Как начать изучение науки о хадисах?



Вопрос #153227: Как начать изучение науки о хадисах?
Что скажете о том, кто желает получать знания о хадисах? С чего ему следует начинать? Я, хвала Аллаху, подробно изучил ‘акыду и испытываю большую тягу к изучению наук, связанных с хадисами. Хочу уже приступить и потому нуждаюсь в Ваших советах.
Ответ

Вся хвала Аллаху!

Методологическую инструкцию по усвоению материалов наук о почтенных хадисах мы вкратце изложим в следующих рекомендациях:

1) Полноценная занятость заучиванием текстов пророческой Сунны, что является основной целью и главным результатом, ради которого ученые и сформировали все науки о хадисах. Не допустимо, чтобы средство отвлекало искателя знаний от основной цели.

Заучивание текстов пророческой Сунны начинается с заучивания тех хадисов, достоверность которых подтверждается обоими «сахихами». После этого заучивают то, что приводится только у аль-Бухари, затем то, что приводится только у Муслима. Тем самым достигается первый и самый важный этап формирования у учащегося склада ума ориентированного на хадисы.

Далее, в дополнение к хадисам обоих «сахихов» он заучивает остальные хадисы, содержащиеся в шести авторитетных сборниках и популярных «муснадах». Для этого следует воспользоваться теми многочисленными книгами, в которых собраны и упорядочены эти дополнительные хадисы.

Лучший способ выучивания – это повторение усвоенного материала в течение определённого количества дней после дня заучивания. Этот способ рекомендует аз-Зарнуджи, да помилует его Аллах. Он говорит:

“Учащемуся следует определить для себя программу повторения. Без этого его сердце не будет спокойно. То, что он выучил вчера, ему следует повторять пять раз. То, что выучил позавчера – четыре раза. То, что выучил три дня назад – три раза. Выученное четыре дня назад – два раза. Выученное пять дней назад – один раз. Такой метод более всего способствует усвоению материала” (конец цитаты). «Та’лим аль-мута’аллим» (С. 60).

Если учащемуся не даётся полноценное заучивание, то ему следует не сокращать дополнительное чтение этих хадисов, пока сознание не станет их воспроизводить, сердце не усвоит их полностью, а для памяти не станет легко их вспоминать.

Подробно об этом говорилось в ответе на вопрос № 113469.

2) Изучающему хадисы необходимо уделять внимание заучиванию цепей их передачи и – по возможности – имён передатчиков и их биографий.

По популярности цепи передачи (иснады) пророческой Сунны делятся на три вида:

Первый вид – это основные цепи. Через одну такую цепь передаются сотни хадисов. Эти цепи считаются опорным звеном в системе доведения до нас пророческой Сунны. Нет ни одной книги по Сунне, которая бы не опиралась на эти цепи и не содержала бы в себе эти цепи в больших количествах.

Среди этих цепей можно выделить:

— Передача аль-А’маша со слов Заквана Абу Салиха ас-Саммана от Абу Хурайры;
— Передача аз-Зухри со слов Абу Саламы б. ‘Абду-р-Рахмана от Абу Хурайры;
— Передача Хаммада б. Саламы со слов Сабита б. Аслама от Анаса;
— Передача ‘Убейду-Ллаха б. ‘Умара аль-‘Умари со слов Нафи’а от Ибн ‘Умара.

С этими цепочками, через которые передаются сотни сообщений, можно ознакомиться по книге «Тухфа аль-ашраф» имама аль-Миззи.

Изучить сведения о передатчиках, содержащихся в этих цепях, можно по книге «Табакат аль-муксирин мин ривайати-ль-хадис» шейха ‘Адиля аз-Зуракы (Введение: выдающийся ученый ‘Абду-Ллах ас-Са’д. Изд.: «Дар Тавик»).

После изучения этих цепей учащемуся следует взяться за присоединение их к уже выученным текстам из книг по Сунне. Благодаря этому его сердце вместит в себя сотни хадисов с цепями их передачи. Тем самым он перейдёт на новый этап значительных достижений в этой почтенной науке.

Второй вид – это менее популярные цепи передач. Через них передаются десятки сообщений, однако в них встречаются некоторые распространённые сложности, такие как обрыв цепи передачи (инкыта’), либо укрывательство недостатков цепи (тадлис), либо пропуск имени сподвижника (ирсаль) и т.п.

О некоторых из этих цепей передач можно узнать из книги «Тухфа ат-тахсыль» аль-‘Алля’и.

Освоив эти цепи и содержащиеся в них сложности, учащийся преодолеет огромный путь достижений в этой области.

Третий вид – это слабые и сфабрикованные цепи. Через них передаётся очень много хадисов. Для учащегося также очень важно разбираться в них, ибо не подобает специалисту по хадисам быть несведущим в том, что известно среди ученых по хадису как слабое, отвергаемое, либо подложное.

Для этого надо много читать книги «Мизан аль-и’тидаль» имама аз-Захаби, «аль-Камиль фи ду’афа’и-р-риджаль» Ибн ‘Ади и «аль-Мауду’ат» Ибн аль-Джаузи.

3) После того как учащийся проделает большой путь в заучивании текстов Сунны, он приступает к изучению толкования этих текстов, освоению употребляемой в них лексики и способов их интерпретации.

Аль-Хатыб аль-Багдади – да помилует его Аллах! – сказал: “Знание – это осмысление и понимание, а не углубление и погружение в пересказ сообщений”. «аль-Джами’ ли-ахляк ар-рави» (С. 174).

На начальном этапе обучения учащийся должен понимать важность ограничения краткими комментариями, раскрывающими значения неясных слов и выражений и не растягивающими разъяснение правовых и научных вопросов. Работа с подробными толкованиями окажется для учащегося слишком затяжной. С ней он затаскается по глубоким ущельям, выбираться из которых он толком и не умеет.

Будет хорошо, если он прочитает небольшой комментарий, как например, книгу «аль-Муфаххим ли-ма ашкаля мин тальхис сахих Муслим» имама аль-Куртуби, книгу «аль-Минхадж шарх сахих Муслим бни-ль-Хаджжадж» имама ан-Навави, а содержащиеся в этих книгах смысловое значение хадисов и толкование их лексических единиц кратко законспектирует именно в той своей книге, из которой он заучивал эти же хадисы. Тем самым, когда он станет повторять заученную часть пророческой Сунны, одновременно с этим он будет и вникать в краткое разъяснение смысла хадисов, в результате чего объединит две пользы.

Что же касается занятости разбором правовых вопросов, извлекаемых из хадисов, то это совсем другая сфера деятельности. Не правильно основывать её на книгах толкований хадисов. Её источником должны быть книги по фикху, в которых юридические вопросы систематизированы с учетом концептуальных принципов (усуль) и правоприменительных положений (фуру’) одного из четырёх мазхабов.

4) Что касается науки о терминологии хадисов (мусталях аль-хадис), то здесь мы порекомендуем учащемуся взяться за книгу «Тахрир ‘улюм аль-хадис» шейха ‘Абду-Ллаха аль-Джудей’а. Советуем читать её, обучаться по ней и выучить содержащиеся в ней темы.

Эта книга является ведущей в своей категории. В отличие от других книг по терминологии хадисов, она выделяется тем, что рассматривает научные сведения о хадисах сквозь практический опыт аналитических методов и индукцию всех теоретических установок, содержащихся в книгах о скрытых дефектах (‘иляль) и биографиях передатчиков.

Если же эта книга окажется слишком длинной для учащегося, или он будет неподкованным в приобретении таких знаний, то пусть ограничится книгой «Нузха ан-назр шарх нухба аль-фикр» хафиза Ибн Хаджара, либо сделает краткое изложение книги шейха ‘Абду-Ллаха аль-Джудей’а и работает с этим рефератом пока в совершенстве не усвоит его, а когда усвоит, пусть переключается на более обширное чтение других книг, важнейшие из которых: «ан-Накт ‘аля ибни-с-Салях» хафиза Ибн Хаджара и «Фатх аль-мугыс» хафиза ас-Сахави.

5) Необходимо посвящать достаточно времени чтению двух других разновидностей книг:

Первая – это книги о скрытых дефектах (‘иляль) и об определении происхождения (тахридж). Они представляют собой практическое применение наук о почтенных хадисах. Через них учащийся ознакомится с многочисленными образцами квалификации хадисов и полезными сведениями о цепях их передачи. Для него откроются новые горизонты исследования и обозрения.

Вторая разновидность – это современные научные работы специалистов по исследованию почтенных хадисов, как например, книги выдающегося ученого ‘Абду-р-Рахмана аль-Му’аллими, да помилует его Аллах, а также специальные научные монографии.

Хвала Аллаху, мы живём во время небывалого доселе научного развития хадисов. Аналог такого прогресса едва ли можно обнаружить в прежних веках истории исламской науки.

Многие из этих монографий содержат солидные обзоры научных мнений и важные научные дискуссии по существенным вопросам. Учащемуся не следует оставаться в неведении о них и избегать внимания к ним.

Он заметит, что чтение этих новейших исследований увеличит капитал его достижений, расширит его познание, разожжет в его сознании многочисленные научные вопросы, требующие тщательного изучения и разбора, в осуществлении чего он, возможно, внесёт свой вклад.

Но прежде всего этого необходимо напоминать себе о богобоязненности по отношению к Всевышнему Аллаху, ибо она является высшей целью всех наук. Кого знание занимает от деяний, тот впадёт в заблуждение и погибнет. Потому обязательно, чтобы следы знания отражались на смиренности учащегося, его скромности, а также на респектабельности его нрава и воспитанности в общественной среде.

Передают, что аль-Хасан аль-Басри – да помилует его Аллах! – сказал: “Было так, что человек приобретал знания, и это сразу становилось заметным в его смиренности, поведении, его языке и его руке”. «Аз-Зухд» ‘Абду-Ллаха б. аль-Мубарака (№ 79).

Ибн ас-Салях – да помилует его Аллах! – говорит: “Кто пожелает приступить к изучению хадисов либо к извлечению пользы из какой-либо части наук о хадисах, тот прежде должен исправить свою мотивацию и своё чистосердечие, очистить своё сердце от мирских устремлений и их мусора, а также уберечь себя от вредоносности любви к руководствующему положению и связанным с ней безрассудством” (конец цитаты). «’Улюм аль-хадис» (С. 213).

А Аллах же знает лучше!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector
Яндекс.Метрика