Разногласия между Учеными, причины и наша позиция в отношении этого-1

Возможно,эта тема вызовет вопросы у многих, и может быть, кто-то спросит: "Кчему эта тема и это название, ведь быть может сегодня стоят болееважные вопросы в религии?" Однако эта тема, особенно в наше время,занимает умы многих людей, и не только простых верующих, но и многихтребующих знаний. Это связано с тем, что многие Шариатские вопросыстали подаваться через средства массовой информации для широкойаудитории, и разногласия между словами одних ученых с другими, сталипричиной недопонимания, и проблематичности для многих людей, вособенности для простых верующих, которые не имеют представления обосновах и сути разногласия. В связи с этим я посчитал нужным,- и кАллаху я обращаюсь за помощью,- поговорить на эту тему, которая,по-моему, очень важна для мусульман.

 Поистине из милости Аллаха, Свят Он и Велик, к этой Умме  то, чторазногласия в ней не происходили в основе религии, разногласия были ввещах, которые не касались истинного единства мусульман, а подобное неможет не происходить.
 Всем мусульманам известно, и это они понимают из Книги Аллаха и Сунны Пророка что Аллах Всевышний избрал Мухаммада с верным руководством [“аль-Худа”] и истинной религией [“Дин уль-Хакь”]. Эти понятия, включают в себя то, что посланник Аллаха пояснил эту религию достаточным и исцеляющим пояснением, нет нужды в еедальнейшем разъяснении, потому что верное руководство [“аль-Худа”],смысл этого, отметает любое заблуждение, во всех ее проявлениях, асмысл истинная религия [“Дин уль-Хакь”], отметает все ложные религии,которыми не доволен Аллах Свят Он и Велик. Посланник Аллаха был послан с верным руководством и истинной религией, люди в его время, в любом разногласии возвращались к нему и он решал между ними, пояснял для них истину, будь это разногласие поповоду Слов Аллаха, или по поводу решения Аллаха в определенномвопросе, по которому еще не ниспосылалось откровение; после чегоснисходил Коран, поясняющий этот вопрос. Мы очень часто можем встретитьв Коране, Слова: "Они спрашивают тебя, о чем-либо", после чего АллахВсевышний дает Пророку, достаточный ответ, и приказывает ему довестиэто до людей.
 Сказал Аллах: “Ониспрашивают тебя о том, что им дозволено. Скажи: «Вам дозволены блага. Ато, что поймали для вас обученные хищники, которых вы обучаете, каксобак, части того, чему обучил вас Аллах, ешьте и поминайте над этимимя Аллаха. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах скор в расчете”. Сура “Трапеза”, 4 аят.
 “Они спрашивают тебя о винеи азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза длялюдей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, чтоони должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вамзнамения,  быть может, вы поразмыслите”. Сура “Корова”, 219 аят.
 “Они спрашивают тебя отрофеях. Скажи: «Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику». Побойтесь жеАллаха и урегулируйте разногласия между собой. Повинуйтесь Аллаху и ЕгоПосланнику, если вы являетесь верующими”. Сура “Добыча”, 1 аят.
 “Они спрашивают тебя оноволуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей ихаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их заднейстороны. Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите в дома черездвери и бойтесь Аллаха,  быть может, вы окажетесь преуспевшими”. Сура “Корова” 189 аят.
 “Они спрашивают тебя осражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц  великоепреступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него,не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей  ещебольшее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Онине перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии,если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умретневерующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и вПоследней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно»”. Сура "Корова", 217 аят. А так же многие другие аяты.
 Однако, после смерти Пророка ,произошли разногласия в Умме по поводу Шариатских решений, но этиразногласия не касались Основ Шариата и его источников. И мы, даст Бог[“ин ша-а Ллах”], поясним некоторые причины происходящих разногласий.
 Все мы без исключения знаем и не сомневаемся, что нет ни одногообладателя Знания, известного своей надежностью и религиозностью, чтобыон нарочно и упрямясь, противоречил тому, что указывается в КнигеАллаха и Сунне Его посланника . Только Истина, может быть путеводной нитью человека описываемогоЗнанием и религиозностью, а тот чьей путеводной нитью является Истина,то Аллах обязательно облегчит ее для него. Читайте, что говорит Аллах: “Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?” Сура “Луна”, 17 аят. “Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему”. Сура “Ночь”, 5-7 аяты.
 Неисключено, что от подобных этим Имамам Ученых, могли исходить некоторыеошибки в правовых решениях Шариата, однако ни как не в Основах его, начто мы уже ранее указывали. И эти ошибки имели место быть, и это делоне является из ряда вон выходящим, так как человек, как описал егоАллах в Словах Своих: “… ведь человек создан слабым”. Сура “Женщины”, 28 аят.
 Человекслаб в знании и понимании своем, он слаб в возможности разума охватитьи учесть все, и поэтому обязательно у него будут происходить ошибки вопределенных вопросах. Мы выделим те моменты, о которых хотели быпоговорить как о причинах приведших к ошибкам Ученых, и укажем на семьпричин, хотя конечно этих причин больше, и человек познавший слова имудрости Ученых, знает причины распространенных разногласий.

 Причина первая: Случай, когда доказательство [“далиль”] не дошло до противоречащего, который ошибся в своем правовом решении [“Хукме”].
 Эта причина не обязательно была только у тех, кто пришел после Сахабов, но даже и среди них происходило подобное, и мы приведем на этонекоторые доказательства.
 1- Мы знаем о том, что достоверно известно из “Сахиха” Имама Бухари, дасмилуется над ним Аллах, и из других сборников хадисов, что когдаПравитель правоверных, Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах,отправился в путешествие, в Шам. В пути до них дошла весть о том, чтотам буйствует чума. После этого Умар, остановился и стал советоваться сСахабами, да будет доволен ими Аллах, он спрашивал совета у Мухаджирови Ансаров, те разошлись во мнении, ... но более приоритетным быломнение возвращаться. Во время их размышлений пришел отсутствующийнекоторое время Абдурахман ибн Ауф, да будет доволен им Аллах, исказал: "У меня по этому поводу есть знание, я слышал посланник Аллаха говорил: "Если вы услышите о ней [чуме], то не ступайте на ту землю, аесли она поразила земли, и вы находитесь на них, то не выходитеоттуда".
 Как видно, это положение не было известно величайшим из Сахабов, изМухаджиров и Ансаров, и прояснилось оно лишь после прихода Абдурахманаибн Ауфа, рассказавшего им хадис.
 2- Известно, что Али ибн Абу Толиб и АбдуЛлах ибн Абас, да будетдоволен ими Аллах, считали, что если у беременной женщины умер муж, тоей необходимо держать траурный срок [“аль-Идда”]  наиболее длительный[из тех, на которые пришли указания в Коране]; четыре месяца и десятьдней, либо пока она не родит младенца. Таким образом, если она родиладо того как истекло четыре месяца и десять дней, то ее срок непроходит, и ей необходимо продолжать ждать пока не истекут четыремесяца и десять дней. А если завершились четыре месяца и десять дней,но она все еще не родила, то ее срок будет по завершению родов, потомучто Аллах сказал: “Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела”. Сура “Развод”, 4 аят.
 Аллах также говорит: “Есликто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должнывыжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истеченияположенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятсясобой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете”. Сура “Корова”, 234 аят.
 Вэтих двух аятах общее и конкретное указание, и путь согласования в нихлежит именно в том, что и сделали Али и Ибн Аббас, да будет доволен имиАллах, однако Сунна превыше этого всего. Достоверно известно отпосланника Аллаха в хадисе от Сабиа аль-Аслямия, что она родила, через несколько дней, после смерти мужа. После чего Пророк позволил ей выйти замуж.  И смысл этого в том, что нам следует братьуказание в Суре "Развод", а это всеохватывающее Слово Аллаха: “Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела”.Сура “Развод”, 4 аят.
 Язнаю, и ни капли не сомневаюсь, что если бы этот хадис дошел бы доведома Али и Ибн Абаса, да будет доволен ими Аллах, то они обязательнобы взяли указанное в нем, и не склонялись бы к личному мнению!

 Причина вторая: Обстоятельство, когда хадис дошел до человека,однако он не доверял передатчику хадиса, и считал, что дошедшее до негопротиворечит тому, что более сильно в доказательстве.Таким образом, он взял то, что, по его мнению, более сильно, и мыприведем пример этого.Здесь, мы так же хотели бы указать, что подобное происходило не толькосреди Ученых в более поздние времена, это происходило даже во временаСахабов и именно с ними.
 Фатима бинту Кьайс, да будет доволен ею Аллах, была разведена своиммужем, последним, третьим разводом. Уполномоченный ее мужем человек,посылал ей ячменную крупу для пропитания в период срока [“аль-Идда”],однако она гневалась и отказывалась принимать ее. После чего ониподняли этот вопрос перед Пророком и пояснил ей Пророк что нет ей обеспечения и проживания [на иждивении бывшего мужа].  И этопотому, что муж дал ей окончательный развод, а подобное исключаетобеспечение и проживание на иждивении мужа, кроме случая беременностижены, и это в соответствии со  Словами Аллаха: “Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени”. Сура “Развод”, 6 аят.
 Таквот, можете себе представить, что скрылась от Умара ибн аль-Хаттаба, дабудет доволен им Аллах, эта Сунна. Он считал, что таким образомразведенную жену необходимо обеспечивать жильем и пропитанием. Он непринял этот хадис от Фатимы, посчитав, что вероятно она что-то забыла,и говорил: "Неужели мы оставим Слово Господа нашего, перед словамиженщины? Ведь мы даже не знаем, помнит она или забыла!?" Смысл этоготаков, что Правитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволеним Аллах, не был уверен в этом доказательстве [со слов Фатимы].
 То, что произошло с Умаром, происходило с другими Сахабами, и с ихпоследователями [“Табиинами”], и с теми, кто последовал после них, и донаших дней, и будет происходить до Судного дня, не перестанетпроисходить так, что человек [Ученый] будет сомневаться в достоверностидоказательства [“далиля”].
Мы видели очень много высказываний Ученых, в которых указание нахадисы; одни ученые считают эти хадисы достоверными и опираются на них,другие же напротив считают их не достоверными и оставляют действия поним, считая, что нет доверия путям передачи их, от посланника Аллаха   .

 Третья причина: Хадис дошел до него, однако он просто забыл его.Блажен тот, кто не забывает. Сколько людей забывают хадисы и даже аяты.Даже посланник Аллаха однажды помолился со своими сподвижниками, и не прочел один из аятов,забыв его. В молитве с ним был, Убей ибн Ка’б, да будет доволен имАллах, и когда завершили они молитву он сказал: "Ах, если бы ты мне напомнил его [в молитве]".  А ведь он тот, на кого снисходили откровения. Сказал ему его Господь: “Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто”. Сура “Высочайший”, 6-7 аяты.
 Дляэтого, в пример можно привести историю с Умаром ибн аль-Хаттабом иАммаром ибн Ясиром, да будет доволен ими Аллах, в которой повествуется,как они оба были отправлены по одному делу Пророком , а в пути случилось так, что оба они проснулись со следамисемяизвержения [“джанаба”]. После чего Аммар сделал "иджтихад",посчитав, что очищение песком [“таяммум”] подобно очищению водой,потому он стал кататься лежа в песке как варан, чтоб песок обволок всеего тело, как вода должна омывать все тело купающегося от большогоосквернения [“джанабы”]. Умар же, да будет доволен им Аллах, не сталмолиться в подобном состоянии.
Затем они пришли к посланнику Аллаха и он указал им на верное решение в подобной ситуации, сказав Аммару:"Тебе достаточно было сказать то-то, и сделать так-то",- затем удалилруками о песок один раз, и протер внешнюю часть кистей рук и лица.
 После этого, Аммар, да будет доволен им Аллах, рассказывал этот хадисдо, и во время правления Умара ибн аль-Хаттаба. Умар позвал его в одиниз дней и сказал: "Что это за хадис, который ты всем рассказываешь?"Аммар ответил ему: "Разве ты не помнишь, случай, когда нас послалПророк по поручению, и мы оба оказались в большом осквернении. После чего ты не стал молиться, а я откатился в песке, а после Пророк сказал мне: "Тебе достаточно было сказать, то-то, и сделать так-то"?Однако Умар не вспомнил этого, и сказал Аммару: "Побойся Аллаха оАммар!" Аммар сказал: "Если ты желаешь, я не буду рассказывать этотхадис, так как Аллах сделал тебя надо мной, и повелел подчиняться".Умар ответил: "Мы поручим тебе, то, что ты уже принял на себя". Смыслслов Умара, позволение рассказывать это людям.
 Как видно из истории, Умар забыл, что Пророк узаконил “таяммум” очищением в случае большого осквернения [“джанаба”],так же, как и в случае замены для малого омовения [“Вудзу”]. За этиммнением Умара следовал так же АбдуЛЛах ибн Масуд, да будет доволен имАллах. Рассказывается, что однажды по этому поводу произошел диспутмежду ним и Абу Мусой, да будет доволен ими Аллах. Абу Муса, привелАбдуЛлаху ибн Масуду, слова Аммара ибн Ясира, однако Ибн Масуд сказал: "Разве ты не видел, что Умар не внял словам Аммара?" Тогда Абу Муса сказал: "Ладно, оставь слова Аммара. А что ты скажешь об этом аяте?"- имея ввиду аят из Суры Трапеза,- тут, уже ничего не смог ответить Ибн Масуд.
 Нет сомнения, что верное решение в этом вопросе, на стороне тех, ктосчитает, что “джунуб” должен делать “таяммум”, в случае отсутствияводы, или возможности ее использовать, и это идентично тому, какпотерявший малое омовение делает “таяммум”.
 Мы хотели этой историей указать на то, что не исключена забывчивостьчеловека, после чего от него скрывается верное Шариатскоепостановление, а он в это время может утверждать противоречащее емумнение, в котором он заслуживает оправдания. Однако тот, кто узналясное доказательство [и у него нет причин не доверять ему], тому нетоправдания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика