Грехи — причина распространения зла на земле
Грехи — причина распространения зла на земле
К последствиям грехов и прегрешений относится всевозможный вред, который они причиняют источникам воды и воздуху, посевам и фруктовым садам, жилищам и домам. Всевышний сказал:
«Зло появилось на суше и на море по причине того, что приобретают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что натворили, и чтобы они вернулись [на прямой путь]» (ар-Рум, 41).
Муджахид сказал: «Если власть переходит в руки тирана, то он вершит несправедливость и распространяет нечестие, и из-за этого Аллах удерживает дожди, отчего гибнут посевы и скотина. Аллах не любит нечестия». А потом он прочёл: «Зло появилось на суше и на море по причине того, что приобретают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что натворили, и чтобы они вернулись [на прямой путь]» (ар-Рум, 41).
Потом он сказал: «Клянусь Аллахом, речь не идёт о ваших морях. Каждое поселение, расположенное у проточной воды, — это и есть море».
‘Икрима сказал: «Зло появилось на суше и на море, но я не говорю, что это ваши моря. Это — любое поселение, расположенное у воды».
Катада сказал: «Под сушей подразумеваются жители городов, а под морем — жители деревень и провинций».
Всевышний Аллах использовал слово «бахр» (море) и в отношении пресных вод: «Не равны два моря (т.е. вида воды). Это — вкусное, пресное, приятное для питья, а это — солёное, горькое» (Фатир, 12), хотя в мире нет пресных морей. Пресными бывают проточные воды рек, а стоячие воды морей — солёные. Всё дело в том, что Аллах назвал поселения, расположенные у воды, по разновидности этих вод.
Ибн Зайд в комментарии к аяту «Зло появилось на суше и на море» сказал: «Это грехи».
Полагаю, он имел в виду, что грехи — это причина распространения зла и нечестия на земле. Если же грехи — это и есть распространившееся зло, то частица «ли» в словах «…чтобы они вкусили часть того, что натворили» указывает на следствие и результат. Согласно предыдущему толкованию, под злом подразумеваются лишения, вред и страдания, которые Аллах ниспосылает на землю, когда Его рабы грешат. И каждый раз, когда они совершают грех, Он посылает им наказание. Один из ранних мусульман сказал: «Каждый раз, когда вы совершаете грех, Аллах подвергает вас наказанию по Своей власти».
Одним словом, — а лучше всего это знает Аллах, — под злом здесь подразумеваются и грехи, и их последствия. Это очевидный смысл данного аята, и на это указывают слова Всевышнего: «…чтобы они вкусили часть того, что натворили». Таково наше положение, и Аллах даёт нам вкусить наказание на некоторые из наших проступков, и если бы Он стал наказывать нас за все совершённые грехи, то на поверхности земли не осталось бы ни единого живого существа.
Одним из последствий воздействия грехов на землю являются провалы, землетрясения и исчезновение благодати. Когда Посланник Аллаха проходил мимо поселений самудян, он велел людям плакать, вступая на эту землю. Он запретил пить из их источников и доставать воду из колодцев, а тесто, замешанное на их воде, было приказано отдать на корм верблюдам, потому что неповиновение Аллаху причиняет вред воде. Кроме того, грехи вызывают неурожай и навлекают различные болезни на плоды.
В «Муснаде» имама Ахмада приводится хадис о том, что в закромах Омейядов был найден мешочек с пшеничными зёрнами размером с финиковую косточку, а на нём было написано: «Они выросли во времена, когда царила справедливость». Многие из бед Пречистый и Всевышний Аллах ниспослал тогда, когда рабы начали грешить.
Несколько пожилых людей, живущих в пустыне, рассказали мне о том, что они собирали плоды, которые были крупнее, чем те, которые мы собираем сейчас. Им не были известны многие болезни, которые поражают плоды в наше время, поскольку они появились лишь недавно.
О последствиях грехов. Из книги «Болезнь и излечение» Ибн Каййим аль-Джаузийя