Неестественное восприятие информации (мукашафа)
Вопрос № 12778
Является ли получение откровений истинной в свете Ислама? Суфиипостоянно претендуют на обладание знанием сокровенного. Они называютэто «кашф уль-ильхам». Некоторые, в обоснование этого, говорят, чтокак-то раз, обращаясь с проповедью, ‘Умар, да будет доволен им Аллах,упомянул о находящейся на поле боя армии. Просьба разъяснить это.
Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Первое:
Кашфу (получение информации о происходящих в действительности процессахне естественным, не чувственным восприятием) бывает различных видов. Изних можно выделить душевное кашфу (кашфу ан-нафсаниййу), котороехарактерно как для мусульманина, так и для неверного. Потом духовное(кашфу ар-рахманиййу) – оно имеет место посредством откровения(вах’йу). Также бывает и сатанинское, приходящее от джиннов.
Шейх уль-Ислам Ибн Таймийа сказал:
«Мы не отрицаем тот факт, что человека может постигнуть что-либо изразновидностей кашфу, независимо от того бодрствует он или спит. Впоследнем случае это обусловлено тем, что душа мало контактирует стелом. Также это бывает благодаря духовному совершенствованию и подругим причинам.
Однако, рациональными(‘акылиййа) и шари’атскими доводами также подтверждается возможностьявления джиннов, которые сообщает людям скрытые, незримые сведения(ахбар гаиба). Как в случае со всякими одержимыми предсказателями и имподобными. Этот вид откровений (мукашифа) и сообщений о сокровенном(ихбар би-ль-гайб) не относится к душевному. Таким образом, это второйвид кашфу.
Что касается третьего, то этото, о чем сообщают ангелы. Это самая досточтимая категория, на чтоуказывает большое количество аргументов, как воспринимаемых на слух,так и познаваемых здравым рассудком. В общем, причинами появлениясокровенной информации могут являться душевные начала, сатанинскиеначала, не сатанинские и ангельские».
«ас-Сафадийа», с.с. 187 – 189
Ибн аль-Кайим сказал:
«Частичное кашфу является общим для верующих и для неверных, дляблагочестивых и для грешников. К нему относится кашфу о том, чтонаходится у человека в доме, либо о том, что в его руке, или о том, чтопод его одеждой, или о том, кого носит во чреве женщина – мальчика илидевочку – после определения пола в утробе, или о тех ситуациях, чтоскрыты от глаз и происходят на далёком расстоянии, и т.п. Иногда этобывает от шайтана, иногда исходит от самого человека. Это можетпроисходить с неверными, с христианами например, с огнепоклонниками, стеми, кто поклоняется крестам. Так, когда Ибн Сайад сообщил Пророку,мир ему и благословение Аллаха, о том, что он замыслил против него, ичто припрятал для него, Посланник Аллаха, мир ему и благословение,сказал ему: «Поистине, ты из братьев предсказателей». Он сказал, чтоэто кашфу является разновидностью кашфу предсказателей. Или, например,возьмём Мусайлиму. Тот еще был кафир. Он рассказывал своим подельникамо том, что делали некоторые из них у себя дома, что они говорили своимжёнам. Об этом ему сообщал шайтан, чтобы он вводил людей в заблуждение.Также аль-Асвад аль-‘Анаси и аль-Харис аль-Мутанабби ад-Димашкый,который появился при правлении ‘Абдель-Малика б. Марвана, и другие имподобные, которых никто, кроме Аллаха, не сосчитает. Мы, да и другиелюди, видели толпу таких людей. Также люди были свидетелями кашфумонахов, поклоняющихся крестам, что общеизвестно.
Что касается духовного кашфу (кашфу ар-рахманиййу), то это, например,кашфу Абу Бакра, когда он сказал ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, отом, что его жена беременна девочкой; кашфу ‘Умара, да будет доволен имАллах, когда он сказал: «О Сарийа, гора!» — т.е. оставайтесь на горе.Это примеры кашфу приближенных (аулийа’) к Всемилостивому».
«Мадаридж ас-саликин», 3 / 227 – 228
Второе:
То, что сообщается об ‘Умаре б. аль-Хаттабе, да будет доволен им Аллах,является достоверным и бесспорным сообщением. Нафи’ сказал, что ‘Умаротправил отряд, главным в котором назначил мужчину, которого называлиСарийа. И вот, когда ‘Умар, читал пятничную проповедь, он вдругвоскликнул: «О Сарийа, гора! О Сарийа, гора!» В последствии выяснилось,что в момент, когда ‘Умар произнёс эти слова, Сарийа выдвинул отряд кгоре, хотя между ними было расстояние месячного пути.
Этот хадис передал Ахмад в «фадаилю-с-сахаба» (1 / 269), а шейхаль-Альбани признал его достоверным в «сильсиля ас-сахиха» (1110).
Это было чудом (карамат) ‘Умара, да будет доволен им Аллах, и это былолибо посредством внушения свыше (ильхам), и его голос достиг цели, –как то утверждает Ибн аль-Кайим, – либо это было душевным кашфу (кашфуан-нафсаниййу), что его голос достиг цели, – о чем далее будетрассказано со слов шейха аль-Альбани. В любом случае, нет сомнения втом, что это было его караматом.
Третье:
В случае с суфиями, то, что с ними происходит нельзя назвать духовнымкашфу (кашфу ар-рахманиййу). Тут либо душевное кашфу (кашфуан-нафсаниййу), что объединяет их с неверными, либо сатанинское, чтоскорее всего.
Духовное кашфу (кашфуар-рахманиййу) бывает у приближенных (аулийа) к Всевышнему Аллаху,которые чтят и соблюдают шари’ат, а из дел суфиев известно, что онитаковыми не являются. А то, что произошло с ‘Умаром, смело можноназвать кашфу ар-рахманиййа.
Относительно хадиса ‘Умара б. аль-Хаттаба, шейх аль-Альбани сказал:
«Нет сомнения в том, что упомянутый крик был внушением от ВсевышнегоАллаха ‘Умару. В это нет ничего удивительного, ведь ‘Умар был«мухаддасом», что подтверждает сам Пророк, мир ему и благословениеАллаха. Но это не означает, что ‘Умару открылось положение войска. Неозначает это и то, что он видел войско своими глазами. Использованиеэтого некоторыми суфиями, как аргумента в пользу того, что ониутверждают относительно кашфу приближенных Аллаха, и в пользу того, чтоони могут обладать знанием того, что в сердцах – является абсолютнойложью. Как же может быть иначе, ведь знание сокровенного (‘ильмби-ль-гайб) и осведомленность о том, что в груди (иттыля’ ‘аля мафи-с-судур) свойственно исключительно только для Господа Миров.
Я удивляюсь, как они могут утверждать эту ложь, когда Всемогущий иВеликий Аллах сказал в своей Книге: «Знающий [о том, что является]скрытым [от Его рабов] не осведомляет о Своём сокрытии ни одного [излюдей], кроме того, кого Он довольно избрал как Посланника» (Св. Коран,72: 26 – 27). И неужели они убеждены, что эти аулийа являютсяПосланниками Аллаха, что можно сказать, что они получают информацию отом, что скрыто, посредством осведомления их Аллахом?! О Аллах, Пречистты! Это великая ложь…
Сама же историядостоверная, бесспорная. И это чудо, которым Аллах удостоил ‘Умара,посредством которого мусульманское войско было спасено от поражения,либо гибели. Однако здесь не имеет место то, о чем утверждают суфии,что якобы это знание сокровенного. Это либо из категории внушения свыше(в шари’атском понимании), либо это телепатия (ат-тахатыр), всовременном понимании, которая не является непогрешимой. Она оказаласьправильной в случае с ‘Умаром, но чаще всего, в случае с другимилюдьми, она бывает ошибочной. Отсюда, обязательным условием каждоговалийа (приближенного к Аллаху) является строгое руководство шари’атомво всем, что исходит из него, как то слова, или дела, при этом опасаясьвпасть в проступок и выйти из этого покровительства, которое ВсевышнийАллах всеобъемлюще описал: «Поистине, для приближённых к Аллаху нетстраха, и не будут они огорченными [в Мире Вечном. Они – это те,]которые уверовали и были богобоязненными [при подчинении Господнимвелениям и запретам]» (Св. Коран, 10: 62 – 63).
Молодец, кто сказал:
Иза ра’айта шахсан кад йатыр
Ва фаука ма’а-ль-бахра кад йасир
Ва лям йакфа ‘аля худуд аш-шар’и
Фа-инна-ху мустадраджун ва бад’ий
Коль увидишь человека, что летает,
Да смело по морю шагает,
Но грань запретов он не соблюдает,
Таков он обольститель,
и в ересь он впадает»
«Сильсиля ас-сахиха», 3 / 102 – 104
А Аллах же знает лучше!
«Ислам: Вопросы и Ответы»
перев. с араб.:
http://destabilizator.livejournal.com/