Первые суфии и калям
Заметка на счет первых суфиев: Известно что первые, вообще не имели ничего общего с калямом.
Известно что в суфизм, калям стал проникать со слов куллябитов, таких как Харис аль-Мухасиби (умер в 243 г.) и др. более поздних, за что (т.е. за калям) Имам Ахлю-Сунна, Ахмад ибн Ханбаль строго его порицал.
Известно что первые суфии сторонились каляма от куллябитов:
Учитель аль-Джунейда, Шейх ас-Сарий ас-Сакъатий предостерегал его от каллямических убеждений аль-Мухасиби. Абу Хамид аль-Газали в «Ихья» 1\37-38, пишет: «Сказал аль-Джунейд, да смилуется над ним Аллах: «Сказал мне мой Шейх ас-Сарий: «Когда ты покидаешь мое собрание с кем ты сидишь?» Я сказал: «С аль-Мухасиби». Шейх мне сказал: «Хорошо. Возьми от его знания и манер поведения, но оставь его разногласия в каляме и его прения с мутакаллимами». И это понятно т.к. сам Имам Ахмад его за это критиковал, хоть и уважал его как ученного.
Известно, что такие первые суфии, как автор книги «Табакъат ас-Суфийя» Абу Абдурахман ас-Сулями, даже проклинал куллябитов. Что приводит суфий Абу Исмаил аль-Харауви в книге «Зам аль-Калям» в его слов. Известны порицания в сторону каляма и таких первых суфиев как Джунейд и Сахль ат-Тастари.
Кстати Ибн Теймийя, если и рассуждал о суфиях это не из-за своего незнания о них, а напротив глубоко изучив все их книги и историю. Его жизнь, Ильм, Адаб, Варъу, Такъува, Аъмал, Зухд, Иисар и т.п. свидетельствуют что он был Имам суфиев в свое время, мало кто с ним мог в этом сравниться. Суфием в том понимании которое выражал аз-Захаби. Кто то даже сейчас выставляет его как суфия-къадирита.
Так вот Ибн Теймийя говоря о книге ас-Сулями и его отношения к мутакаллимам в частности к куллябитам (а если по мнению кого-то аль-Ашари оставался куллябитом то и к ним), говорит. Что т.к. ас-Сулями жестко их порицал и даже проклинал, то вряд-ли он в своей книге «Табакъат ас-Суфия» включил кого-то из мутакаллимов. По крайней мере из тех за кого точно знал что он мутакаллим.
О книге Аль-Калабази (умер в 380 г.) «Тааруф ли-мазхаб ахлю-тасаввуф». Книга в общем очень интересная для тех кто изучает Тасаувуф, и по стилю написания в вопросах акыды, она схожа со стилем первых куллябитов, либо по крайней мере слегка подвержена их стилю «нафьюн мафассаль»(подробное отрицание).
Он указывает что ВСЕ суфии его времени подтверждали Сифаты на их (хакъикатан) истинном значении, без ташбиха и без убеждения сторон, места, органов и т.п.
??? ?? ????? ?????? ?????? ????? ??? ???????? ??? ???????? ???????? ??????? ???????.
«И то что Он (описываем) Слухом, Зрением, Ликом, Рукой (хакъикатан) в истинном значении, (и это) не подобно слуху, зрению, рукам (творений) ни коим образом». См. его книгу в главе о Сифатах.
Он так же привел разногласие суфиев, по поводу «Маджи» «Итьяна» и «Нузуля» (Снисхождения на ближайшее небо и Прихода в судный день).
???? ??????? ????: ???? ???? ?? ??? ???? ??? ??? ???? ???? ????? ?? ??????? ????????? ???? ??????? ???? ??? ??? ????? ???? «.
«Сказали большинство из суфиев, что это все Качества и они (присущи Ему) как Ему подобает (как подобает Его Величию Пречист Он от подобия). И не следует о них говорить больше чем читая их и передавая. Обязательно следует верить в это, и не обязательно углубленное исследование в этом».
В принципе, практически все, что выразил Аль-Калабази, далеко не то, на чем были ашариты после 5 века и по сей день.
Похоже что те суфии, о которых он писал и с кем встречался были либо вообще не связаны с мутакаллимами, либо куллябитами. Т.к. известно что первые из них, в частности от аль-Мухасиби, подтверждал Сифаты Хабарийя (Лик, Глаза, Руки) , а так же аль-Улув.
Харис аль-Мухасиби говорит в своей книге «Фахм аль-Къуран»:
«А что по поводу Слов: «Милостивый вознесся над Троном». Сура Та-ха 5 аят.
«Он – Одолевающий и находится над Своими рабами». Сура аль-Анам 18 аят.
«Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе». Сура аль-Мульк 16 аят.
«…то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона». Сура аль-Исра 42 аят.
Это и другие аяты, подобны Его Словам:
«Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему». Сура аль-Мааридж 4 аят.
«К Нему восходит прекрасное слово». Сура аль-Фатыр 10 аят.
Это категорично делает обязательным то, что Он над Аршем, над абсолютно всем вещами, Пречист от того чтоб быть вхожим внутрь творений, ничто от Него не скрывается, т.к. Он пояснил в этих аятах, что Сущность Его над Его рабами, ведь Он сказал: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас»? Сура аль-Мульк 16 аят. Что значит, Он над Троном, а Трон над небесами». См. «Фахм аль-Куран» стр. 349-350. Авторство аль-Мухасиби к этой книге подтверждает так же Абдул-Фаттах Абу Гуда в написанной им биографии аль-Мухасиби к книге «Рисаля аль-мустаршидин» стр. 65.
В последующем, многие суфии воспитались на мазхабе мутакаллимов и это действительно факт. Кроме конечно таких Имамов Тасаввуфа как Абдул-Къадир аль-Джилани, Абу Исмаил аль-Харауви (род. 396 г.) и др. они оставались на том на чем были первые суфии в вопросах акиды, и научно опровергали поздних ашаритов. См. книги «Зам ат-Таъвиль» аль-Харауви и «Гъунья» аль-Джилани, где прямым текстом идет речь о ашаритах. Но стоит отметить что критика аль-Харауви часто была чрезмерна, что нельзя сказать о Джилани, да смилуется над ними всеми Аллах.
http://imamdag.wordpress.com