Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение
218. Воистину, те, которые уверовали,совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милостьАллаха. А ведь Аллах – Прощающий, Милосердный.
Упомянутые три деяния являются залогомсчастья и основой поклонения, и благодаря приверженности человека этимдеяниям можно определить, обретет он преуспеяние или окажется в убытке.
Первым из этих деяний является вера, в пользе и превосходстве которойневозможно усомниться. Как вообще можно сомневаться в деянии, благодарякоторому счастливые праведники отличаются от несчастных неверующих, аобитатели Райских садов – от мучеников Преисподней? Если человекобладает правой верой, то Аллах принимает от него праведные поступки,если же человек лишен правой веры, то от него не принимаются нипокаяние, ни искупительные действия, ни обязательные благодеяния, нидобровольные поступки.
Вторым деянием является переселение,под которым подразумевается расставание со всем, что любо и дорогочеловеку, ради обретения благосклонности Всевышнего Аллаха. Переселенецрасстается со своей родиной, бросает свое имущество, покидает своихродных и возлюбленных в надежде приблизиться к Аллаху и оказатьподдержку Его религии.
Третьим деянием является джихад, подкоторым подразумевается усердное стремление одержать верх над врагамиислама, оказать поддержку религии Аллаха и сокрушить вероисповеданиясатаны. Джихад является вершиной праведных деяний, и воздаяние за негоявляется самым прекрасным воздаянием. Джихад является самым главнымфактором, способствующим расширению мусульманских земель и исчезновениюидолопоклонства и обеспечивающим безопасность мусульман, а также ихимущества.
Если человек исправно выполняет эти тридеяния, несмотря на их сложность и тяжесть, то все остальныепредписания религии он выполняет еще исправнее. Такой человек имеетоснования надеяться на милость Аллаха, потому что он воспользовалсяпричиной, обеспечивающей человеку Божью милость. Из всего сказанногоследует, что надеяться на милость Аллаха полагается только послесовершения деяний, обеспечивающих человеку счастливое будущее. Если женадежда раба сопряжена с леностью и отказом от совершения праведныхдеяний, то его состояние можно назвать слабостью, пустым пожеланием иобольщением. Это свидетельствует о пассивности человека и недостаткеего ума, ведь такого человека можно сравнить с тем, кто надеетсяобзавестись ребенком, не вступая в близость с женщиной, или надеетсясобрать урожай, не посеяв семена и не оросив поле.
Кораническое высказывание о том, чтоупомянутые в аяте праведники надеются на милость Аллаха, указывает нато, что человек не должен полагаться и надеяться на свои праведныепоступки, а должен надеяться на милость своего Господа и молить Егопринять совершенные им благодеяния, простить его прегрешения и покрытьего пороки. Именно поэтому далее Аллах сообщил, что среди Егопрекрасных имен есть имена Прощающий и Милосердный. Его прощения удостаивается каждый, кто приноситискреннее покаяние, Его милость объемлет всякую тварь, а Егодобродетель распространяется на все сущее.
Это свидетельствует о том, что если рабсовершает упомянутые выше праведные деяния, то он заслуживает Божьегопрощения. Праведные поступки всегда смывают совершенные прегрешения, ичеловек обретает милость своего Господа. Заслуживая прощение, человекизбавляется от наказания в мирской жизни и после смерти, посколькунаказание является следствием грехов, которые были прощены ему и дурныепоследствия которых были ликвидированы. А обретая Божью милость,человек обретает все самое прекрасное как при жизни на земле, так ипосле смерти. Более того, упомянутые выше праведные деяния самиявляются Божьей милостью по отношению к человеку, ведь если бы ненаставление Аллаха, то человек не пожелал бы творить добро, и если быне поддержка Аллаха, то он не сумел бы совершить его, и если бы недобродетель Аллаха, то его благодеяния не были бы завершены и принятыГосподом. Аллах оказывает Своим рабам милость прежде всякой вещи и взавершении всего. Он один творит причины и следствия.