Лексическое значение слова «покаяние» (тауба)
Лексическое значение слова «покаяние» (тауба).
Слово «тауба» образовано от слова «тауб», значение которого указывает на возвращение. Таким образом, когда говорят: «Таба»- это означает: «Он вернулся от своего греха (к повиновению Аллаху) и обратился (к Нему)».
Следовательно, покаянием является возвращение к Аллаху, осуществляемое путем развязывания узла упорства, имеющегося на сердце, и подразумевающее собой то, что впоследствии все права Всевышнего Господа, слава Ему, будут неукоснительно соблюдаться.
Значения слов «тауб» и «тауба» идентичны. И то и другое подразумевает собой полный отказ от совершения грехов, что является наилучшей формой оправдания.
«Покаяние» как шариатский термин.
Это – отказ от совершения греха из страха перед Аллахом, ощущение отвратительности греха, сожаление в связи с тем, что имело место ослушание Аллаха как таковое, решимость больше не возвращаться к подобному, если человек окажется способным на это, и принятие всех мер предосторожности, чтобы избежать повторения чего — либо подобного.
Имам ан-Науауи сказал:
«Улемы говорят: «Следует приносить покаяние за каждый совершенный грех. При этом если прегрешение состояло в том, что раб ослушался Аллаха Всевышнего, а других людей это никак не затронуло, то покаяние его должно будет удовлетворять трем условиям:
1 – Человеку следует отказаться от совершения подобного.
2 – Человеку следует раскаяться в том, что он совершил это.
3 – Человеку следует принять твердое решение никогда не совершать подобного впредь».
Если хоть одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то не будет принято и покаяние. В том же случае, когда совершенный грех так или иначе затрагивает другого человека, покаяние должно будет удовлетворять уже четырем условиям, а именно – трем вышеупомянутым и еще одному, суть которого состоит в том, чтобы загладить свою вину перед тем, кто пострадал от этого, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей.
Истинная суть покаяния.
Покаяние представляет собой чувство глубокого сожаления по поводу того, что произошло, устремленность к Аллаху в дальнейшем, прекращение совершения греха и совершение благих дел в качестве практического выражения покаяния, равнозначного отказу от прегрешений. Таким образом, покаяние есть практическое действие, включающее в себя обращение кающегося к его Господу, его раскаяние перед Ним и неуклонное повиновение Ему. Когда же человек просто прекращает совершать тот или иной грех, не возвращаясь от этого к совершению того, что любит Аллах Всевышний, это еще не значит, что он принес покаяние, поскольку для этого обязательно нужно, чтобы он вернулся к Аллаху Всемогущему и Великому, обратился к Нему и раскаялся перед Ним, развязав узел упорства, внутренне приняв твердое решение принести покаяние и сделав это прежде заявлений о покаянии. Кроме того, человеку следует все время думать о том, что было сказано Аллахом Всевышним о рае, который Он обещал покорным, а также о сказанном Им относительно мук ада и о том, что Он пригрозил этими муками людям, выходящим из повиновения Ему. Этим необходимо заниматься постоянно для того, чтобы страх человека перед Аллахом усилился, а его надежда на Аллаха укрепилась. При этом он должен по собственной воле и из страха молить Аллаха о том, чтобы Он принял его покаяние, очистил его от греха и снял с него груз его прегрешений, что и позволит ему осуществить покаяние в полном смысле этого слова, то есть, вернуться от того, что ненавистно Аллаху, к тому, что Он любит и чем будет доволен. Для этого необходимо раскаяться в грехе и исключить возможность возвращения к нему подобно тому, как исключается возможность возвращения выдоенного молока обратно в вымя. Это означает, что человек будет сожалеть о совершенном своим сердцем, просить Аллаха о прощении языком, воздерживаться от совершения этого своим телом, бояться Аллаха Всевышнего, проявлять покорность Ему с помощью света, воспринятого от Него, надеяться на Его награду и страшиться Его наказания. И он должен желать, чтобы его Создатель и Творец защитил его от зла его собственной души, даровал ей богобоязненность и очистил ее (ведь Он – лучший из тех, кто очищает ее, и Он – ее Господь и Покровитель) и чтобы Он не доверял его собственной душе ни на мгновение.
Прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и от наших дурных дел!
Достоинство покаяния перед Аллахом.
Аллах Всевышний, слава Ему, повелел приносить покаяние, сказав:
[О верующие, покайтесь перед Аллахом все, чтобы вы преуспели!] «Свет», 31.
И Он пообещал, что будет принимать покаяние, ведь Всевышний сказал:
[И Он – Тот, кто приемлет покаяние от рабов Своих…] «Совет», 25.
И Он открыл перед Своими рабами врата надежды на Его помилование и прощение, повелев им обращаться к Его щедрости и великодушию в стремлении к тому, чтобы Он простил им их грехи, покрыл их недостатки и принял их покаяние, а также к тому, чтобы ничто не удалило их от милости Аллаха и ничто не привело к тому, чтобы врата, ведущие к Аллаху, оказались накрепко закрытыми перед ними.
Аллах Всевышний сказал:
[Скажи[С этими словами Аллах обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, велев ему передать людям то, что Он говорит им]: «О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе[То есть: нарушившие закон, согрешившие], не теряйте надежды на милость Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный!»] «Толпы», 53.
Следовательно, Аллах примет покаяние того, кто покается и обратится к Нему с мольбой о прощении, ведь Всевышний сказал:
[Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя[То есть: совершил такой грех, который наносит ущерб ему самому], а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи – а кто может простить грехи, кроме Аллаха?…] «Семейство Имрана», 135.
И Аллах Всевышний воздал хвалу тем Своим благочестивым рабам, которые постоянно просят Его о прощении.
Аллах Всевышний сказал:
[…которые говорят: «Господь наш! Поистине, мы уверовали, так прости же нам грехи наши и защити нас от мук ада!», - ~ которые терпеливы, правдивы, смиренны, расходуют (свои средства на пути Аллаха) и просят Его о прощении в предрассветное время] «Семейство Имрана», 16 – 17.
Человек, приносящий покаяние за свой грех, становится объектом внимания Аллаха, как становится он достойным того, чтобы Аллах хранил его и оказывал ему Свои милости, и Аллах щедро одаривает такого, посылает ему обильный удел и делает жизнь его в мире этом безбедной, а в мире вечном Он дарует ему великую награду и вечное блаженство.
О том, какую награду получат кающиеся, Аллах Всевышний сказал так:
[…воздаянием таким послужат прощение от их Господа и сады, (по земле) которых протекают реки, где останутся они навечно. Сколь прекрасна награда творящих (благое)!] «Семейство Имрана», 136.
Далее, мольбы о прощении в сочетании с отказом от совершения грехов являются причиной плодородия, роста, многочисленности потомства и силы, так как Аллах Всевышний сказал:
[…и сказал я: «Молите Господа вашего о прощении, ибо, поистине, Он – Прощающий! ~ Он ниспошлет вам с неба обильный дождь, ~ поддержит вас имуществом и сыновьями и устроит для вас сады и реки»] «Нух», 10 – 12.
В вере проявляется милость Аллаха по отношению к рабам Его, а в просьбах о прощении скрыто благо как для религии, так и для мирских дел человека.
Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Того, кто постоянно молит Аллаха о прощении, Он избавит его от любых тревог, и укажет ему выход из любого затруднительного положения и пошлет ему удел его, откуда он и не надеется (его получить)» Ибн Маджа; «Сунан».
Врата покаяния открыты настежь, и оттуда до нас доносится благоухание милости, доброты и благоденствия, так как Аллах Всевышний сказал:
[На смену им пришли потомки, переставшие совершать молитву и пошедшие на поводу у своих желаний. Их обязательно постигнет мучение ~ за исключением тех, кто покаялся, уверовал и творил благое. Такие войдут в рай, и они не будут обижены ни в чем ~ в садах ‘Адна, обещанных Милостивым рабам Его (, которые уверовали в это,) не видев (их). Поистине, обещанное Им исполняется!] «Марйам», 59 – 61.
Покаяние, способствующее возникновению веры и побуждающее к праведным делам, благодаря чему реализуется его ясный положительный смысл, приведет приносящих его к избавлению от мучений, и они войдут в рай, не будучи обиженными ни в чем.
Однако величайшее благо, которое приносят человеку мольбы о прощении и возвращение к Аллаху, состоит в том, что подобные вещи способствуют оказанию человеку милостей, делают благим его удел и умножают блага, а кроме того, Аллах дарует таким людям богатство и сыновей, прощает им грехи, наделяет их силой и указывает им правильный путь. Аллах – Прощающий и Принимающий покаяние, Он принимает покаяние и прощает грехи, протягивая руку Свою днем, чтобы покаялся совершивший что-то дурное ночью, и протягивая руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-то дурное днем, и Он делает это по милости Своей, слава Ему! А поэтому каждый разумный человек должен проявлять покорность своему Господу, ни на мгновение не прекращать бояться Его, постоянно помнить о величии Аллаха и страшиться Его тайно и явно. Знание Его объемлет собой все, а гнев Его силен, но Он обезопасит сердца боящихся от гнева Своего, сотрет дурные дела раскаивающихся и сожалеющих о содеянном, простит их грехи, примет их покаяние и возвысит их.
О Аллах, Ты можешь удовлетворить нужды обращающихся с просьбами и знаешь, что скрывают в себе хранящие молчание, даруй же нам возможность принести искреннее покаяние и вернуться к Тебе полностью, чтобы не примешивались к этому никакие колебания и недостатки и ничто не отдаляло бы нас этого!
Обязательность немедленного покаяния.
Если верно, что все люди нуждаются в покаянии, то также верно и то, что они обязательно должны каяться постоянно. Многие перекликающиеся друг с другом аяты Корана и хадисы указывают на то, что обращение с покаянием сразу же после совершения греха является обязательным, в то время как затягивать с этим недопустимо. Если же покаяние приносят при наступлении смерти (увидев ангела смерти, который приходит, чтобы забрать душу), то оно становится бесполезным, поскольку в подобных обстоятельствах приносится не добровольно, а по необходимости. Вот почему Аллах непременно примет покаяние у тех, кто совершает что-нибудь дурное по неведению, а через непродолжительное время приносит свое покаяние, не дожидаясь того момента, когда надеяться будет не на что, и истечет отведенный срок, и погонят души против их воли и человек уже ничего не сможет сделать.
Аллах Всевышний сказал:
[Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное и вскоре раскаивается.[Аллах Всевышний сам возложил на Себя такую обязанность] Аллах примет покаяние таких, ибо Аллах – Знающий, Мудрый! ~ И не будет (принято) покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть. говорит: «Поистине, теперь я раскаялся!» И не простит Аллах тем, кто умирает, оставаясь неверным. Таким уготовали Мы мучительное наказание!] «Женщины», 17 – 18.
Когда же покаяние Аллаху приносит человек, сожалеющий о том, что он сделал, проявляющий усердие и твердую решимость, сеющий семена богобоязненности и благих дел и надеющийся на милость своего Господа, Аллах принимает его покаяние и не оставляет его отвергнутым, растерянным и охваченным страхом, нет, Он указывает ему путь, ведет его, помогает ему делать шаги в правильном направлении и освещает ему дорогу. Таким образом, раб должен сделать следующее:
1 – Поспешить с покаянием, чтобы грехи не стали его второй натурой и не оказалось бы так, что стереть их уже невозможно;
2 – успеть принести покаяние до того, как он умрет или серьезно заболеет.
Пусть же остерегутся совершающие дурное, упорствующие в своем ослушании и откладывающие покаяние до тех пор, пока к кому-нибудь из них не придет смерть, и тогда он скажет: «Теперь я раскаялся!», — поскольку к тому времени грехи уже укоренятся в его сердце, а душа его привыкнет к ним настолько, что он окажется не в состоянии избавиться от них. И когда наступит обещанный срок, а он окажется вынужденным покаяться после долгих блужданий и совершения множества прегрешений и станет каяться только потому, что у него больше уже не останется времени для совершения грехов, то Аллах не примет такого покаяния, поскольку оно уже не даст ничего благого сердцу и не приведет человека к следованию прямому пути в жизни. Объясняется же это тем, что такое покаяние окажется вынужденным, а не добровольным, и уподобится покаянию, принесенному после восхода солнца с запада, то есть в День воскресения, когда человек воочию узреет проявление могущества Аллаха.
Так пусть же верующий поспешит принести Аллаху свое покаяние до наступления отведенного ему срока, когда надеяться будет уже не на что, а время окажется упущенным.
И да поможет Аллах всем совершать то, что Он любит и что является угодным Ему!
Полное покаяние.
Если покаяние обязательно для каждого дееспособного мусульманина, это значит, что оно должно быть полным и охватывать собой все грехи до единого так, чтобы оно стерло собой следы любого прегрешения в сердце, подобно тому, как свет дня стирает собой мрак ночи. Принося покаяние, раб должен собрать всю свою решимость и волю, твердо вознамерившись остаться в этом состоянии до конца своей жизни, отказываясь от совершения грехов и стараясь добиться от своей души того, чтобы возвращение к греху стало для нее столь же невозможным, как возвращение молока в вымя. Покаяние начинается с выражения сожаления, а завершается благими делами и проявлением повиновения. И в дальнейшем это будет служить сердцу напоминанием, очищать его от всевозможных осадков и мути и побуждать его к тому, чтобы оно уже никогда не возвращалось к греху, делая это ради Аллаха, а не ради сохранения здоровья или богатства, не ради стремления к обретению мирских благ, не из-за страха перед наказанием со стороны кого бы то ни было или перед силой закона и не вследствие отсутствия возможности совершать прегрешения. Иными словами, сердце должно отказаться от совершения всего греховного только потому, что это вызывает гнев Аллаха и вызвало бы гнев Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Это должно в равной степени касаться всех грехов, и будет неправильно, если какому-нибудь из них уделят больше внимания, чем другому. Объясняется это тем, что нет никакой уверенности в том, что Аллах примет благочестивые дела от такого раба, который станет продолжать совершать те или иные грехи, поскольку если душа продолжает стремиться к сладости греха, то маловероятно, что благие дела будут абсолютно чисты, а если сердце окажется запятнанным страстями, то праведные дела уже не смогут оставаться полностью искренними, так как из-за постоянного совершения грехов сердце покрывается и пропитывается ими. Таким образом, от раба требуется отказаться от всего дурного, поскольку это уже само по себе будет побуждать его к совершению благого. Так, например, если раб Аллаха принесет покаяние за ложь, то будет неприемлемо, если он станет продолжать прелюбодействовать или проявлять высокомерие, нет, если он покается в одном, то это должно привести его и к покаянию в другом, и так – до тех пор, пока он не удалит из своего сердца все дурное.
Далее, знай, да направит Аллах меня и тебя к благу, что каждая часть тела человека должна приносить покаяние по-своему. Так, например, покаяние глаза будет заключаться в том, что он перестанет взирать на запретное, покаяние руки – в том, что она перестанет касаться запретного, покаяние уха – в том, что оно перестанет слушать запретное, покаяние половых органов – в том, что они перестанут прелюбодействовать и так далее.
Кроме того, раб Аллаха должен восполнить все упущенное им, выполнять все те религиозные обязанности, которые он не выполнял раньше, вернуть каждому законному владельцу то, что было незаконно захвачено у него, и заставить свое тело, которое прежде он использовал для совершения запретного, подчиниться Аллаху Всевышнему, заняться исполнением Его велений, использовать в качестве еды только дозволенное и удаляться от всего сомнительного и запретного.
О Аллах, поистине, мы молим Тебя помочь нам принести искреннее покаяние, полностью вернуться к Тебе и совершать такие благие дела, которые будут приняты Тобой, о Господь миров!
О том, что делает покаяние недействительным.
Ранее уже было отмечено, что покаяние представляет собой нечто такое, с чем раб Аллаха, обратившийся к этому, не должен расставаться уже до конца своих дней. И если кающийся собирает всю свою решимость и приносит искреннее покаяние, то он должен исключить возможность возвращения к греху подобно тому, как исключается возможность возвращения молока в вымя. А если он снова берется за старое и возвращается к совершению грехов, то тем самым делает свое покаяние недействительным, поскольку одним из условий действительности покаяния является его непрерывность. Итак, если раб Аллаха принесет покаяние за какой-либо определенный грех, а потом снова станет совершать его, то тогда будет считаться, что он сделал свое покаяние недействительным вследствие возобновления совершения этого прегрешения. Но если он покается, а потом снова станет грешить, то будет ли он нести ответственность и за тот грех, в котором он покаялся, и за возвращение к нему? Иными словами, будет ли он заслуживать наказания и за то, и за другое? И если он умрет, так и не отказавшись от этого, то станет ли его покаяние полностью недействительным или же он понесет наказание только за то, к чему он вернулся?
На это вопрос я отвечу так: правильным будет считать, что даже если в подобном случае покаяние его станет недействительным, он, тем не менее, не будет нести ответственность за тот грех, в котором он покаялся, поскольку грех этот был устранен покаянием, в результате чего человек стал таким же, как и тот, кто вообще его не совершал. Иными словами, он полностью освобождается от ответственности за совершение этого греха прежде и несет ее только за то, что он стал совершать снова. Покаяние, которое он принес, есть нечто благое, а возвращение к совершению греха – нечто дурное, но последнее не делает благое недействительным точно также как не делает недействительным совершение греха, к которому он вернулся, то благое, что совершает человек наряду с совершением этого греха.
УРОКИ ДУХОВНОГО
ВОСПИТАНИЯ
Перевод: Владимира Абдалла Нирша
http://bibliotekaislama.com