Правильная процедура одалживания денег

Вся хвала Аллаху.

Правильная процедура одалживания денег упомянута Аллахом в суре Баkара, в аяте о долге, где Аллах сказал (перевод смысла):

«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долгена определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает егосправедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как егонаучил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует истрашится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А еслиберущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктоватьсамостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. Вкачестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если небудет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласныпризнать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнитей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесьзаписать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания егосрока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее длясвидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаетеналичную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас небудет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вызаключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю.Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха — Аллахобучает вас. Аллах ведает о всякой вещи.
Если вы окажетесь в поездке и не найдете писаря, то назначьтезалог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяетдругому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоитсяАллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, ктоскрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что высовершаете. (2:282-283)

Поэтому, правильный способ одолжить деньги такой:

Определить период одалживания, т.е. срок времени после которого долг должен быть возвращен
Записать долг и время возврата
Если расписку пишет не берущий в долг, то он должен продиктовать условия
Если берущий в долг не может диктовать по причине болезни или какой либо иной, то его попечитель должен продиктовать условия
Долг должен быть засвидетельствован, либо двумя мужчинами, либо мужчиной и двумя женщинами
Дающий в долг обладает правом потребовать залог
.Польза от залога в том, что когда наступит время возврата долга и еслидолжник откажется заплатить, то залог может быть продан, а деньгивозращены давшему долг для погашения. Сумма, которая останется послеоплаты долга должна быть возвращена взявшему долг.

Получение гарантии одним из этих способов (запись, свидетельство илизалог) является мустахабом и одобряемым, но не обязательное. Некоторыеиз ученых считают это обязательным (ваджибом) записать долговую сделку,но большинство ученых на мнении что это мустахаб, и это болееправильное мнение. Смотрите тафсир, 3/383. Причиной этого являетсязащита прав людей, чтобы они не теряли имущество по причинезабывчивости или недоразумений, и это является защитой против тех, ктоне боится Аллаха.

Если долг не записан и нет свидетелей, и нет залога, то это не указывает на грех. В аяте четко сказано:

«Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа» [аль бакара 2:283]

Доверие означает дать в долг без записи, свидетелей и требованиязалога. Но в этом случае необходимо бояться Аллаха. Так в этом случаеАллах приказал должнику боляться Аллаха и выполнить доверие” См Тафсиир аль-Саади, 168-172.

Если долг не записан и должник отказывается от него или затягивает свозвратом, то одалживающий не должен винить никого кроме себя, потомучто он подверг свое имущество риску быть потерянным.

Передано от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что вслучае если долг не записан, то дуа давшего долг против должника небудет принято, если тот затягивает с возвратом долга или отказываетсяего выплатить. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Трое взывают к Аллаху и на их дуа не будет ответа: … человек одолживший деньги, но не засвидетельствовавший этого»
????? ????? ???? ??? ?????? ??? . . . ???? ???? : ????? ??? ?? ??? ??? ??? ??? ????? ????

(Сахих аль-Джами, 3075).

Каждый кто размышляет об этих и других правилах увидит совершенствоИсламского шариата и как в нем уделяется внимание защите прав людей ипредотвращается их убыток. Аллах приказал обладающим имуществомзащищать его не подвергать риску потери, каким бы малым оно не было:

«Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока» (2:282)

Есть ли какой нибудь другой закон, учитывающий и этот мир и Следующий таким совершенным образом, как это делает Шариат?

Кто может дать более совершенные правила чем эти?

Истину сказал Аллах в аяте (перевод смысла):

«Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» [al-Maa'idah 5:50]

Мы просим Аллаха укрепить нас в следовании Его религии, пока мы не придем к Нему следуя ей.

Аллаху известно лучше.

http://www.islamqa.com/ar/ref/13180

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика