует возможность выздоровления на следующее утро, потому что рассмотрению подлежит положение больного на текущий момент.
В эту же категорию попадают беременные и кормящие женщины, если у них возникает опасение за свое здоровье и здоровье ребенка. Перед Рамаданом беременной женщине необходимо проконсультироваться с врачом, и если он решил, что нет угрозы для нее и для плода, то она обязана поститься. То же самое касается кормящей женщины, если они видит, что молоко не пропадает и что пост не вызывает угрозу для здоровья как ее собственного, так и ребенка.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Не дозволено беременной и кормящей грудью не соблюдать пост, кроме как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
2.) Если пост вызывает потерю сознания у него, он должен прервать свой пост и восполнить его позже. (Фатава, 25/217). Если человек теряет сознание в течение дня и приходит в себя перед Магрибом или после, его пост всё ещё действителен, при условии, что он постился утром; если он без сознания между Фаджром и Магрибом, тогда, согласно большинству учёных, его пост недействителен. Согласно большинству учёных, обязательным для человека, потерявшего сознание, является восполнить пост позже, вне зависимости, сколько он пробыл без сознания. (Аль-Мугхи ма’а аль-Шахр аль-Кабир, 1/412,3/32, аль-Мавсуа аль-Фикхийа аль-Кувайтийа, 5/268).
Некоторые учёные выпустили фетву о том, что человек, который потерял сознание или принял снотворные таблетки или принял общую анестезию, исходя из курса лечения, и потерял сознание на три дня или менее, должен восполнить пост позже, потому что он рассматривается как тот, кто уснул; если он бессознателен более чем три дня, он не должен восполнять пост, потому что он рассматривается как потерявший разум. (Из устных фетв Шейха Абдуль-Азиза ибн База).
3.) Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или некоторые из его органов могут быть непоправимо повреждены, и это серьезно, он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни – обязательно.
Но не позволительно прекращать свой пост из-за сносного неудобства или из-за чувства усталости или из-за боязни воображаемых болезней.
4.) Людям, работающим на физически трудоёмких работах, не позволено прекращать свой пост, и они должны ночью вознамериться поститься следующий день.
Если они не могут прекратить работу и опасаются какого-нибудь увечья, которое может с ними произойти на производстве в течение дня, или они сталкиваются с какими-то экстремальными трудностями, которые вынуждают их прервать пост, тогда они должны прекратить пост и восполнить его позже.
Работники на физически трудоёмких работах, таких как работа с топками и выплавкой металла, должны постараться изменить рабочий график, чтобы работать ночью, или взять отпуск в Рамадан, или даже взять неоплачиваемый отпуск, но если это невозможно, они должны искать другую работу, где бы они совместили свои религиозные и мирские обязанности.
» А кто боится Аллаха, тому устроит Он исход. И даст ему пропитание, откуда он и не рассчитывает» (Аль-Талак 65:2-3).
(Фатава аль-Ладжна аль-Даима 10/233,235).
5.) Экзамены студентов, это не причина для прерывания поста во время Рамадана, и не позволительно подчиняться родителям в прерывании поста из-за экзаменов, потому что нет подчинения созданиям, если это приводит к неподчинению Создателю. (Фатава аль-Ладжма аль-Даима 10/241).
6.) Те, которым нужно прервать свой пост, чтобы спасти кого-то, чья жизнь в опасности, могут прервать пост и должны восполнить его позже. Это применимо, когда кто-нибудь тонет или нужно потушить огонь. (если при этом вода попадет в желудок)
“70 основных моментов, касающихся поста”,
шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.