ПУТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩИН
Поистине, Исламская Умма - Умма единая, как сказано Всевышним:
"Поистине, этот ваш народ - народ единый, и Я - Господь ваш, поклоняйтесь же Мне!"
(Сура "Пророки", аят 92).
И путь этой Уммы также един, как сказано в Священном Коране:
"И это - Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили нас от Его дороги. Это Он завещал вам, - может быть вы будете богобоязненны!"
(Сура "Скот", аят 153).
Мы, поистине, видим в Исламском мире многочисленные современные группы и общины, каждая из которых сама для себя установила название, определила в соответствии с ним себе путь и противоречат пути Всевышнего, находясь, казалось бы, в рамках Ислама.
В то же время группировки эти так же, как и в прошлые века, разногласят между собой.
Если эти общины и партии преступают рамки того пути, который начертан Всевышний и которому велено следовать, и требуют развития в их русле, не допуская отхода от этого, то это находится в ведении Господа, который не допускает подобного, кроме как требуя оставаться в границам определенного Им, руководствуясь Его идеями. Но с точки зрения лидеров этих движений и их теоретиков, получается, что Ислам и все тупиковые учения находятся именно на этом пути. Результатом такого полагания становится чрезвычайная узость горизонта, весьма отдаленного от пути победоносной спасшейся группы. Приведем некоторые примеры:
Сектантский фанатизм, выражается в слепой приверженности идеям, личностям, шейхам. В отношении этого явления Исламские течения вынесли свое решение, так как в Исламе фанатизм, кастовость и местничество не допускаются как проявления невежества. Допускающие их не учитывают реалии и меру опасности, которую они в себе таят, до тех пор, пока молодежь не отвернется от них и они не поймут бессмысленность их практики, даже если их пропагандирует семидесятилетний ученый.
Известно, что правовая оценка личности - это уровень знаний и степень богобоязни: "Самый благородный из вас - это самый богобоязненный", а весами для оценки идей и путей служат Коран и Сунна:
"Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу"
(Сура "Женщины", аят 59).
Результатом сектантства и противоречий являются ссоры, враждебность, постоянные разногласия и полный провал на миссионерском поприще.
Что касается призывов, то все они должны служить Исламу и иметь реальные результаты, которые заключаются в противодействии имеющимся разногласиям между различными партиями и сектами и их целями, расколам между ними. Думаю, что примеры здесь неуместны в силу повсеместной распространенности подобных явлений.
Поэтому уместно спросить: есть ли существенная разница между теми раскольными течениями, о которых говорил выше шейх-уль-Ислам, когда речь шла о мутазилитах, и современными движениями, не имеющими названий, хотя названия не меняют сути дела.
Это соответствует словам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о противоречиях в общине, которая разделится на многочисленные группы, следуя вслед за страстями и пороками.
И можно ли говорить сегодня о сотрудничестве на основе уважения и покорности, и следованию всех по пути Всевышнего Аллаха, Который заповедовал в Книге:
"О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему и не умирайте иначе, как будучи мусульманами. Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он вас спас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, - может быть, вы пойдете прямым путем!"
(Сура "Семейство Имрана", аяты 102-103).
НОВШЕСТВА В РЕЛИГИИ их характер и негативное влияние на общество
Али ибн Мухаммад Насер ал-Факихи