Имамы, занимавшиеся иджтихадом

 

Имамы[1], занимавшиеся иджтихадом[2]

На определённом этапе истории мусульманской мысли важную роль сыграли великие улемы, которые извлекали из Корана и Сунны установления шариата, необходимые людям во всех их делах, и предложили мусульманам совершенную и удовлетворявшую все их потребности законодательную систему.

Среди этих улемов появились и крупные факихи, которые выработали для себя принципы извлечения установлений. В совокупности своей эти правила получили название науки об основах фикха. Факихи неуклонно придерживались сформулированных ими принципов, благодаря чему нормы фикха, извлекаемые из Корана и Сунны, гармонировали друг с другом и отличались совершенством.

Таких имамов было немало, однако суждения большинства из них не фиксировались письменно и поэтому не дошли до нас, те же, суждения которых были записаны и нашли практическое применение, стали известны как четыре имама. Ими являются имамы Абу Ханифа ан-Ну'ман бин Сабит (ум. в 150 г. х.), Малик бин Анас (ум. в 179 г. х.), Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и (ум. в 204 г. х.) и Ахмад бин Ханбал аш-Шайбани (ум. в 241 г. х.).

Их ученики стали записывать и сохранять суждения этих имамов, разъясняя, что служило доводами в пользу их суждений, для чего ими было написано множество трудов. С течением времени богатство фикха прирастало стараниями крупных улемов, сменявших друг друга на протяжении веков, и в конечном итоге мусульманская община стала обладательницей крупнейшей сокровищницы права.

Имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, был первым, кто стал вести записи по фикху, разбивая материалы на главы и книги, как это делается сегодня, а автор "Аль-Муватта" имам Малик, да помилует его Аллах, последовал его примеру. Кроме того, Абу Ханифа, родившийся в 80 г. х., считается одним из виднейших улемов из числа последователей[3]. Достоверно известно, что он застал в живых около двадцати сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Абу Ханифа изучал фикх в Куфе[4] у учеников видного сподвижника 'Абдуллаха бин Мас'уда, да будет доволен им Аллах. Вот почему люди говорили, что семена фикха посеял 'Абдуллах бин Мас'уд, поливал их 'Алькама бин Кайс, который воспринял знание от Ибн Мас'уда, 'Али, Абу-д-Дарда' и 'Аиши, да будет доволен ими Аллах, жатву собрал Ибрахим ан-Наха'и, а обмолотил урожай Хаммад бин Муслим аль-Куфи[5], который являлся шейхом имама Абу Ханифы. Имам сказал о нём так: «Во время каждой молитвы наряду с просьбами простить моего отца я обязательно просил Аллаха простить и его». Хаммад бин Муслим умер в 120 г. х., а Абу Ханифа «смолол» то, что было собрано его учителем. Имеется в виду, что он классифицировал его труды и разъяснил суть его методов. Абу Йусуф Йа'куб бин Ибрахим детально изучил основоположения, сформулированные имамом, и с помощью иджтихада извлёк из основ дополнительные установления. Он являлся самым выдающимся учеником Абу Ханифы и был первым верховным судьёй (кади аль-кудат) Халифата. В своей "Истории" аль-Хатиб аль-Багдади упоминает о том, что Абу Йусуф, родившийся в 113 г. х. и умерший в Багдаде в 182 г. х., был автором книг по основам фикха ханафитского мазхаба[6]. «Хлеб же из этого теста испёк» второй ученик Абу Ханифы и собиратель его наследия Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, умерший в Рее[7] в 182 г. х. Аль-Хатиб аль-Багдади передал, что ученик имама аш-Шафи'и ар-Раби' сказал: «Я слышал, как аш-Шафи'и сказал: «В том, что касается фикха, все люди нуждаются в Абу Ханифе, ибо он был одним из тех, кому было оказано содействие в постижении фикха».

Исламский фикх является законом (шариат) Аллаха, соблюдая который мы поклоняемся Аллаху. Имамы иджтихада прилагали усилия для извлечения из Корана и Сунны установлений религии Аллаха и Его шариата. Занимаясь этим, они выполняли то, что было возложено на них Аллахом, который сказал: «Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам».[8] Аллах Всевышний также сказал: «Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему».[9] Об этом шейх-уль-Ислам[10] Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал так: «Окончательное решение по этому вопросу можно сформулировать следующим образом: если человек, будь то имам, судья, опекун, муфтий или кто-нибудь ещё, старался и искал доводы в пользу чего-либо, боясь Аллаха по мере сил своих, то это и являлось тем, что возложил на него Аллах. Такой человек проявляет повиновение Аллаху и заслуживает награды, если он боялся Аллаха по мере своих сил, и Аллах, конечно, не накажет его. Он поступает правильно в том смысле, что проявляет повиновение Аллаху, и может найти правильное решение, но может и не найти его»[11].

Шейх факихов своего времени Мухаммад Бахит аль-Муты'и, да помилует его Аллах, сказал: «Каждое из этих установлений либо взято из одного из четырёх источников - Корана, Сунны, единодушного решения улемов (иджма') и суждения по аналогии (кийас), либо правильно выведено с помощью иджтихада. Такое установление является установлением Аллаха, Его шариатом и руководством Мухаммада , следовать которому нам велел Аллах. Дело в том, что, если суждение любого муджтахида[12] основывается на одном из вышеупомянутых четырёх источников, оно должно рассматриваться как установление Аллаха и для него самого, и для его последователей, на что указывают слова Аллаха: «...так спрашивайте обладателей Писания, если сами вы не знаете».[13]

Следует отметить, что человек, который займётся серьёзным изучением различных мазхабов фикха, увидит, что по части основ и многих ответвлений они занимают одинаковые позиции, а расхождения во мнениях касаются лишь некоторых ответвлений. Это относится к числу характерных особенностей и достоинств шариата и указывает на его широту, универсальность и гибкость, благодаря чему шариат может удовлетворять различные нужды законодательства в любое время и в любом месте.

То обстоятельство, что представители различных мазхабов по-разному понимают те или иные указания шариата и извлекают из них разные практические установления, не означает, что Аллах не возложил на нас обязанность выполнения некоторых из этих установлений. Указанием на это может служить содержание хадиса, в котором сообщается, что 'Абдуллах бин 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда Пророк , вернулся (в Медину)[14] после битвы у рва[15], он сказал нам: «Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у (жилищ) бану курайза!».[16] Некоторых из них[17] время послеполуденной молитвы застало в пути, и тогда одни сказали: «Мы не будем молиться, пока не придём туда», другие же сказали так: «Нет, помолимся (здесь), ибо не этого он хотел от нас!». А потом об этом рассказали Пророку , и он не высказал порицания никому из них» (Аль-Бухари).

Ас-Сухайли и другие факихи указывали, что в этом хадисе имеется указание на один из принципов фикха, согласно которому не следует порицать ни того, кто поймёт какой-либо айат или хадис буквально, ни того, кто извлечёт из него нечто особое. Кроме того, в нём есть указание на то, что правы все муджтахиды, между которыми есть разногласия по ответвлениям фикха, и прав каждый муджтахид, если вывод, сделанный им путём иджтихада, соответствует одному из возможных толкований. Многие считали, что по любому вопросу, на который в Коране или Сунне имеются прямые указания, правильным может быть только одно мнение. Многие другие считали, что это справедливо и для тех случаев, когда прямых указаний нет. Такого мнения придерживался аш-Шафи'и, а аль-Аш'ари считал, что прав каждый муджтахид и что установление Аллаха соответствует мнению муджтахида.[18]

Пророк не любил, когда ему задавали много вопросов, желая, чтобы айаты и хадисы носили общий характер, а улемы этой общины могли легко извлекать из них нужные установления. Вот почему, как передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, (однажды) Пророк сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно чего) я с вами (не говорил)[19]. Поистине, живших до вас погубило множество вопросов и несогласие (этих людей) с их Пророками, (а поэтому,) когда я запрещаю вам что-нибудь, избегайте этого, а когда велю вам что-нибудь, делайте из этого что сможете» (Аль-Бухари; Муслим).

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим, сообщается, что однажды во время проповеди Пророк сказал: «О люди, Аллах обязал вас совершать хаджж[20], так совершайте же его». Один человек спросил: «Каждый год, о Посланник Аллаха?». Ответа не последовало, но после того, как этот человек повторил свой вопрос трижды, Посланник Аллаха сказал: «Если я отвечу утвердительно, это станет обязательным, но вы ведь не сможете делать этого!», - а потом он сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно чего) я с вами (не говорил). Поистине, живших до вас погубило множество вопросов и несогласие (этих людей) с их Пророками, (а поэтому,) когда я велю вам что-нибудь, делайте из этого что сможете, а когда я запрещаю вам что-нибудь, избегайте этого».

Ад-Даракутни приводит другую версию этого хадиса, в которой сказано: «А после того как был ниспослан айат, в котором говорится: «О те, кто уверовал! Не спрашивайте о (таких) вещах, которые огорчат вас, если откроются вам[21]...»,[22] Пророк сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей определённые) обязанности, так не пренебрегайте же ими, и установил (определённые) границы, так не преступайте же их, и запретил (определённые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их[23]!».

Имамы иджтихада и пришедшие им на смену улемы прилагали все свои силы для разъяснения установлений шариата и их извлечения из Священного Корана и Сунны Пророка . Они достигли наилучших возможных результатов в познании установлений своей религии, а сокровищница фикха, которую эти люди оставили после себя, является одним из предметов гордости мусульманской общины. Шейх Мустафа аз-Зарка сказал: «В рамках этой системы возникло множество правовых толков (мазхабов), четыре из которых пользуются наибольшей известностью и существуют по сей день. Речь идёт о ханафитском, маликитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах, различия между которыми носят не религиозный, а юридический характер, что и способствовало разработке теоретической законодательной базы исламского фикха»[24].

Следует отметить, что заявления некоторых современных мусульманских авторов, призывающих к отделению фикха от шариата, являются несостоятельными и опасными.

Несостоятельность этих призывов объясняется использованием неверных аргументов этими людьми. Они утверждают, что фикх есть деятельность улемов, их иджтихад и их суждения, тогда как к числу установлений шариата относится всё то, выполнение чего Аллах вменил нам в обязанность через Коран и Сунну Пророка поскольку Аллах обязывает нас поклоняться Ему посредством установлений шариата, а не посредством высказываний и суждений улемов.

Однако люди, использующие этот аргумент, упускают из виду то обстоятельство, что в своих утверждениях и суждениях улемы опирались на извлечения из Корана и Сунны. Вышеупомянутые утверждения и суждения принадлежат улемам в том смысле, что это они извлекли их из Корана и Сунны, нов то же время они являются установлениями религии Аллаха Всевышнего и Его шариата, выполнение которых Он возложил на нас, ибо Аллах Всевышний сказал: «... так спросите обладателей Писания, если вы не знаете»[25]. Аллах Всевышний также сказал: «И не следует всем верующим выступать (в поход. Лучше) если бы выступала часть (людей) из каждой их группы, (а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)»[26].

Необходимо пояснить, что понимание айатов Корана и хадисов Пророка , извлечение из них установлений есть наука, которой могут хорошо овладеть лишь те, кто специализируется в этой области. Наука, связанная с постижением, отличается от науки передачи, и поэтому для познания установлений Аллаха Всевышнего заучивания Корана и Сунны недостаточно. В хадисах, которые были приведены нами ранее, указывается, что запоминание отличается от понимания и извлечения. Так, например, Пророк сказал: «...однако может случиться так, что (человек) передаст знание тому, кто обладает большим пониманием, чем он, и может быть так, что носитель знания не обладает пониманием». В другом хадисе сообщается, что он сказал: «Присутствующий да известит об этом отсутствующего, но может получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит их лучше некоторых из слышавших их (собственными ушами)».

Вдумаемся в слова 'Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который разделял запоминание и понимание. Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил 'Али, да будет доволен им Аллах: «(Знаете ли) вы что-нибудь об откровениях помимо тех, что содержатся в Книге Аллаха?». ('Али) ответил: «Нет, клянусь Тем, Кто расщепляет зёрна и создаёт души, я об этом ничего не знаю, но мы обладаем пониманием Корана, даруемым Аллахом человеку, (и есть у нас то, что написано) на этом листе[27]». Я спросил: «А что (написано) на этом листе?». Он сказал: «(То, что следует выплачивать) "акль" за кровь[28], освобождать пленных и не убивать мусульманина за неверного» (Аль-Бухари, Муслим).

Понимание представляет собой нечто большее, чем изложение, а запоминание сказанного не избавляет от необходимости понимания. Фикх есть понимание, которое служит для нас путём к познанию установлений шариата Аллаха Всевышнего, заключающихся в Коране и Сунне. Факихи, занимавшиеся иджтихадом, были искусны потому, что они специализировались в этой науке, нам же следует разделять их мнения, поскольку это и есть религия Аллаха Всевышнего и Его шариат, и это - лучшее, что мы можем сделать, а Аллах не возлагает на нас того, что нам не по силам.

Заблуждаются и ошибаются люди, считающие, что в наше время представители мусульманской общины могут извлечь из Корана и Сунны нечто лучшее, чем те установления, которые содержатся в законодательной базе фикха, передававшейся мусульманами из поколения в поколение в прошлые века.

Это объясняется целым рядом причин, в том числе:

а) имамов иджтихада отделяло от ниспослания Корана не так много времени, как нынешних улемов, и поэтому они лучше разбирались в указаниях шариата, более правильно их понимали и лучше владели арабским языком;

б) сокровищница фикха собиралась не только трудами имамов, но и усилиями приходивших на смену друг другу улемов, которым вышеупомянутые имамы проложили путь. Однако каждое новое поколение делало посильный вклад в эту сокровищницу законодательства, благодаря чему она выросла до таких размеров, что смогла удовлетворять все потребности мусульманской общины во всех делах её жизни;

в) законодательная база фикха, основывающаяся на гармоничных принципах, играла роль связующего звена между его основами и ответвлениями. Улемы неуклонно следовали этим принципам во все времена, и каждое поколение вносило в сокровищницу фикха что-то своё, что делало его ещё более совершенным. Однако возможным это стало лишь потому, что они, подобно их предшественникам, никогда не отступали от вышеупомянутых принципов;

Современные улемы тоже могут внести свой вклад в сокровищницу фикха, если будут придерживаться этих принципов, благодаря чему мусульманская община получит пользу от усилий улемов прошлого и настоящего, а законодательная база фикха расширится и сможет охватить все новые реалии.

[1] Имам - глава мусульманской общины (в данном контексте синоним улема).

[2] Иджтихад - деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-правового характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и Сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком, наизусть знавшие Коран и его толкования, хорошо знавшие Сунну и комментарии к ней и отвечавшие целому ряду других требований.

[3] Последователями (таби'ун) называли людей, встречавшихся со сподвижниками Пророка и умерших в Исламе.

[4] Куфа - город на территории Ирака.

[5] Имеется в виду, что он внёс исправления и пояснения в собранный материал.

[6] Мазхаб - дословно «путь», богословско-правовая школа.

[7] Рей - город в Иране.

[8] "Корова", 286.

[9] "Развод", 7.

[10] Шейх-уль-Ислам (старейшина Ислама) - почётный титул, который, начиная с X в. употреблялся по отношению к выдающимся факихам.

[11] "Маджму' аль-сратава", 19/213.

[12] Муджтахид - ученый правовед, имеющий право выносить самостоятельные богословско-правовые заключения.

[13] "Пчёлы", 43.

[14] Медина - город в Саудовской Аравии.

[15] Речь идёт об одной из схваток мусульман с осадившим Медину в апреле 627 г. десятитысячным войском, состоявшим из курайшитов и их союзников. Для защиты от конницы противника Пророк , по совету своего сподвижника Сальмана аль-Фариси, да будет доволен им Аллах, велел вырыть ров, охвативший Медину с запада, севера и северо-востока.

[16] Это означало, что Пророк призвал своих сподвижников двинуться в поход против исповедующего иудаизм племени бану курайза, чтобы покарать его за предательство.

[17] Имеются в виду сподвижники.

[18] "Фатх аль-Бари", 7/409.

[19] Пророк запрещает своим сподвижникам проявлять излишнюю дотошность там, где это неуместно, и задавать ему много лишних вопросов, так как лишние вопросы могли привести к тому, что Аллах возложил бы на людей дополнительные религиозные обязанности, что навлекло бы на них наказание в случае их неисполнения.

[20] Хаджж - большое паломничество в Мекку.

[21] То есть не спрашивайте Пророка несущественном и о том, что не касается вашей религии, так как подобные вопросы могут при вести к тому, что вам будет вменено в обязанность то, что прежде было необязательным.

[22] "Трапеза", 101.

[23] То есть не старайтесь выяснить, о чём именно умолчал Аллах Всевышний, так как это может привести к возложению на вас дополнительных трудных обязанностей

[24] "Аль-мадхаль аль-фикхий", 1/33.

[25] "Пророки", 7.

[26] "Покаяние", 122.

[27] Имеется в виду лист бумаги, на котором при жизни Пророка , и по его велению было что-то написано.

[28] "Акль" или "дийа" - компенсация за убийство, выплачиваемая ближайшим родственникам убитого.

'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз
Ханафитский фикх в новом обличье

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика