О достоинстве поминания, не связанного с каким-либо периодом времени
Краткая глава о том, что было сказано о достоинстве поминания, не связанного с каким-либо периодом времени
Аллах Всевышний сказал: «...ведь поминание Аллаха ? самое главное...»[1]
Всевышний также сказал: «Так поминайте же Меня, и Я буду помнить о вас...»[2]
Всевышний также сказал: «Проглотил его кит, и был (Йунус) достоин порицания. А если бы не был он из числа прославляющих, то непременно остался бы во чреве его до Дня воскресения!»[3]
Всевышний также сказал: «Они без устали занимаются восхвалением днём и ночью».[4]
10. Имамы мухаддисов Абу ‘Абдуллах Мухаммад бин Исма‘ил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури, да будет доволен Аллах ими обоими, приводят в своих “Сахихах” хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, который передал больше хадисов, чем кто-либо иной из числа сподвижников. Согласно наиболее верному примерно из тридцати вариантов, его имя ? ‘Абд ар-Рахман бин Сахр, да будет доволен им Аллах. Он передал, что посланник Аллаха, , сказал:
? Есть два слова[5], которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова): «Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым!/»
Этот хадис приводится последним в “Сахихе” аль-Бухари.
11. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
? (Однажды) посланник Аллаха, , сказал мне: «Не сообщить ли тебе о том, какие слова Аллах любит больше всего? Поистине, любимыми словами для Аллаха являются слова “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”».[6]
В другой версии этого хадиса сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
? (Однажды) посланника Аллаха, , спросили: «Какие слова являются наилучшими?» ? на что он ответил: «Те, которые Аллах избрал для Своих ангелов (или: для Своих рабов), ? “Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи”».
12. Передают со слов Самуры бин Джундаба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Есть четыре слова, которые Аллах Всевышний любит больше всего, ? “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”, и с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе». [7]
13. Передают со слов Абу Малика аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Очищение ? половина веры[8], (слова) “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” заполнят собой[9] Весы, (слова) “Слава Аллаху и хвала Аллаху /Субхана-Ллах ва-ль-хамду ли-Ллях/” заполнят собой (пространство) между небесами и землёй...».[10]
14. Передают со слов матери правоверных[11] Джувайрийи бинт аль-Харис, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) утром после совершения молитвы[12] пророк, , вышел от неё, когда она находилась на месте совершения своей молитвы[13], а утром /духа/[14] он вернулся обратно, (увидел, что) она сидит (там же)[15], и спросил: «Ты всё ещё находишься в том же положении, в котором я тебя оставил?» (Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах,) ответила: «Да», и тогда пророк, , сказал: «(Выйдя от) тебя, я трижды повторил четыре слова[16], но если (сравнить их) по весу со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесят! (Я говорил): “Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений, и (столько раз, сколько будет) Ему угодно, и (пусть вес этих славословий и похвал будет равен) весу Его престола, и (пусть для записи их потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов![17] /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи ‘адада халькы-хи, ва рида нафси-хи, ва зината ‘арши-хи ва мидада кялимати-хи!/”»[18]
В другой версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк, , сказал): «Слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, и (пусть вес этих славословий будет равен) весу Его престола и (пусть для записи их потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов! /Субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи!/».
В той версии (этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что пророк, сказал):
? Не научить ли тебя (другим) словам, которые ты (могла бы) говорить? (Говори): «Слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько существует) Его творений, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху (столько раз, сколько будет) Ему угодно, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет равен) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть вес славословий Ему будет равен) весу Его престола, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов, слава Аллаху, (и пусть для записи славословий Ему потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов! /Субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи ‘адада халькы-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи рида нафси-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи зината ‘арши-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи, субхана-Ллахи мидада кялимати-хи!/».
15. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, сказал: «Поистине, произнесени слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” я люблю больше того, над чем восходит солнце[19]».[20]
16. Передают со слов Абу Аййуба аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал:
? Человек, который десять раз в день скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир/», подобен тому, кто освободил четырёх рабов из числа потомков Исма‘ила[21]».[22]
17. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
? Тому, кто сто раз в день скажет: «Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может», запишется такая же (награда, какая полагается) за освобождение десяти рабов, и запишется ему (совершение) ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше сделанного им, кроме (такого) человека, который сделает ещё больше[23]».[24]
18. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «С того, кто по сто раз в день будет говорить: “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”, будет снято (бремя всех) его грехов[25], даже если окажутся они подобны пене морской».[26]
19. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Лучшим поминанием является произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”».[27]
20. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «(Человек,) поминающий своего Господа, и тот, кто своего Господа не поминает, подобны живому и мёртвому»..[28]
21. Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
? (Как-то раз) к посланнику Аллаха, , пришёл один бедуин, который попросил (его): «Научи меня (каким-нибудь) словам, которые я стал бы повторять», (на что пророк, ,) сказал (ему): «Говори: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Аллах велик, намного (более велик, чем всё остальное), многая хвала Аллаху, слава Аллаху, Господу миров, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, Всемогущего, Мудрого! /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху. Аллаху акбар кябиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи кясиран ва субхана-Ллахи, Рабби-ль-‘алямин, ва ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Азизи-ль-Хаким!/”» (Бедуин) сказал: «Это ? для моего Господа, а что же для меня?» (Пророк, ,) сказал: «Говори: “О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и выведи меня на правильный путь, и даруй мне средства к существованию /Аллахумма,-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-хди-ни ва-рзук-ни/”».[29]
22. Сообщается, что Са‘д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:
? (Однажды, когда) мы находились у посланника Аллаха, , он спросил: «Сможет ли кто-нибудь из вас ежедневно совершать по тысяче добрых дел?» Один из его собеседников спросил: «Как же может (человек) совершать по тысяче добрых дел?!» ? (и тогда пророк, ,) сказал: «(Он может делать это,) восхваляя Аллаха по сто раз (в день)[30], и тогда ему будет записываться по тысяче добрых дел[31] (или: и тогда будет с него сниматься (бремя) тысячи прегрешений)[32]».[33]
Аль-Хумайди сказал:
? Так (этот хадис) приводится в книге Муслима, (где сказано): «или: и тогда будет с него сниматься…»
Аль-Баркани сказал:
? (Этот хадис) передавали также Шу‘ба, Абу ‘Авана и Йахйа аль-Каттан, ссылавшиеся на слова Мусы, со слов которого одним из путей передавал его и Муслим, и они говорили: «…а (бремя)…будет с него сниматься», передавая его без “алифа”[34].
23. Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(Каждый день) с наступлением утра каждому из вас следует давать садаку[35] столько раз, сколько есть (в его теле) суставов[36]. Каждое произнесение слов “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” есть садака, и каждое произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” есть садака, и каждое произнесение слов “Аллах велик /Аллаху акбар/” есть садака, и побуждение к одобряемому (шариатом) есть садака, и удержание от порицаемого (им) есть садака, но всё это заменяют собой два раката (добровольной дополнительной молитвы) утром /духа/[37]».[38]
24. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
? (Однажды) посланник Аллаха, , спросил меня: «Не указать ли тебе на одно из сокровищ рая?» Я сказал: «Конечно, о посланник Аллаха!» ? (и тогда) он сказал: «(Это ? слова) “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”».[39]
25. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) он вместе с посланником Аллаха, , зашёл к одной женщине, которая прославляла Аллаха, перебирая лежавшие перед ней косточки[40] /или: мелкие камешки/. (Увидев это, пророк, ,) сказал:
? Я укажу тебе на то, что будет для тебя легче /или: лучше/. (Говори:) «Слава Аллаху по числу Его творений в небесах, и слава Аллаху по числу Его творений на земле, и слава Аллаху по числу (Его творений) между (небом и землёй), и слава Аллаху по числу (всего) того, что Он ещё создаст /Субхана-Ллахи ‘адада ма халяка фи-с-сама’и, ва субхана-Ллахи ‘адада ма халяка фи-ль-арди, ва субхана-Ллахи ‘адада ма байна заликя, ва субхана-Ллахи ‘адада ма хуа Халик/». И то же самое касается слов “Аллах велик”, “Хвала Аллаху”, “Нет бога, кроме Аллаха” и “Нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха”[41].[42]
26. В хадисе с хорошим иснадом, приводимом в “Сунан” Абу Дауда и ат-Тирмизи и передаваемом со слов сподвижницы из числа мухаджиров[43] Йусайры, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что пророк, , велел им[44] уделять внимание произнесению слов “Аллах велик /Аллаху акбар/”, “Преславный, Пресвятой /Суббухун, Куддус/” и “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и вести счёт с помощью кончиков пальцев,[45] ибо, поистине, их будут спрашивать.
27. Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, , прославлял Аллаха, ведя счёт с помощью пальцев». В другой версии этого хадиса также сказано: «...правой руки».[46]
28. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
? Обязательно войдёт в рай тот, кто скажет: «Доволен я Аллахом как Господом, исламом ? как религией и Мухаммадом ? как посланником /Радийту би-Лляхи Раббан, ва би-ль-ислами динан ва би-Мухаммадин расулян».[47]
29. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Буср, да будет доволен им Аллах, сказал:
? (Как-то раз) один человек попросил: «О посланник Аллаха, поистине, установлений ислама для меня слишком много[48], так скажи мне что-нибудь такое, чего я стану твёрдо придерживаться». (В ответ ему пророк, ,) сказал: «Пусть язык твой без устали поминает Аллаха».[49]
30. Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланника Аллаха, , спросили: «Кто из рабов займёт наиболее высокое положение пред Аллахом в День воскресения?» Он ответил: «(Люди,) часто поминающие Аллаха». Я спросил: «О посланник Аллаха, (неужели положение их будет выше,) чем положение сражающегося на пути Аллаха?!» Он сказал: «Даже если он будет рубить мечом своим неверных и многобожников, пока меч не сломается и не окрасится кровью, поминающие Аллаха (всё равно будут) выше него».[50]
31. Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
? (Однажды) посланник Аллаха, , сказал (людям): «Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой[51], благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?» Они сказали: «Конечно!» ? (и тогда пророк, ,) сказал: «(Это ?) поминание Аллаха Всевышнего».[52]
32. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
? Во время своего ночного путешествия я встретил Ибрахима, , который сказал (мне): «О Мухаммад, передай мои приветствия (членам) своей общины и скажи им, что земля в раю благодатна, а вода сладка, и что (рай) представляет собой равнину, и что растениями, которые растут там, являются (слова) “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”».[53]
33. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Для того, кто произнесёт слова “Слава Аллаху и хвала Ему /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи/”, в раю будет посажена пальма».[54]
34. Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
? (Однажды) я спросил посланника Аллаха, : «О посланник Аллаха, какие слова Аллах любит больше всего?» ? на что он ответил: «Те, которые Аллах избрал для Своих ангелов, ? “Преславен Господь мой, хвала Ему, преславен Господь мой, хвала Ему /Субхана Рабби ва би-хамди-хи, Субхана Рабби ва би-хамди-хи/”».[55]
А теперь я перейду к тому, что является целью моей книги, и буду приводить слова поминания в соответствии с тем, как в большинстве случаев проводят своё время люди. Я начну с пробуждения человека, потом перейду к делам, которыми он занимается, пока не наступает ночь, а потом ? к тому, что он должен говорить, когда пробуждается ото сна ночью, после чего снова засыпает, а помощи следует просить у Аллаха.
[1] “Паук”, 45.
[2] “Корова”, 152.
[3] “Выстроившиеся в ряды”, 142 – 144.
[4] “Пророки”, 20.
[5] Имеются в виду фразы.
[6] Этот хадис приводит Муслим.
[7] Этот хадис приводит Муслим.
[8] В данном случае под “верой” подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за неё, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна.
[9] Передатчик этого хадиса был не уверен, в каком числе ? двойственном или единственном ? в данном хадисе стоит глагол “наполнят” (тамля’ани ? тамля’у). Если здесь необходимо единственное число, то слова пророка, , следует понимать как указание на то, что каждое из этих слов может заполнить собой пространство между небом и землёй, а если двойственное, это значит, что они могут заполнить собой это пространство в сочетании друг с другом.
[10] Этот хадис приводит Муслим.
[11] “Мать правоверных” ? почётный эпитет жён пророка, . См. “Сонмы”, 6.
[12] Имеется в виду дополнительная молитва в два раката, совершаемая перед обязательной утренней молитвой.
[13] Это было ещё до рассвета.
[14] Духа ? период времени, начинающийся с того момента, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, и продолжающийся почти до полудня.
[15] Здесь подразумевается, что всё это время Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах, поминала Аллаха и обращалась к Нему с мольбами.
[16] Имеются в виду фразы.
[17] В Коране сказано:
? Скажи: «Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море, прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы Мы добавили ещё столько же чернил» (“Пещера”, 109).
[18] Этот хадис приводит Муслим.
[19] То есть больше всего мира этого.
[20] Этот хадис приводит Муслим.
[21] Иначе говоря, этот человек получит такую же награду.
[22] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[23] Иначе говоря, кроме того, кто произнесёт эти слова большее количество раз.
[24] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[25] Здесь имеются в виду грехи раба перед Аллахом, если же грех заключается в нанесении каких-либо обид людям, то обязательное условие прощения такого греха состоит в том, что виновный должен загладить свою вину, либо извинившись перед обиженным, либо вернув ему то, что он присвоил или украл у него.
[26] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[27] Этот хадис приводят Ибн Маджа и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».*
* Это выражение означает, что по одним показателям данный хадис является хорошим, а по другим его можно отнести к категории достоверных.
[28] Этот хадис приводит аль-Бухари.
[29] Этот хадис приводит Муслим.
[30] То есть по сто раз произнося слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”.
[31] Поскольку за каждое доброе дело Аллах обещает человеку по меньшей мере десятикратную награду.
[32] В комментариях указывается, что слова в скобках могут являться указанием на то, что передатчик не знал точно, какую из этих двух фраз произнёс пророк, . Возможно также, что союз “или” употребляется здесь в значении “и”. В таком случае перевод данного места должен выглядеть следующим образом: «…и тогда ему будет записываться по тысяче добрых дел, а (бремя) тысячи прегрешений будет с него сниматься».
[33] Этот хадис приводит Муслим.
[34] Иначе говоря, они считали, что здесь сказано не “или” /ау/, а “и” /ва/.
[35] Садака ? добровольное даяние, милостыня. В данном случае имеется в виду либо садака как таковая, либо такое благое дело, награда за которое в мире вечном будет равна награде за садаку.
[36] Имеется в виду, что подобным образом человек должен воздать благодарность Аллаху за то, что он дожил до утра целым и невредимым. Кроме того, это является средством защиты от всевозможных бедствий.
[37] Такая молитва может состоять из разного количества ракатов ? от двух до восьми. Начинать совершать её можно по истечении трети часа после восхода солнца.
[38] Этот хадис приводит Муслим.
[39] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
[40] Очевидно, речь идёт о финиковых косточках. Эта женщина перебирала косточки, подсчитывая, сколько раз она произнесла те или иные слова поминания.
[41] То есть говори: «Аллах велик столько же раз», и говори: «Хвала Аллаху столько же раз...», и так далее.
[42] Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».
[43] Мухаджир ? переселенец. Мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников.
[44] Имеются в виду женщины.
[45] То есть поочерёдно касаясь большим пальцем кончиков других пальцев.
[46] Этот хадис с хорошим иснадом приводит ан-Наса’и.
[47] Этот хадис приводит Абу Дауд.
[48] Этот человек имел в виду, что он не может запомнить всего.
[49] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».
[50] Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
[51] Иначе говоря, о таком деле, за которое Аллах дарует вам наибольшую награду.
[52] Этот хадис приводят ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а аль-Хаким Абу ‘Абдуллах в своей книге “Аль-Мустадрак” пишет: «Его иснад является достоверным».
[53] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».
[54] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».
[55] Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис».
Книга ан-Навави «Аль-Азкар» («Поминания Аллаха»)